Детство любого человека немыслимо без игры – не важно, какое у него зрение. Незрячие и слабовидящие дети играют теми же игрушками, что и все остальные. Малыши – погремушками, пирамидками и кубиками, дети постарше – мячиками, куклами и машинками, а школьникам становятся интересны настольные игры и электронные устройства. Абсолютно специальных игрушек именно для детей с нарушениями зрения не бывает, говорят педагоги и родители. Но и среди того, что продается в обычных магазинах, немало полезного и интересного. Накануне самого чудесного праздника попробуем разобраться, на что лучше обращать внимание.
Для детей игра – не просто развлечение. С помощью игры дети познают мир и по большому счету учатся жить. У малышей с нарушением зрения этот процесс проходит по-своему. Причем, как утверждают педагоги, он будет разным у детей с низким зрением и у тотально незрячих. Для первых прекрасно подойдут яркие светящиеся предметы, тогда как вторые ориентируются исключительно на тактильное или слуховое восприятие.
Выбирая игрушки для незрячих детей, не следует концентрироваться исключительно на слуховом восприятии мира, рассказала порталу «Особый взгляд» тифлопедагог Анастасия Днепровская, которая работает в детском саду при московской школе-интернате № 1 для обучения и реабилитации слепых. Она предостерегает родителей от использования игрушек, которые не предполагают никакого взаимодействия, кроме прослушивания звуков. Анастасия – сама мама незрячего ребенка – считает, что для малышей это может быть даже опасно.
«Прослушивание музыки в раннем возрасте является пассивным и не требующим усилий, к чему ребенок привыкает и тем самым готов часами слушать музыку, не интересуясь больше ничем. Я советую родителям покупать музыкальные игрушки, в которых для извлечения звука ребенку необходимо приложить усилия: нажать клавишу детского пианино, ударить в бубен, потрещать трещоткой, подергать струны и прочее», – подчеркнула она.
Тифлокомментарий: цветной фотоколлаж. На желтом фоне с белыми абстрактными узорами три детские игрушки. Одна из них - оранжевый бубен с ручкой и металлическими тарелочками. Другая игрушка - трещотка-кастаньеты. Она представляет собой круглую светло-зеленую пластину на синей ручке. К обеим сторонам пластины прикреплены зеленые деревянные детали в форме цветов. Детали в виде цветов прикреплены к пластине неплотно и могут издавать звуки, если игрушку потрясти. Третья игрушка - небольшой розовый барабан на ручке. На боках барабана закреплены две веревочки с бусинами на концах. Если вращать барабан из стороны в сторону, бусины будут ударять по его поверхности и издавать звук. На поверхности барабана изображена пчелка с голубыми крылышками.
По словам педагога, главная задача родителей – развивать у ребенка мелкую моторику. А этому помогут разные на ощупь предметы, игрушки, у которых можно нажимать кнопки, крутить детали. Таких сегодня очень много. Но совсем не обязательно скупать их все. Ребенку часто интересней самые обычные окружающие его предметы, они ведь тоже отличаются по фактуре, размерам и температуре.
Малышам – куклы, школьникам – шахматы
Стоит понимать, что незрячий ребенок не всегда может учиться через подражание взрослому или другим детям, а значит, на освоение некоторых навыков ему потребуется дополнительное время, отмечает Анастасия Днепровская. В своей статье «Игрушки и незрячий малыш» она рассказала о том, в каком возрасте пригодятся те или иные игрушки.
С трех до шести месяцев стоит запастись погремушками, маленькими легкими предметами, которые можно вложить в руку малыша, шуршащими коробочками и разными на ощупь тканями. С полугода, когда малыш научится хватать все вокруг, ему понравятся гремящие игрушки, стаканчики, которые можно вставлять один в другой, коробки и кукольные кастрюльки. В это же время неплохо будет организовать ему специальное пространство для игр – манеж, коврик или отдельный стол.
Годовалый ребенок начинает интересоваться не самими игрушками, а вещами, его окружающими. Он начинает исследовать содержимое ящиков и коробок, вынимая оттуда все подряд. В это время педагоги рекомендуют не мешать ему и немного потерпеть беспорядок, который поселится в доме. Малышу теперь интересно играть с бумагой, целлофаном, перебирать кубики, бусы и детали пирамидки. После двух лет в жизни ребенка появляются сюжетные игрушки – куклы, машинки, животные. Родителям стоит обращать внимание на их очевидные отличительные черты: например, длинные уши и короткий хвост у зайца, так что игрушки лучше выбирать с четко выраженными деталями.
