Научный сотрудник Института коррекционной педагогики Российской академии образования, учитель-дефектолог Марта Любимова написала для «Особого взгляда» колонку о том, как и когда лучше всего начинать учить незрячего малыша простым бытовым вещам: чистке зубов, использованию столовых приборов и многому другому.
Если ты думаешь, что НЕ сможешь – ты тоже прав».
Генри Форд
Когда начинать обучать малыша самостоятельности? Ответ здесь может быть только один: прямо сейчас! Другими словами, чем раньше, тем лучше. Конечно, хорошо, если семье удастся организовать работу тифлопедагога с ребенком, но мы понимаем, что это не всегда возможно. К тому же даже самый лучший тифлопедагог за время коротких занятий не сможет дать достаточного количества навыков и информации малышу, а самое главное - отработать и закрепить навык. Поэтому с уверенностью можно сказать, что лучший тифлопедагог для ребенка - это его родитель, ведь каждый раз, общаясь и играя с ребенком, родители, порой даже не сознавая этого, чему-нибудь учат его. Но лучше, конечно, сделать процесс обучения ребенка целенаправленным.
Чему учить и с чего начинать
Во-первых, поверьте: ваш ребенок может гораздо больше, чем вы думаете. Проанализируйте все, что происходит у вас с ребенком за день. Определите, какие действия вы выполняете за него. Можете даже сделать список того, что вы делаете за сына или дочь сегодня. Обдумайте, какие действия из списка ребенок может, хоть и медленно, делать самостоятельно целиком или частично.
Для начала выберите один навык, подумайте, что ребенок уже должен знать и уметь, чтобы выполнить необходимые действия, и с этого начните обучение. (С инструкцией по формированию навыков можно ознакомиться по ссылке.) Разбейте каждый нужный навык на этапы и действуйте каждый раз по алгоритму. Если ребенок не может на данный момент выполнить весь алгоритм даже с вашей помощью, то выберите те этапы, которые доступны хотя бы с помощью и доверьте ребенку их.
Не бойтесь начать обучение навыку с конца! Например, когда вы вместе застилаете кровать, пусть ребенок сам (или с вашей помощью) кладет подушку на место. Потом вы доверите ему поправлять покрывало и класть подушку, потом еще что-то - и так постепенно нарастите действия до законченного. При обучении использованию туалетной бумаги сначала доверьте ребенку самостоятельно выкидывать ее в мусорное ведро, а потом отрывать и так далее.
Незрячего ребенка всему нужно учить специально
Тифлокомментарий: цветная фотография. На покрытом скатертью столе стоят тарелки с едой, графин и бокал с соком. За столом сидит шатенка с длинными вьющимися волосами и челкой в темных очках и белой блузке. Левой рукой она придерживает тарелку, правой касается лежащих в ней помидоров черри. Рядом с ней женщина с убранными светлыми волосами. На ней бежевая блузка, на шее массивный круглый кулон из металла. Это тифлопедагог Марта Любимова. Марта держит правую руку собеседницы над тарелкой, направляя ее пальцы.
Родителям важно понимать, в чем заключается основное различие между обучением зрячего ребенка и ребенка с нарушением зрения. Даже если вы пока доверяете зрячему ребенку только отдельные действия, он все равно наблюдает весь процесс и в будущем, когда будет готов, сможет многое повторить даже без специального обучения. Детей же с глубоким нарушением зрения нужно всему учить специально. Целенаправленно показывать весь алгоритм с помощью приема «рука на руке», а не просто рассказывая. До тех пор, пока у ребенка с глубоким нарушением зрения не накопится достаточно опыта, просто рассказ о чем-то для него будет набором пустых слов. Поэтому не ленитесь уделять всему, что делаете с малышом, больше времени. Так, если вы всегда кормите своего ребенка, он может не иметь представления, что в будущем должен это делать сам, так как он не наблюдает, как едят другие члены семьи и ему не показывали, как держать ложку и доносить ее до рта самостоятельно.
Чтобы не произошло описанной выше ситуации, каждый раз когда кормите своего ребенка, вставайте ему за спину, вкладывайте ложку ему в руку и вместе с ним доносите ее до рта. Даже если малыш сопротивляется и возмущается, постарайтесь помочь ребенку съесть несколько ложек таким образом каждый раз. Помните: вода камень точит!
Начинать обучению использованию ложки в 1 год – 1 год 2 месяца, как это происходит в норме. Особенно поощряйте желание ребенка манипулировать ложкой. Если родители не будут давать ребенку ложку в этот период, малыш быстро потеряет интерес, и момент будет упущен. Вопрос своевременности важен и в других вопросах. Если не научить чему-то своевременно, когда у ребенка благоприятный период для формирования навыков, потом обучение будет идти гораздо труднее.
Даже если вам кажется, что действия по обучению бесполезны, это не так. Ребенок постепенно привыкает к новому, накапливает опыт - и однажды сможет сам выполнить то, что вы делали вместе. Главное - начать совместные действия и обучение как можно раньше.
Чудесное возникновение предметов
Возьмем другую ситуацию: вы каждый день чистите ребенку зубы. Для него это может выглядеть так: вы откуда-то берете все предметы, необходимые для чистки зубов, и начинаете процедуру. Ребенок может не подозревать, что вы достаете зубную щетку и пасту из стаканчика, открываете тюбик, самостоятельно наносите пасту на щетку… Для ребенка этот алгоритм будет начинаться практически с конца – с процесса непосредственной чистки зубов. Поэтому, даже если ребенок еще не может чистить зубы сам, положите свою руку на руку ребенка, достаньте вместе зубную щетку с пастой, покажите, как вы открываете тюбик, и так далее. (Подробнее о том, как научить слепого ребенка чистить зубы, вы можете прочитать здесь.)
