Страх, протест и непринятие себя: стоит ли водить незрячих детей к магам-целителям

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: статья иллюстрирована тремя рисунками в сиреневой гамме. Дети под воздействием гипноза. Стилизованное изображение девочки и мальчика на темно-лиловом фоне. У обоих узкое тело и непропорционально большая круглая голова. Волосы мальчика уложены на косой пробор, глаза закрыты. Девочка - с хвостиками в темных круглых очках. Над головами детей нависают две огромные руки ладонями вниз.

Если в семье рождается ребенок с инвалидностью или болезнь возникает из-за той или иной травмы, это всегда сильный стресс для родителей и близких. Сильное желание помочь ребенку приводит к тому, что родители любым путем стараются вылечить его. Первым делом они обращаются к врачам и, не жалея сил, времени и денег, возят ребенка по всевозможным клиникам и медицинским центрам. Если же ситуация такова, что врачи не могут помочь, родители нередко обращаются к альтернативным способам лечения. Здесь появляется вера в невозможное, в чудо, а вместе с ней и походы по целителям, магам, гадалкам и экстрасенсам. Незрячая психолог Юлия Васильева разбирается, почему часто даже сторонники научного подхода прибегают к недоказанным методам и как это сказывается на психике ребенка.

Для написания статьи я провела небольшой опрос среди моих знакомых незрячих и слабовидящих людей, который показал, что большинство из них в детстве посещали разного рода экстрасенсов. Приведу здесь лишь несколько наглядных примеров.

Ирина из Москвы очень ярко помнит, как в пятилетнем возрасте ее впервые повели к бабушке-знахарке. Они с родителями долго шли по зимнему лесу, затем принимали участие в обряде, который состоял в разжигании костра и задабривании духов леса. Будучи маленькой девочкой, Ирина воспринимала происходящее как веселое приключение, но это было лишь первым опытом в череде других. В 12 лет девочка твердо заявила родителям, что устала от различного рода шарлатанов, и отказалась их посещать. Она никогда не верила в то, что ее могут вылечить подобным образом.

Елена из Твери до сих пор с ужасом рассказывает о том, как ей делали по 10 уколов каждый день, и продолжалось это больше года. Лечили девушку с помощью нетрадиционной медицины, и стоил каждый последующий курс все дороже.

Алена из Новосибирска столкнулась с методом Бронникова, в основе которого лежало выявление внутренней энергии, за счет которой можно было начать видеть. «Лечение» проводилось прямо в школе-интернате, с согласия родителей.

Модным среди методов нетрадиционной медицины было и иглоукалывание. Дана вспоминает, что сначала некий маг пытался ее гипнотизировать, а затем со всей силы бросил ребенку в лоб огромную иголку. Моей сестре Светлане в возрасте шести лет втыкали в разные части тела 24 иглы, и каждые несколько минут так называемый специалист по мануальной терапии подходил и прокручивал эти иглы. Только представьте, какую боль приходилось пережить этим детям.

Тифлокомментарий: на подставке на темном космическом фоне стоит светло-лиловый шар для предсказаний. Справа от него — темные круглые очки. За ними хаотично расположены фиолетовые кляксы.

У меня лично тоже очень богатый опыт посещения экстрасенсов. Помню и сеансы всем известного Анатолия Кашпировского, и заряженную воду от Алана Чумака, и более мелких магов, собирающих целые залы и стадионы людей, которые готовы поверить в любое чудо. Возили нас и к женщине, которая утверждала, что во сне нас лечат некие духи, и съезжались к ней люди не только со всей России, но и из близлежащих стран.

Обратимся к причинам, побуждающим родителям обращаться к подобного рода специалистам. Психолог, специалист по ранней помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития Анна Паякова считает, что для многих семей очень важно попробовать разные варианты помощи детям, в том числе нетрадиционные и не всегда одобряемые научным сообществом. Кроме того, отмечает Анна, в Москве и в других городах России далеко не всегда можно найти место, где ребенок и его семья получат комплексную помощь, где им предложат маршрут: с чего стоит начать в раннем возрасте, как поддержать и чем заниматься в дошкольном, куда пойти в школу и что делать, кроме школы, к каким специалистам стоит сходить на консультацию, а что будет тратой времени и денег.

«Конечно, можно говорить и про плацебо-эффект. В случае если условный „шаман“ не вредит, а то, что он делает, успокаивает маму ребенка, и это спокойствие помогает ей лучше на ребенка настроиться (ловить его сигналы, замечать маленькие перемены и успехи), это очень хороший эффект, который поможет ребенку и семье в целом», — говорит Анна.

Я как психолог согласна с тем, что у родителей часто очень мало нужной и полезной информации как о развитии больного ребенка, так и о методах его лечения и реабилитации.

Однако есть целый ряд причин, по которым родителям не стоит поддаваться искушению и пытаться вылечить детей всеми возможными способами.

Тифлокомментарий: та же девочка в круглых темных очках с белой тростью в руке на мрачном фиолетовом фоне. За девочкой лежат две сиреневые кляксы;за ними одинаковые силуэты круглоголовых людей, стоящие в длинную шеренгу плечом к плечу, слева дверь со светло-лиловым крестом

Во-первых, нужно понимать, что большинство подобных людей не имеют медицинского или психологического образования, поэтому они могут нанести как физические, так и душевные травмы детям. Многие из моих друзей рассказывали, что испытывали сильный страх перед странными людьми, совершающими непонятные действия. Также мне известны истории, когда люди, находившиеся в тяжелом состоянии, переставали принимать лекарства и консультироваться с врачами, так как верили в чудесное исцеление, и их жизнь заканчивалась трагически.

Во-вторых, на это тратятся большие деньги и много времени, которые можно было бы направить на реабилитацию ребенка и покупку действительно нужных вещей.

В-третьих, чем больше мы поддерживаем в человеке надежду на то, что он вот-вот станет здоровым, тем на более долгий срок мы оттягиваем адаптацию к существующей болезни, приобретение полезных умений и навыков для того, чтобы быть наиболее успешным и эффективным.

Вместо этого незрячего ребенка надо как можно раньше обучить навыкам самообслуживания, стараться не делать все за него, хотя у родителей часто есть такой соблазн. Важно учить детей использованию белой трости, расширять их кругозор с помощью тактильных макетов и моделей, позволять им вращаться в среде сверстников, получать опыт коммуникации с разными людьми. Полезным будет также посещение санаториев и центров реабилитации, где родители могут получить помощь и консультации специалистов, а не пустые обещания быстрого выздоровления.

Родителям незрячих детей важно как можно раньше принять факт инвалидности ребенка и обратиться к тифлопедагогам и тифлопсихологам, которые смогут задать вектор развития для всей семьи, а также оказать своевременную психологическую помощь.