Личная гигиена: как подготовить незрячих школьниц к началу менструации

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: коллаж из четырех изображений на голубом фоне. Слева направо: белая ежедневная прокладка с перфорацией в виде сердечка и волн, гигиеническая прокладка с «крылышками», менструальная чаша розового цвета – небольшое силиконовое приспособление в форме перевернутого колокола с хвостиком – и гигиенический тампон цилиндрической формы с аппликатором.

Марта Любимова – тифлопедагог, специалист по ориентированию, мобильности и самообслуживанию незрячих. В своих текстах на портале «Особый взгляд» Марта отвечает на самые частые и сложные вопросы родителей незрячих детей и профессионалов тифлопедагогики: как научить ребенка готовить, убираться, самостоятельно чистить зубы и принимать пищу, чем отличаются друг от друга белые трости, как маркировать предметы быта и многое другое. В этой статье Марта Любимова рассказывает о том, как и когда учить девочек правилам личной гигиены во время менструации.

Это была моя первая командировка. Мы приехали тогда еще с моим будущим мужем Алексеем в реабилитационный центр заниматься с молодыми людьми с нарушением зрения пространственной ориентировкой и самообслуживанием. Там мы познакомились с Татьяной, которая во время занятий рассказала нам, с какими трудностями ей пришлось столкнуться в подростковом возрасте и как ей не хватало информации по разным, на первый взгляд простым вопросам.

Самым ярким впечатлением для меня тогда был ее рассказ о том, как во время обучения в специальной школе-интернате для детей с нарушением зрения у нее началась менструация. Школа находилась далеко от дома, поэтому на каникулы ее забирали только летом. О том, как происходит процесс полового созревания и что такое менструация, ни родители, ни воспитатели школы ей не рассказывали. Когда этот момент наступил, она не могла понять, что происходит. Позже, когда воспитатели заметили ситуацию, ей просто дали гигиенические прокладки и отправили в туалет. По словам Татьяны, она впервые видела этот предмет гигиены и совершенно не представляла, как им пользоваться.

Тогда, больше десяти лет назад я думала, что это какой-то уникальный случай, что отсутствие информации больше исключение, чем правило. Но, опросив незрячих женщин и девушек, я поняла, что это, к сожалению, распространенная ситуация. С тех пор я стала проводить беседы с педагогами и родителями, рассказывала не только о важности данной работы, но и о том, как помочь девочкам и как проводить практические занятия. Во время бесед с педагогами откровением для меня было то, что в специальных школах такая работа чаще всего не проводится.

Давайте вместе разберемся, с чего и когда начать и как организовать занятия, чтобы начало менструации не было для незрячих девочек стрессом.

Теория

Беседы нужно начинать заранее, когда девочкам лет девять. Менструация у некоторых девочек начинается достаточно рано, поэтому в этом вопросе лучше раньше, чем позже. Беседы можно проводить периодически, например, раз в год.

Первые беседы должны содержать информацию об анатомии и физиологии. Очень желательно, чтобы подобные беседы сопровождались изучением макетов или рельефных рисунков. Нельзя изучать анатомию только со слов педагога. Девочки должны знать строение женского организма, строение половых органов, иметь представление о процессах менструации и полового созревания, понимать, какие изменения происходят в организме.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Мужчина в белом халате демонстрирует анатомическую модель матки с яичниками в разрезе. Светло-розовая модель имеет грушевидную форму, широкая наверху и постепенно сужающаяся книзу. Красный цвет на продольном разрезе обозначает мышечную ткань. В центре модели треугольная полость с каплевидными объемными элементами красного и белого цвета. Вправо и влево от верхней части матки отходят парные отростки с небольшими шарообразными образованиями на концах. Два из них – яичники – покрыты белой оболочкой, правый показан в разрезе.

После изучением анатомии необходимо проводить практические занятия. Всех девочек нужно познакомить с максимально возможным количеством средств женской гигиены:

  • ежедневными одноразовыми прокладками;

  • гигиеническими одноразовыми прокладками (толстые, тонкие, с «крылышками» и без них);

  • тампонами (с аппликаторами и без);

  • менструальными чашами;

  • многоразовыми прокладками.