Учитывайте эту особенность с «перемещением предметов» и в других ситуациях. Проговаривайте ребенку все действия, которые вы с ним выполняете. Говорите понятные ребенку слова, давайте четкие, короткие, однозначно понимаемые инструкции. Эмоционально хвалите его за успехи. Потом постепенно отходите от поощрений и похвалы хорошо освоенных навыков и хвалите только за новые действия и только тогда, когда ребенок что-то хорошо сделал или очень старался. Иначе ребенок перестанет стараться, так как поймет, что в любом случае получит поощрение. Напрасная похвала обесценивается.
Наверстываем упущенное
Тифлокомментарий: цветная фотография. За низким столом мальчик и девочка, рядом с ними Марта Любимова. Перед каждым из детей на столе стоит тарелка и приборы, рядом лежат два ломтика хлеба и сидит плюшевый медведь. Девочка взяла нож и вилку в руки. Она одета в оранжевую толстовку, ее светлые волосы заплетены в косички. Марта помогает мальчику взять в руки приборы. Она стоит за его спиной, склонившись над ним. Вокруг них стеллажи с книгами.
При обучении ребенка с нарушением зрения, особенно если он имеет дополнительные нарушения, иногда следует опираться не на реальный возраст ребенка, а на психологический. Возьмите календарь развития ребенка от 0 месяцев и проанализируйте навыки вашего малыша в соответствии с этим календарем. Как только находите пробел, этим и займитесь, несмотря на то, сколько сейчас лет вашему ребенку и в каком возрасте этот навык должен быть сформирован в норме. Если вашему ребенку пять лет, но он пока не умеет делать то, что должен уметь в норме в год или два, не страшно, просто теперь вы знаете, над чем целенаправленно работать.
Развитие ребенка по разным направлениям может быть неравномерным. Например, речь четырехлетнего ребенка может соответствовать 2,5 годам, а самообслуживание полутора годам. От этого и нужно отталкиваться при определении того, «чему учить».
Еще одна ошибка, которую иногда совершают родители, - неожиданно для ребенка предъявляют к нему требования «в соответствии с возрастом», когда у него не сформированы более элементарные навыки. Представьте, что вас зачислили на четвертый курс в технический институт, когда вы гуманитарий.
Другая ошибка - думать, что если ребенок достаточно взрослый, то его уже не нужно или поздно учить элементарным действиям или игре. Если ребенок не научился играть в дошкольном возрасте в игрушки и сюжетно-ролевые игры, то нужно учить его этому позже, когда он будет к этому готов, независимо от того, сколько ему лет. При обучении навыкам самообслуживания тоже важно ориентироваться не на реальный возраст, а скорее на готовность ребенка к обучению.
Важно приучать ребенка к самостоятельности дома каждый день. Даже если малыша научат чему-то в образовательном учреждении, это не означает, что он перенесет навык домой. Ведь ребенок может знать, что дома все сделают за него. Поэтому дома у вас должно действовать правило: сначала научили - потом требуйте выполнения каждый день. Составьте список навыков и умений ребенка для других родственников и няни, если такая имеется. Распечатайте ваш список «Навыков, умений и обязанностей» и повесьте на видном месте. Не секрет, что бабушки и другие добрые родственники могут «жалеть» ребенка и продолжать все делать за него, считая, что так быстрее, что им самим сделать проще. Объясните родственникам, что таким образом они оказывают ребенку и семье медвежью услугу.
Постоянно дополняйте и расширяйте список «почетных обязанностей», даже если они совсем простые: отнести тарелку в раковину, поставить на место обувь, положить грязное белье в корзину или стиральную машинку, самому держать кружку, самому снимать одежду и т.д.
Пробуйте и не бойтесь предлагать ребенку более сложные действия, даже если вам кажется, что он этого сделать пока не может. Выполняйте вместе, пока у ребенка не начнет получаться самостоятельно.
Ваш ребенок может многое… если его научить
Тифлокомментарий: цветная фотография. На фоне светлого розового неба стоит темноволосый мальчик в массивных очках с широкой красной оправой. Он выбросил вверх руку со сжатым кулаком. Вокруг кулака сверкает солнце, и кажется, будто рука мальчика светится. Он смотрит вверх и что-то произносит. У него за спиной развевается черный плащ, сделанный из полиэтиленового пакета. На мальчике желтая футболка.
Самое главное - помните, что без контроля зрением можно выполнять почти все действия по самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства. Ограничений очень мало. Никогда не начинайте с мысли, что незрячего ребенка невозможно чему-то научить. Прочитайте еще раз эпиграф к этой статье. Если вы для себя примите решение, что в силу нарушенного зрения ребенок не может что-то сделать, в это поверят другие члены семьи и сам ребенок.
Обучая ребенка и адаптируя какое-нибудь действие, помните, что выполнение в первую очередь должно быть безопасным, во-вторых - оптимальным (с минимум затрат сил и времени) и эстетичным. Возможно, сначала вам покажется, что заботиться о вопросах эстетики - это лишнее, но это не так. Ребенку предстоит жить в социуме, поэтому все действия должны выглядеть социально приемлемо.
Если вы придумали несколько способов выполнения одного действия, попробуйте вместе с ребенком все варианты, и решите, какой больше подходит именно вашему малышу. Или обучите нескольким приемам по очереди.
Помните: нет ничего невозможного, главное - работать над этим каждый день и верить в успех!