Кратко:
Маргарита Мельникова создает песни с помощью нейросети. Она поделилась опытом, как выложить их на стриминговые платформы.
24.12.2025
Кратко:
Маргарита Мельникова создает песни с помощью нейросети. Она поделилась опытом, как выложить их на стриминговые платформы.
Садовый летний домик. Кровать на пружинах, которые так и манят прыгать. Вверх, словно до небес, поднимая столбы пыли. Мы с двоюродной сестрой — ей девять, мне двенадцать — не можем противостоять этому пружинистому соблазну. Прыгаем, не думая о том, что бабушка будет ругаться, что нужно прополоть огород.
Прыгаем и складываем первые в нашей жизни рифмованные строки. Хотим порадовать мам. Незатейливые рифмы легко приходят на ум, ложатся ровно. Одно четверостишие, другое… И приходит понимание: да, у меня получается! Я могу написать стихотворение!
С той поры написано почти три сотни стихов, выпущено пять сборников. Выходит, я поэт? Ну уж нет, слишком нескромно так себя называть.
Папа, читая мою очередную лирическую стихотворную новинку, говорит:
– А песню написать сумеешь? Это ведь не то же самое, что стихи!
– Почему не то же самое?! – Удивляюсь я.
Да, в то время я действительно не видела разницы. Но вызов принят. Еще и в сети познакомилась в ту пору с девочкой, которая показывала свои тексты песен: куплеты, припевы — все на месте.
– Тоже смогу! – Решила я.
И за два десятка лет написала песен примерно на шесть полноценных музыкальных альбомов. Стала предлагать их на продажу или в дар всевозможным продюсерским центрам, именитым и начинающим артистам, незрячим исполнителям и музыкантам.
Но, увы, соратников не нашла. Знакомые исполнили несколько моих текстов, сделали любительские записи, но сами с этими песнями не выступали. Записи остались пылиться в столе. Зато я с гордостью начала себя именовать поэтом-песенником. Тоже нескромно, знаю.
А потом подхватила модное словечко «сонграйтер» — от английского song (песня) и write (писать»). Звучит более весомо и привычно в среде музыкантов. Однако, как себя ни нарекай, если твои тексты никто не исполняет, броские слова бесполезны.
Я уже покорена возможностями нейросетей. Они подробно описывают мне фотографии друзей, помогают разобраться в сложных малознакомых темах, создают картинки для моего книжного блога. Но именно в марте 2024-го случается творческий прорыв. Знакомлюсь с нейросетью Suno.
Эта нейросеть создает музыку и вокал, превращая текст в полноценную песню. Первая версия Suno, которую начинаю осваивать, – 2.5. Треки она создает длиной не больше полутора минут, вокал довольно роботизированный, электронный, неестественный. Много артефактов: хрипы, чрезмерно выпяченные басы, дисбаланс и дисгармония в инструментах.
Даже я, совершенно не музыкант, не сыгравшая ни аккорда на гитаре, ни партии на фортепиано, это чувствую. Тем не менее, за спиной мгновенно вырастают крылья. Вот мой путь, наконец-то он найден после четверти века скитаний. Мой путь — сотворчества человека и нейросети.
И я начинаю творить. Генерирую в Suno трек за треком, вариант за вариантом. Самые удачные дарят небывалый восторг, доводят до счастливых слез. Вот оно! Больше не надо искать вокалистов и композиторов, слышать бесконечные отказы или вовсе натыкаться на стену молчания. Больше никто не нужен, лишь я и Suno.
Почему говорю только про эту нейросеть, ведь есть и другие, тоже предназначенные для генерации музыкальных треков. Udio, Riffusion (Producer.ai), Mubert, Mureka, Loudly… Перечислять можно долго. Их десятки. И постоянно появляются новые. Дело в том, что на данный момент Suno мне и многим коллегам по нейротворчеству кажется наиболее перспективной, успешной, функциональной.