Во время демонстрации каждой девочке нужно дать в руки тщательно изучить все предметы. Следует рассказать о способах упаковки гигиенических прокладок (в коробке, в пакете, сложенные в индивидуальной упаковке). Виды упаковок нужно представить наглядно. Обязательно нужно рассказать о степени защиты одноразовых прокладок, что в одной линейке у одного производителя можно найти варианты разных размеров и толщины. Маркировка на упаковках указывается в виде капелек.

Практика

После того как девочки познакомились непосредственно с продукцией, необходимо проводить практические занятия по ее применению. Для этого нужно использовать специальное «учебное» белье и прокладки. Сначала девочкам на столе показывают, как разложить трусы и как наклеить ежедневные и обычные прокладки с «крылышками» и без них. После того как девочки освоили этот навык, обязательно покажите, как происходит крепление гигиенических прокладок в реальности. Для этого нужно приглашать на занятия девочек в брюках, сверху надевать белье, предназначенное для обучения и показывать, как осуществляется крепление и смена прокладки. Этот этап необходим, так как далеко не все девочки могут перенести навык из искусственных условий (крепление на разложенном на столе белье) в реальные – на себе.

Источник фото: medicalnewstoday

Тифлокомментарий: цветная фотография. Женщина держит ежедневную прокладку на сложенных лодочкой ладонях. Вид чуть сверху на часть женского корпуса. На женщине черный короткий топ, открывающий плоский живот, и белые кружевные трусы. Руки опущены, полусогнуты.

Важным этапом обучения является вопрос утилизации использованных прокладок. Расскажите и покажите, как снимать использованную прокладку, как ее нужно свернуть, как завернуть в индивидуальную упаковку от следующей прокладки или в салфетку, туалетную бумагу перед тем, как выбросить в мусорное ведро. Обязательно обратите внимание девочек на то, почему важно правильно утилизировать прокладки, почему их нельзя оставлять на видном месте, почему нельзя хранить использованные прокладки в сумке, кармане, ящике шкафа и т.д.

Расскажите об использовании тампонов и менструальных чаш, о ситуациях, когда тампоны необходимы (бассейн). Тампоны, как и прокладки, обладают разной впитывающей способностью, что маркируется на упаковке каплями и имеет расшифровку (мини, макси и т. д.) Рассказывая о тампонах, обязательно обсудите строение женских половых органов. Сообщите, куда вставляется тампон, а ещё лучше покажите на макете. Если у вас нет макета, подготовьте рельефный рисунок или слепите пособие из пластилина. Само использование тампона можно показать каждой девушке на руке. Обязательно отдельно показывайте использование тампонов с аппликатором и без. Попросите девушку сжать руку в кулак и покажите, как вводить средство личной гигиены. Сообщите, что после каждого купания нужно менять тампон, так как вода пропитывает нитку и попадает в организм. Менструальные чаши можно не менять после каждого купания.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На темно-синем фоне белые гигиенические тампоны с голубыми шнурками-аппликаторами. Тампоны расположены симметрично, в шахматном порядке.

Уделите внимание вопросу гигиены: объясните девочкам, что необходимо мыть руки перед сменой прокладки или тампона и после. Во время менструации девушка должна чаще принимать душ.

После того как девочки освоили вышеперечисленные навыки, нужно провести экскурсию в магазины, где продаются средства личной гигиены. Скажите, что их можно приобрести в аптеке, супермаркете (в отделе с бытовой химией), в некоторых магазинах косметики и т.д. Обязательно уточните, где и в каких отделах искать прокладки и тампоны. Во время экскурсии нужно проводить девочек в отдел, рассказать об ассортименте, указать, чем отличается товар разных производителей. Завершить экскурсию можно покупкой упаковки прокладок каждой девочкой – пусть средства личной гигиены будут на всякий случай. Нужно рассказать девочкам, что покупать прокладки и другие средства личной гигиены не стыдно, что каждая женщина делает это каждый месяц, а если продавец женщина, она сама использует данную продукцию и может проконсультировать.

Цикл

После знакомства можно перейти к самому сложному вопросу для незрячей девушки: как отследить цикл, не пропустить момент, соблюсти чистоту.

