Научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», учитель-дефектолог ГКОУ СКОШИ №2 для детей с нарушением зрения, тифлопедагог Марта Любимова рассказывает, как научить маленького ребенка самостоятельно передвигаться с белой тростью. О том, что и как показывать незрячему малышу, как подобрать трость и не отбить желание ей пользоваться, читайте в нашем материале.
Моему новому другу Матвею было 2 года и 8 месяцев, когда мы познакомились. Очень активный, интересный и смышленый малыш, которому, как и всем детям его возраста, хотелось хулиганить, бегать, играть и многое другое.
Конечно, его мама Екатерина была обеспокоена вопросом самостоятельного передвижения сына и с огромным желанием и интересом поддержала мое предложение попробовать начать обучать Матвея самостоятельно ходить с белой тростью.
С чего начинать обучение дошкольника использованию белой трости?
Во-первых, следует отметить, что самостоятельное передвижение человека с нарушением зрения складывается из двух составляющих: непосредственно самого передвижения (и здесь как раз используется белая тактильная трость) и ориентирования. Ориентирование и передвижение (мобильность) - две важные равноценные составляющие самостоятельности малыша. Заниматься их развитием нужно одновременно и целенаправленно.
Тифлокомментарий: на розовом фоне цветная фотография в белой рамке. Светлые шкафы вдоль стены комнаты. Марта Любимова сидит на корточках рядом с Матвеем и левой рукой аккуратно ведет его левую руку с тростью, одновременно правой рукой указывая направление. На дверце шкафа за ними висят фотографии с детьми. Рядом столешница с раковиной.
Как подобрать трость дошкольнику?
Длина трости зависит от роста ребенка. Короткая трость будет неудобна и небезопасна, так как будет оставлять слишком мало времени на реакцию, а длинной тростью трудно управлять. Чтобы рассчитать длину трости, можно вычесть из роста ребенка 20 см или просто подобрать трость так, чтобы она доставала до подмышечной впадины.
Наконечник лучше использовать с элементом вращения в форме «Капля» или «Цилиндр». Наконечник «Шар» для детей не очень хорош: он хоть и не застревает в асфальтовых, плиточных и иных трещинах поверхности, из-за большого диаметра он сильно утяжеляет белую трость.
Чему учить в дошкольном возрасте?
-
Нужно научить ребенка инструментальному осмотру предметов. Трость служит своего рода продолжением руки. Все, что нельзя посмотреть рукой, можно посмотреть тростью. Сначала нужно осмотреть все предметы и объекты на пути руками, потом обследовать их белой тростью во время передвижения.
-
Приемы использования трости: «Диагональ» и упрощенный вариант «Маятника» или «Постоянного контакта» (подробнее об этих техниках читайте в следующих статьях автора - ред.) Самое главное - научить делать дугу чуть шире плеч влево-вправо при ходьбе.
-
Распознавание материала: постукивая наконечником белой трости по предметам, которые вы с ребенком встретите на прогулке или в процессе специально организованного занятия, попробуйте предположить, из чего предмет сделан и что это может быть. В подтверждение предположений осмотрите предмет руками.
-
Разная поверхность. Изучайте с помощью белой трости разные поверхности в помещении (паркет, плитка, ковер, линолеум) и на улице (асфальт, земля, трава, брусчатка). Учите ребенка реагировать на изменение поверхности.
-
Научите ребенка реагировать на встречающиеся препятствия и изменения уровня поверхности под ногами. Ребенок должен остановиться, если белая трость уперлась в препятствие (стену, ступени, предмет под ногами и т.д.) или «упала вниз», скатившись с бордюра или ступеней. После остановки покажите малышу, что делать дальше.
Тифлокомментарий: на розовом фоне цветная фотография в белой рамке. Комната. Розовый ковер, на разноцветной полосатой стене висят детские рисунки и календарь. Марта и Матвей стоят у белой вертикальной батареи, перед ними два мусорных ведра. Марта склоняется к Матвею и держит его правую руку с тростью своей правой рукой. Они осматривают тростью корзину с мусором.
Когда учить ребенка пользоваться тростью?
В дошкольном возрасте нет необходимости использовать белую трость постоянно, как это делают взрослые с нарушением зрения. Здесь нужно соблюдать баланс, чтобы не вызвать у ребенка негативных эмоций по отношению к белой трости.
Используйте трость, когда у ребенка хорошее настроение. В зависимости от задач предлагайте ему взять в руки трость в знакомом и незнакомом пространстве. Например, материалы и фактуры поверхностей лучше изучать в знакомом пространстве, а обнаруживать и обходить препятствия, а также реагировать на них лучше на новом месте.
Самое главное - показать ребенку, зачем нужна белая трость, и как можно раньше поддержать в ребенке самостоятельность, показать ему, что он может передвигаться без посторонней помощи.
Обязательно хвалите ребенка за использование белой трости, поощряйте его, гордитесь им!
Наш Матвей успешно выполнял все перечисленные выше задания. Иногда он начинал возмущаться и говорил: «Все, больше не хочу ходить с белой тростью!» Мы не настаивали. А потом наступал момент, когда он сам спрашивал: «Где моя белая трость?»
Мы надеемся, что в скором времени малышей с нарушением зрения, которые используют белую трость, станет больше!
Другие статьи тифлопедагога Марты Любимовой читайте в ее сюжете на портале «Особый взгляд».