Suno непрерывно развивается. На момент написания этого текста доступна версия 5.0, в которой можно создавать по-настоящему длинные треки (5 минут и более), а значит, нет необходимости склеивать песню из разрозненных фрагментов.
Подписка на платную версию позволяет загружать свои аудиозаписи и на их основе создавать треки. В ноябре прошлого года оформила подписку (план Pro, около 900 рублей в месяц) и ни разу не пожалела.
Иногда ко мне рука об руку со вдохновением приходит не просто текст, но и мелодия. Наиграть ее не могу, поскольку, как уже говорила, не владею ни одним музыкальным инструментом, зато вполне способна напеть – пусть не слишком чисто, не попадая в ноты. Увы, певческим талантом тоже не наделена, да и не тянет развиваться в данном направлении.
И все же: напеваю свою мелодию так, как слышу внутри, как ощущаю и умею. Загружаю в Suno, добавляю свой текст, заранее размеченный на куплеты, припевы, вступление, соло, интерлюдию, завершение; выбираю жанры и тип вокала – голос: мужской, женский или даже детский; низкий, высокий, пожилой, юный, шепот, хрипотца…
Нажимаю Create (создать) — и вершится магия!
Ах да, еще не забываю выставить ползунки точности влияния указанных мною стилей и жанров, степени отличия будущей песни от жанровых стандартов.
Чем ближе ползунок к единице по параметру Weirdness (диковинность), тем более необычным, неожиданным может оказаться готовый трек.
За раз создается два варианта трека. Бывает, что с первой генерации мне нравится результат. Песня прямо «в сердечко». Но зачастую приходится делать большое количество генераций: экспериментировать с жанрами, немного иначе размечать текст, расставлять ударения, если нейровокалист их ставит не там, где надо. Двигать ползунки, повторять процедуру снова и снова.
Так, песня «Вечер июльский» получилась, на мой вкус, удачной с двухсотой попытки. Одна мечта сбылась – а дальше что?
Почти каждый день с прошлой весны я генерирую треки в Suno. Выкладываю в своем Telegram- канале «В ритме Риты», потом создаю канал на Youtube, потом еще один – в Telegram, уже целенаправленно для публикации нейротворчества. Потом – сообщество в VK, которое оказывается самым бесполезным, напрасным вложением сил и времени.
Но мне и этого мало. Хочется звучать не только для друзей, для не очень многочисленных подписчиков каналов. Начинаю мечтать о большем — звучать на весь мир. Хочу, чтобы мои треки были на популярных музыкальных стриминговых сервисах.
Музыкальные стриминговые сервисы — это сайты и приложения, где можно слушать музыку по подписке. Например, Яндекс.Музыка, Spotify, Apple Music, MTS Music, даже VK Music, YouTube Music и десятки других.
– Как выложить туда свои песни, – задумалась я.
Увы, просто зайти на сайт Яндекс.Музыки и прочих подобных сервисов и опубликовать свой трек не получится. Конечно, можно запостить песню к себе на страницу в VK, в собственное сообщество, но тогда ее увидят только друзья, подписчики, те, кто случайно заглянут на страничку. В официальных релизах ее не будет.
Значит, нужен дистрибьютор — тот, с кем подписывается договор, кто станет посредником, звеном между музыкантом и стриминговыми платформами.
Я полноправный нейроартист. Моя летняя танцевальная песня «Летать» – на сорока семи стриминговых площадках. Это стало возможным благодаря дистрибьютору, о котором узнала от автора telegram-канала Song&Music Сергея Мекеды.
Наткнулась на его статью на сайте VC.ru, увидела в нем коллегу-нейротворца, подписалась на канал, начала участвовать в обсуждениях в чате о выборе дистрибьютора, готового браться за размещение нейротреков.
Не каждый дистрибьютор работает с нейроисполнителями. А у тех, кто работает, разные условия по договору, разная стоимость публикации треков. И еще один, безусловно, самый важный критерий для меня как для человека незрячего — доступность сайта для программы экранного чтения.