Расскажите девочкам о цикле: важным моментом является контроль цикла, нужно научить девочек вести календарь. Это может быть отдельный блокнот, где она будет шрифтом Брайля помечать начало и конец менструации, можно завести отдельный документ в ноутбуке и фиксировать даты для вычисления начала цикла. Можно пользоваться специальными приложениями для телефонов, такими как Clue, Eve, Flo, Period Tracker. Можно выбрать максимально удобное для себя приложение и отмечать там начало и конец менструации. Приложения потом сами напоминают о том, что менструация должна начаться.

Объясните, что перед менструацией часто бывают «предвестники»: высыпания на лице, смена настроения, тянущие боли внизу живота и т.д. Можно прислушиваться к себе, это будет дополнительной подсказкой. Некоторые девушки чувствуют начало менструальных выделений. Менструальные выделения имеют специфический металлический запах. Перед началом менструации лучше начать использовать ежедневные прокладки для того, чтобы не пропустить начало. Стоит предупредить девочек, что в первые год и даже два менструация может быть нерегулярной, а потому нужно быть особенно внимательными.

Вопросы чистоты

Какую одежду лучше носить во время менструации? Расскажите незрячим девочкам о том, что не стоит носить короткие юбки, светлую одежду.

Как отследить протекания? Объясните, что нужно менять прокладки не реже, чем раз в 3-4 часа, и подбирать продукцию в соответствии с обильностью выделений. Если протекание произошло, то одежда становится мокрая, на ней появляются яркие красные пятна, которые хорошо заметны окружающим, пятна могут остаться и на мебели, на которой сидела девушка. Обо всех этих обстоятельствах нужно обязательно рассказывать, чтобы девушка понимала важность своевременной смены прокладок. Расскажите, как стирать белье, если произошло протекание: желательно сразу, в прохладной воде и т.д.

Для дополнительной защиты можно использовать специальные трусики для менструации совместно с обычными гигиеническими средствами, они могут впитать то, что пропустила прокладка или тампон. Такие трусики бывают многоразовыми, их можно стирать. Выглядят они, как обычное белье, но имеют специальные вставки между ног и сзади. Существуют трусики, которые можно использовать вместо прокладок, а есть и такие, которые используются совместно с прокладками и тампонами для дополнительной защиты. Если протекание произошло, нужно срочно менять одежду.

Что еще объяснить ребенку

  • Обсудите дополнительные условия использования прокладок. Сообщите, что прокладки одноразовые, их нельзя стирать.

  • Важно обсудить с девочками что делать, если менструация началась, а прокладки не оказалось под рукой. Чтобы этого не произошло, нужно всегда носить с собой как минимум одну прокладку, но можно попросить прокладку у подруги. Если нет такой возможности, можно использовать вату, сложенную в несколько слоев марлю или любую чистую ткань и т.д.

Как помочь незрячей девушке с ментальными нарушениями

Девушки бывают разные, и некоторым из них может быть сложно прикрепить прокладки. Выход все равно можно найти. Некоторые мамы приходят каждые три часа в школу для того, чтобы поменять дочери прокладку, но это крайняя мера. Постарайтесь сначала научить девушку делать это самостоятельно. Начинайте обучение заранее и отрабатывайте многократно. Как вариант, родители могут заранее подготовить несколько комплектов белья с закрепленными прокладками и уложить их в чистый пакет. Девушке нужно будет просто снимать белье с использованный прокладкой, убирать в одноразовый пакет и надевать чистый комплект. Если девушка забывает это делать, родители могут звонить и напоминать, можно настроить напоминания на телефоне. Этот вариант может быть удобнее, чем постоянное присутствие родителей в школе. Попытки научить и сделать процесс хоть в какой-то мере самостоятельным всегда лучше, чем полная зависимость от взрослых.

Половое созревание и начало менструации - это стресс для любой девушки. Поддержите ее, спокойно и максимально развернуто отвечайте на все вопросы. Помните, что зрячим девочкам проще найти информацию, они могут почерпнуть ее в инструкции, литературе, которой достаточно для зрячих девушек, интернете, рекламе по телевизору. Незрячим девушкам нужно все показывать заранее, и очень подробно, просто рассказа будет мало, обязательно нужны практические занятия.

Другие статьи Марты Любимовой читайте в ее авторском блоге на портале «Особый взгляд».