Тифлокомментарий: цветной фотоколлаж. На желтом фоне с белыми абстрактными узорами – мягкая игрушка-заяц, шарик-погремушка и пять круглых крышек, похожих на крышки для стеклянных банок, с разными фактурами поверхностей. Белый заяц стоит на задних лапках, у него черные глаза-бусины, длинные уши с черным краем и белые тонкие проволочки усов. Заяц выглядит реалистично и сделан из меха. Шарик-погремушка состоит из разноцветных крутящихся дисков с рельефными орнаментами: белый с черной спиралью, красный с объемными галочками, зеленый ребристый.
С трех до пяти лет ребенок учится действиям, которые будут необходимы ему ежедневно. Здесь становятся актуальны игрушечная посуда, бизиборды, наборы для ролевых игр, игры с мячом и сортеры. А после пяти лет ребенка заинтересуют настольные игры: шахматы, танграм, лото, мемори. Для более взрослых выпускаются доски для игры Бинго, Монополия и судоку со шрифтом Брайля, тактильные нарды, домино и кубики Рубика.
Если говорить о слабовидящих детях, ко всему перечисленному добавляются игрушки со световыми эффектами, большими и яркими деталями. Их тоже сейчас довольно много.
Тифлокомментарий: цветной фотоколлаж. На желтом фоне с белыми абстрактными узорами представлены черный прямоугольный тифлофлешплеер с белыми и желтыми кнопками, кубик Рубика с белыми квадратами с обозначениями шрифтом Брайля и бело-коричневая шахматная доска с отверстиями для закрепления фигур в каждом квадрате и двумя различными по форме комплектами фигур.
Говорящие устройства и ковролин
Как рассказали «Особому взгляду» в отделе тифлотехники компании «Исток Аудио Трейдинг», специализирующейся на товарах для людей с инвалидностью, в частности, по зрению, родители часто покупают малышам различные сортеры, сенсорные мешочки, тактильные мячики, пирамидки, конструкторы, пазлы.
Как отмечают продавцы, все популярней становятся электронные пособия, которые могут озвучивать информацию. С помощью так называемых озвученных плакатов можно учить буквы и цифры, таблицу умножения, географию и многое другое. Нажимая на изображение, ребенок слышит его название и краткую информацию о предмете. Плакаты даже умеют экзаменовать своих учеников, для этого в них есть специальные режимы.
Все чаще родители выбирают игры-пособия из ковролина. Они состоят из полотна-основания, на которое с помощью липучек крепятся разные элементы в зависимости от темы игры. Это может быть какая-то сказка, времена года, правила дорожного движения или что-то еще. Такие игры помогают научиться считать, читать, определять время на часах, строить речь и так далее.
Хорошим подарком для подростка может стать тифлофлешплеер, считают в компании «Исток Аудио Трейдинг». С его помощью можно слушать аудиокниги по школьной программе и не только и, конечно, любимую музыку. В современных моделях есть говорящие часы, калькуляторы, ежедневники и будильники, выход интернет для прослушивания подкастов и онлайн-радиостанций, а также масса других функций. Правда, и игрушкой такое устройство уже не назвать.
Тифлокомментарий: цветной фотоколлаж. На желтом фоне с белыми абстрактными узорами представлены две тактильные книжки. Слева внизу книга с тканевыми страницами. На левой странице расположен кармашек в виде бежевой корзинки. Над ней на липучке закреплены тканевые ягоды. Некоторые ягоды лежат в корзинке. На правой странице кармашек на молнии в виде зеленого початка кукурузы. Справа вверху книга с перекидными страницами с изображением дома с треугольной крышей и красной трубой, на окне сидит красная объемная бабочка, во дворе – тканевые и бумажные цветы и скамейка, за зеленым забором стоит дерево с бумажной кроной. Дом, дерево и скамейка выполнены из тонкой фанеры.
Тактильные книжки
Изучать мир детям с нарушениями зрения помогают также специальные книги с большими картинками, четкими контурами, тактильными вставками и крупным шрифтом. Их выпускает и распространяет по детским садам благотворительный фонд «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей».
Листая такую необычную книгу, можно понять, какая на ощупь шерсть у кошки или чешуя у рыбы, как колется еж, что такое далеко, а что близко. Издания даже умеют озвучивать информацию – к ним в комплекте прилагается «читающий карандаш». Для детей от трех до пяти лет издают русские народные сказки, сказки народов мира и произведения известных авторов. Для тех, кто постарше, – познавательные пособия, например, «Азбука», «Веселый счет», «Путешествие по России».
Получить эти книги могут и те дети, которые не ходят в специальные детсады. Для этого родителям нужно отправить заявку в фонд.