Если у дистрибьютора с супервыгодными условиями, самыми приятными ценами за публикацию релиза недоступный для скринридера сайт, сотрудничества не выйдет.
Вернемся в солнечный июль. Узнаю в чате Сергея Мекеды про дистрибьютора. Но перед этим посещаю десятки других сайтов дистрибьюторов.
На одних и зарегистрироваться не получается, на других нужно подавать заявку. Подаю. Проходит неделя, вторая — тишина в ответ. Третьи размещают релизы только на российских стриминговых платформах. А я же, помните, поставила цель зазвучать на весь мир!
Какие-то хитрые дистрибьюторы работают только по подписке. Публикуешь релиз, платишь, допустим, 250 рублей в месяц. Пока платишь, твои песни есть на стриминговых платформах. Перестаешь платить, и они отовсюду удаляются. Точно не мой вариант! Я готова заплатить один раз, но чтобы трек остался на стримингах навсегда, то есть пока действует мой договор с дистрибьютором.
Спросите, почему я сразу не остановилась на выбранном в итоге дистрибьюторе?
Причины две. Во-первых, он вообще не занимается продвижением своих артистов. Он просто посредник между музыкантом и стриминговой площадкой. Во-вторых, оказалось сложно понять, смогу ли справляться с проблемами доступности, которых, к сожалению, на сайте в избытке. Но на сайтах других дистрибьюторов с этим еще хуже.
И все же приплыла я рискнула. За публикацию одного релиза мой дистрибьютор просит 750 рублей за стандартную модерацию, 1500 рублей за продвинутую, ускоренную модерацию.
Погодите! «Релиз», «Модерация»… Чувствую, вы скоро перестанете меня понимать.
Говоря о релизе, я имею в виду как одну песню (один трек, сингл), так и альбом с любым количеством треков. Это может быть мини-альбом (3-5 композиций) или полноформатный, так называемый лонгплей.
А модерация… Если вы любите чаты, форумы, обожаете оставлять комментарии, то на сто процентов знаете, о чем речь.
Стало быть, выбор сделан. Самое время заключать договор. Без труда регистрируюсь на сайте. Заполняю данные о себе: ФИО, паспорт, ИНН, справка о самозанятости (важно и обязательно!). Потом данные об артисте. В моем случае это не одно и то же. Дело в том, что у меня творческий псевдоним — Нина Нихиль. Под таким именем я в Suno, этим именем подписываю свои нейропесни.
Почему Нина Нихиль? Тут целая философия, пусть и незатейливая. Имя Нина — простое, универсальное, легко запоминается и произносится почти на любом языке.
Нихиль — с латыни «Ничто». Вспомните: нигилизм. «Ничто» как отражение нечеловеческой сущности нейросети. Таким образом, здесь сочетание понятного человеческого имени и вымышленной фамилии несуществования, отрицания.
Продолжаю заполнять договор. Данные об артисте внесла, пора ставить подпись. И вот первая трудность. Нужна либо электронная цифровая подпись, которой у меня нет, либо придется расписаться пальцем по сенсору, что без зрения самостоятельно сделать нереально.
Подключаю зрячую знакомую, заходим с ней на сайт, она ставит подпись. Вариант не идеальный. Знакомая из другого города, а значит, я должна дать ей логин и пароль от аккаунта. Здесь чистое доверие.
Договор подписан. Жду около суток, пока его подпишет вторая сторона — собственно, дистрибьютор.
Ура, можно выкладывать первый трек!
Конвертирую песню в формат .wav. Это стандарт. Все подобные сервисы принимают файлы только в таком формате.
Но чего-то не хватает. Точно, обложки. Без нее не удастся загрузить трек на сайт дистрибьютора. Появится сообщение об ошибке.Нужна квадратная обложка не меньше 3000 на 3000 пикселей. Она должна отражать суть трека, желательно, чтобы на ней было имя артиста и название релиза (трека или альбома).
