Кратко:
Корреспондент нашего портала Павел Леонов побывал в Уфе и протестировал местный общественный транспорт на доступность.
03.12.2025
Кратко:
Корреспондент нашего портала Павел Леонов побывал в Уфе и протестировал местный общественный транспорт на доступность.
Но теперь я расширил географию репортажей: надо идти вперед и выходить из зоны комфорта. Сегодня знакомить меня со столицей Башкортостана будут владельцы собак-проводников — Гузель Хасанова, соруководитель клуба владельцев собак-проводников республики Башкортостан «Актырнак», и Алина Самигулина, член клуба.
Уфа – город-миллионник, в нем нет метро, даже в планах, а основной вид транспорта – автобусы и маршрутки. Есть троллейбусы и трамваи, но они, особенно последние, неудобны. Однако информации на материал мне хватило — и начинаем мы с улиц города и их доступности.
Обе героини моего материала имеют небольшой остаток зрения, но уже плохо ориентируются в городе самостоятельно.
«Лично я взяла трость в руки только с появлением в моей жизни собаки. Я до двадцати восьми лет была зрячей, и первые годы думала о том, что смогу ходить без трости. Хотела на каблуках ходить», – сказала Гузель Хасанова.
Источник фото Улицы города, по словам моих собеседниц, весьма удобны и оборудованы тактильной плиткой. Однако Гузель, смеясь, поясняет, что город хоть и крупный, но страдает провинциальной болезнью: с приходом весны вместе со снегом тает и асфальт, в эти моменты передвигаться становится тяжелее. Зато в Уфе есть много говорящих или пищащих светофоров, они спокойно работают.
«В прошлом году в нашем городе было установлено по региональной программе множество звуковых светофоров. Они говорят, какую улицу можно перейти. Но это не "Говорящий город"», — рассказала Гузель.
Здесь мы имеем интересный взгляд на говорящие светофоры. Гузель отмечает, что такая система просто необходима. С ее помощью точно известно, какую улицу переходишь. Приехавшие в гости незрячие туристы из Татарстана тоже отметили, что это удобно и с экскурсионной точки зрения. Светофор озвучивает, какую улицу можно переходить, ты понимаешь, что пришел на нужную улицу, а, стало быть, найдешь интересующие тебя достопримечательности.
Однако Алина добавила: «Светофоров в городе у нас много. Есть и те, которые пищат в моем районе, но все же есть районы, где звуковых светофоров нет».
Как отмечают обе собеседницы, светофоры издают звуковой сигнал не только у организаций для незрячих людей, но и просто на улицах города.
Следующий аспект доступности транспорта – остановки. И здесь, как оказалось, есть свои нюансы.
«У нас так называемые длинные остановки. Это когда сам павильон маленький, а вот само место под посадку большое, и на остановке может остановиться несколько маршрутов как автобусов и троллейбусов, так и маршрутных такси. Я лично в такие моменты спрашиваю людей, которые обязательно помогут, но я знаю, что молодежь пользуется приложениями по отслеживанию транспорта», — сказала Гузель.
Алина добавила: «Я пользуюсь приложениями, но они помогают найти саму остановку, а вот автобус или троллейбус, а особенно — маршрутку, найти с приложением уже сложнее. Часто приложение сбивается и не ловит сигнал».
Однако Уфа – город продвинутый в транспортном плане, в этом году до столицы Башкортостана дошел «Говорящий город». Система была установлена на 110-й маршрут автобуса, ведущий из аэропорта через весь город. Пока это единственный маршрут, но зато местные жители точно его найдут и смогут им воспользоваться.
Но не только этим может гордиться транспорт Уфы. Несколько маршрутов городских автобусов вошли в программу Красного Креста, и теперь в салонах автобусов можно видеть специализированное место для собаки-проводника, как во многих автобусах в Москве. И с объявлением остановок в транспорте Увы все в порядке.
«У нас только в газельках, то есть маршрутках, не озвучиваются остановки. А так в транспорте у нас на двух языках все объявляют: на русском и башкирском», — сказала Алина.
«Да, это очень здорово, что у нас все объявляют на двух языках. Это сохраняет национальные традиции, и в целом удобно. Правда, у нас более интересная ситуация с остановками, которая, возможно, есть во многих городах. Тот, кто живет в Уфе давно, помнит старые названия остановок, и машинально, особенно в маршрутках, просят остановить на остановке со старым названием или спрашивают: "А идет ли автобус до вот той остановки?" И старое название говорят. Самое интересное, что мы друг друга понимаем», — добавила Гузель.
Поскольку мои собеседницы – владельцы собак-проводников, то мы решили рассмотреть транспортную доступность Уфы именно с точки зрения собак-проводников. Где-то, как я упомянул, в городском наземном транспорте отведены места для собак, где-то их просто сажают, где-то — помогают, но не в маршрутках.
Согласно закону, собака-проводник имеет право сопровождать своего хозяина везде, в том числе и в таких маленьких маршрутках. Но, как оказалось, частные перевозчики не всегда идут с охотой на просьбы незрячих пассажиров пускать их с собакой. Деятельная Гузель и ее одноклубники активно пишут жалобы, и скоро все маршруты города будут пускать к себе собак-проводников.
Отдельно хочется отметить трамвай, как местами неудобный вид транспорта.
«У нас в городе нет широких проспектов. Если только главный проспект имени Салавата Юлаева, но вот трамваи чаще всего идут по середине улицы, на посадку нужно идти, переходя полдороги. Сама я трамваями пользуюсь реже, чаще автобусом и троллейбусом. Но вот однажды надо было мне проехать пару остановок именно на трамвае. Мне помогли перейти дорогу на половину, я стою и жду. Тут остановился водитель грузовика и предложил меня подвести, сказав, что здесь нет островка безопасности. Мне было очень приятно, но вот трамваями из-за этого пользоваться не так удобно», — сказала Гузель.
Хотя та же Гузель отметила, что новые машины из Москвы и Петербурга приходят в город, и они низкопольные и удобные.
Но если обычные водители помогают незрячим людям, оказавшись в трудной ситуации, то вот система такси далека от идеала. Но это не только проблема Уфы. Пожалуй, это отдельная тема, которую стоит поднять.
В чем, собственно, дело? Казалось бы, агрегаторы такси, особенно Яндекс, вносит правки в сервис и может предложить «Помощь рядом», но все равно. Вызывает незрячий человек с собакой машину, приезжает такси, а тут раз – и водитель отказывается вести такого пассажира.
«У меня однажды так было. Вызвала я машину, несколько водителей отказались меня вести с собакой, приезжает еще один водитель, он тоже против, и я выдаю последний аргумент: "Вот ты отказываешься, а за помощь мне Аллах тебе зачтет сорок намазов", — сказала я», — вспомнила Гузель, но не уточнила, подействовал ли на водителя такой аргумент.
И, конечно, какой же рассказ о городе без пригородного транспорта? Здесь, по словам Гузели, которая пользуется пригородными электричками, все очень удобно. Ведь город, разделенный рекой Белой, по сути «разорван» на две почти независимые части. И электричка помогает местным жителям весьма быстро добраться из одного района в другой, не объезжая город на машине по двум единственным мостам.
Источник фотоОднако незрячих людей, желающих посетить город и прокатиться по нему бесплатно, ждет разочарование. В Уфе у льготных категорий граждан есть специальная карта, которая стоит 600 рублей, на нее заложено 90 поездок в месяц. Если ездите чаще, то зона действия такой карты заканчивается.
Но Уфа активно развивается — что будет дальше, скоро увидим.
Источник фотографии на превью: Wikipedia