Сделай сам
Как показывает практика, многим родителям не приходится искать специализированные магазины. Часто они сами адаптируют для незрячих и слабовидящих малышей самые обыкновенные предметы: насыпают крупу или бусинки в мячи, делая их звучащими, приделывают к игрушкам лампочки, а к коробочкам – тактильные элементы.
Педагог Анастасия Днепровская посвятила таким игрушкам и пособиям целый раздел своего сайта mojrebenok.narod.ru. Там можно найти то, что она делала для сына Ильи, которому сегодня уже 16 лет. Педагог делится своими наработками за эти годы, утверждая, что самые лучшие игрушки – незамысловатые, сделанные из натуральных материалов. «Когда мой сын был маленьким и когда такого выбора игрушек еще не было, я покупала игрушки, делала сама или адаптировала, исходя из возможностей моего сына и особенностей восприятия предметов слепым малышом», – рассказала она. В разделе «Мамины придумки+» есть, например, спичечные коробки, обклеенные тканями, тетрис из разной на ощупь бумаги, самодельные мозаики, «нюхалки» из коробочек от шоколадных яиц, книжки с тканью, шершавый лабиринт и многое другое.
В любом случае каждый придумывает что-то свое, ограничиваясь лишь фантазией и бюджетом. Это подтверждают истории, которыми с нами поделились мамы детей с нарушениями зрения:
Катерина (мама Саши, 5 лет): Сын видит свет, поэтому любит все светящиеся. Любимая его игрушка – фонарик. По моим заметкам, как и многие дети, он любит бытовые предметы: разные баночки из под крема, крышки, кастрюли, кисточки, бусы, мячи различных фактур. Интересны ему и воздушные шарики с крупой. Я люблю рисовать и сыну все показывать, а он любит пальчиковые краски, гуашь, фломастеры и карандаши (хотя их не видит).
Маргарита (мама Ромы, 1 год, 8 месяцев): Рома начал интересоваться игрушками примерно с двух месяцев. Тогда у нас был развивающий коврик с дугами, на который мы подвешивали разные игрушки: крупные, яркие и звучащие с колечками, за которые можно ухватиться, а на дуги крепили гирлянду . Также Рома любил погремушки, особенно те, у которых можно было что покрутить. Когда чуть подрос, начал интересоваться детским пианино (оно у нас со светом). К ползанию его стимулировала игрушка в форме шара, которая при нажатии начинает светиться, петь и катиться. Месяцев с восьми Рома полюбил озвученный мягкий мячик, а после года, когда научился сидеть, стал играть музыкальными инструментами: ксилофоном, барабаном, маракасами, игрушечными яйцами с разными наполнителями. Часто мы с ним играем каштанами, камушками, ракушками и стеклышками на световом столе. А еще я сделала Роме сенсорные крышечки – наклеила на них разные материалы и крупы.
У нас нет игрушек специально для незрячих детей. Рома до года видел предметно. Тогда мне важно было, чтобы игрушка была яркой, контрастной. Сейчас больше внимания уделяю тактильным ощущениям, чтобы Роме приятно было трогать. Когда мы были в библиотеке для слепых Санкт-Петербурга, Рома смотрел там тактильные книги. Это был восторг! Жаль, что у нас таких книг нет.
Евгения (мама Ромы, 2 года, 4 месяца): В первые месяцы жизни игрушки Ромы практически не отличались от игрушек зрячих младенцев. Погремушки были долго в нашем арсенале – до 1,5 лет точно. Месяцев с семи мы стали использовать музыкальные инструменты, которые также удобно держать в руке: маракасы, бубны и другие. Кроме того, обязательным стало игрушечное пианино. К двум годам к ним добавились ксилофон, барабан, книжки с песенками, звуками животных и стишками-потешками.
Где-то с полугода Рома заинтересовался тактильными игрушками. У нас появились мягкие погремушки, мячи, кубики, сшитые из разных тканей. Позже (после года) мы сшили тактильные мешочки и наполнили их крупами, зернами, колокольчиками. Ближе к двум годам появились тактильные крышечки – до сих пор одна из любимых игрушек. Кроме того, мы используем подручные материалы. Например, пластиковую бутылку из-под йогурта с широким горлышком. В нее Рома учится складывать стеклянные шарики, а потом гремит, как погремушкой. Еще он любит ковыряться в сыпучих продуктах, каштанах и еловых шишках. Так как у Ромы есть светоощущение, и мы нацелены на развитие предметного зрения, многие наши игры проходят на световом столе. Кроме того, мы используем контрастные картинки.
О том, как вовлекать незрячих детей в пространственные игры и развивать самостоятельность через игру, читайте в авторской колонке тифлопсихолога Ии Ростомашвили на нашем портале.