И здесь без нейросетей никуда. Генерирую обложки в GPT 5, иногда в Google Gemini, а с недавних пор стала делать в SeeDance 4.
Первые две нейромодели создают картинки 1024 на 1024 пикселей, SeeDance 4 делает в более высоком разрешении – 2048 на 2048 пикселей.
Только этого все равно мало. Приходится изображения увеличивать. Для этих целей я пользуюсь сайтом Resizepixels. Загружаю картинку, ввожу вручную ширину и высоту (3000/3000), скачиваю готовое увеличенное изображение. Обложка есть. Отлично!
Загружаю ее на сайт дистрибьютора. Когда он ее «проглатывает», заполняю остальные поля. Ввожу имя артиста (Нина Нихиль), название трека, год записи трека, выбираю желаемую дату релиза, выбираю жанры, указываю ФИО автора слов и музыки. Вставляю текст песни. Загружаю сам трек. Выбираю, в каких странах и на каких стриминговых платформах хочу разместить трек. По умолчанию выбраны все платформы и страны, что меня полностью устраивает.
На добавление первого трека трачу около шести часов. Сражаюсь с плохой, неочевидной доступностью сайта. Оказалось, сложно разобраться с выбором даты релиза. Чтобы выбрать дату, нужно нажать на одну из пустых для скринридера строк. Понимаешь это только методом тыка.
Еще важно, чтобы дата релиза не была слишком близко к дате размещения трека.
Например, сегодня 1 ноября. Сегодня я выкладываю песню на сайт дистрибьютора. Не желательно выбирать датой релиза 2, 3, даже 4 ноября. Нужно заложить несколько дней на модерацию трека, а если захочется трек продвигать, закладываем еще больше дней, чтобы успеть отправить его на питчинг в Яндекс.Музыку, в «Сберзвук», в «MTS-Music» или на другие стриминговые платформы.
Ваши лица вытягиваются в недоумении. Опять я на птичьем языке. Какой-то там питчинг…
И правда, давайте вернемся на шаг назад.
Обложка и трек на сайт дистрибьютора загружены, все поля заполнены, жанры выбраны. Жанров, кстати, сайт предлагает очень мало. Это явный минус. Дату релиза я первое время выбирала довольно бездумно. Закладывала 4-5 дней на модерацию, а на продвижение не закладывала совсем ничего.
Трек проходил модерацию за 2-3 дня, в указанную мной дату он появлялся на всех платформах, которые его принимали, но после того, как релиз выпущен, способов продвижения становится меньше, чем до его выхода.
Однако теперь подхожу к делу грамотно.
Выгружаю трек сегодня, 1 ноября. Релиз (выход на стриминговых платформах) могу назначить, например, на 10 или даже 15 ноября.
Этого времени хватит и на модерацию со стороны дистрибьютора, и на продвижение с моей стороны — отправку на тот самый питчинг через специальные формы, которые есть у многих стриминговых сервисов. Хватит времени даже на то, чтобы две недели хвастаться в своих каналах: «15 ноября ждите новый трек, друзья! Не пропустите! Подписывайтесь, добавляйте в избранное!»
А про питчинг… Это слово пришло из бизнес-среды.
Представьте, вам надо за минуту презентовать свой проект, идею, инициативу. Вы хотите, чтобы ваш проект поддержали деньгами или добрыми советами, продвинули, порекламировали.
Вот эта короткая презентация и есть питчинг.
Отправляя на питчинг свой трек, я кратко рассказываю о нем: что меня вдохновило на его создание, какая у него атмосфера, настроение. Редакторы стриминговых сервисов читают мое описание и решают, взять ли трек в какой-нибудь плейлист, например, в список новинок на главной странице.
Пока ни один трек не взяли, но я не отчаиваюсь.
Кто автор?
Пролистаем немного назад. Помните, в поле «Автор музыки» я написала свое имя? Пусть музыку сама не сочиняла, а сотворила ее Suno, указать нейросеть в качестве композитора не получится. Можно указать только реального человека, физическое лицо. Нейросеть не имеет самостоятельной сущности, закон не выделяет ее как субъекта или персону. Поэтому не стесняясь указываем свое ФИО.
Но я делаю нейропесни не только на авторские тексты. С удовольствием сотрудничаю с современными талантливыми поэтами. Они разрешают мне размещать на стриминговых платформах наши совместные работы. И в этом случае в качестве авторов текста я указываю их, но размещаю под своим лейблом «Нина Нихиль».
Выложила трек и расслабилась?
Ничего подобного. Если я хочу больше слушателей, то должна вкладывать время, усилия и, не стану скрывать, деньги, в продвижение.
Как писала выше, мой дистрибьютор не занимается продвижением своих артистов. Но я нашла других дистрибьюторов, которые занимаются продвижением сторонних артистов — тех, кто через них не публикуется на стриминговых платформах.
И здесь нужно быть внимательным. Искать, пробовать, выбирать по цене и качеству, набору услуг.
Одни дистрибьюторы занимаются продвижением треков только в VK Music, другие — только в Яндекс. Музыке, третьи берутся за несколько платформ.
Осторожно! Остерегайтесь мошенников. Вам могут предложить размещение ваших треков в плейлистах в VK. Сами на вас выйдут, запросят довольно серьезные суммы. Не отвечайте. Ищите дистрибьюторов самостоятельно!
Если деньги на продвижение тратить нет желания или возможности, придется развивать свои сообщества в социальных сетях. Чтобы ваши песни слушали, о них, а значит, о вас должны узнать. С нуля набрать аудиторию очень сложно.
Я начинающий нейроартист. Не даю концертов и не планирую этого делать, ведь сама не пою и не играю на музыкальных инструментах.
Зато могу взять количеством и качеством. Писать хорошие тексты, выкладывать в месяц по 5-6 треков (релизов) на стриминговые платформы, чтобы стать чуть более заметной. Заявлять о себе в сообществах единомышленников-нейромузыкантов.
Первый трек «Летать» вышел на стриминговых сервисах 25 июля. На момент написания статьи у меня 20 релизов и 51000 прослушиваний.
Статистику прослушиваний удобно смотреть на сайте моего дистрибьютора. Главный его плюс в том, что треки размещаются на стриминговых платформах навсегда, то есть — пока между нами заключен договор.
Но с тех пор, как я подготовила первую версию данного материала, кое-что изменилось. Если быть точной, я «изменила» своему дистрибьютору с другим. Сочла его условия более выгодными, перешла к нему. Однако и договор с первым дистрибьютором не расторгла.
Благо, так делать можно: сотрудничать сразу с несколькими дистрибьюторами, ведь ни у одного из них нет исключительных прав на мои треки.
Почему я ушла?
Преимуществ несколько. Во-первых, сайт гораздо более дружелюбен к незрячему пользователю. Как выгружать треки, разобралась за 10 минут.
Во-вторых, есть возможность выгружать свою музыку совершенно бесплатно, правда, минус в очень долгой модерации треков. Но если платить за подписку 10 долларов (около 800 рублей по текущему курсу) в месяц, и модерация быстрее проходит, и преимущества, которые нравились мне в первом дистрибьюторе, сохраняются.
Преданность своему дистрибьютору — это важно, но если кто-то предлагает более выгодные условия, не стоит их игнорировать.
«У нейропесен нет души».
«Нейромузыка — вторичный, некачественный продукт».
«Это халтура. Ты не настоящий музыкант. Ты не прикладываешь ни капли усилий».
«Такое может состряпать каждый!»
«Не наигралась еще со своими нейросетями?»
Эти фразы я слышу регулярно. Лишь улыбаюсь в ответ и смело иду вперед, за мечтой!