Тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности и колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова рассказывает, с чего начать обучение самостоятельному передвижению по придомовой территории и как вести себя на проезжей части.
Главное — мотивация
«Я устроился на работу. Мне срочно нужно научиться пользоваться тростью и ходить до рабочего места. Когда можем начать занятия?»
«Мой ребенок поступил в институт. Можете в сентябре научить его ездить от дома до института? Трость мы еще не купили и летом заниматься не можем, мы в деревню отдыхать уезжаем».
Это две ситуации, с которых обычно у нас начинается разговор об обучении ориентированию и мобильности. Как правило, он заканчивается вопросом: «Сколько времени и занятий нужно, чтобы научиться ходить?».
Отвечая на него, мы всегда говорим, что нет единого рецепта, гарантированного минимального времени обучения и так далее. Одни осваивают сложный маршрут с использованием метро за пару или тройку занятий. Другие спустя несколько месяцев еле-еле могут пройти по элементарному маршруту, который представляет собой движение по прямой с пересечением пары проездов. Дело здесь не только в первоначальном уровне подготовки человека: сформированности пространственных представлений, памяти, внимании и так далее, но и в мотивации. Отсюда и возникает основная разница во времени обучения и качестве усвоения знаний. Незрячий человек с высокой мотивацией каждый день отрабатывает навыки, полученные на занятии. На следующую встречу он приходит за новыми знаниями. Если мотивации нет, то закрепление и наработка опыта происходит только на занятиях в нашем присутствии.
С чего начать
В идеале обучение безопасному и самостоятельному передвижению должно начинаться с приемов использования белой трости в различных пространствах и ситуациях: в помещении и на улице, в знакомом и незнакомом пространстве, в пустом, безлюдном и в многолюдном. Отрабатывать приемы лучше в знакомом помещении с длинными коридорами. Для этого мы договариваемся с библиотеками слепых, реабилитационными центрами и с другими организациями, где есть подходящее пространство.
Обучение пространственной ориентировке на улице нужно начинать после освоения приемов использования белой трости и с маршрутов, которые проходят по прямым безопасным тротуарам. Но в жизни всегда есть место исключениям, поэтому процесс обучения может быть изменен исходя из поставленной задачи, а также географических и топографических условий. Таким образом, чаще всего первые маршруты человека — это путь от собственной квартиры до ближайших значимых объектов рядом с домом: магазина, аптеки, поликлиники и так далее.
Маршрут от квартиры до крыльца
После того, как освоены основные приемы использования белой трости, начинаем изучать первый фрагмент любого маршрута — выход из квартиры во двор. В зависимости от типа дома и этажа, на котором живет человек, во двор можно выйти, используя лестничные марши или лифт. В первую очередь необходимо научиться, выйдя из квартиры и закрыв ее, обнаружить белой тростью лестницу, самостоятельно определить направление марша и начать движение. Если спуск по лестнице уже отработан и закреплен, либо лестница и лифтовый холл изолированы друг от друга, то нужно научиться с помощью белой трости определять расположение лифта и находить кнопку вызова.
Обязательно отрабатываем навык проверки наличия лифтовой кабины, так как, к сожалению, известны случаи, когда двери лифта открываются, а самой кабины на этаже нет.
Спустившись на первый этаж, используя прием «Постоянный контакт», находим выход из подъезда.
Изучаем двор
Изучение двора всегда начинается с подъезда. На этом этапе не нужно торопиться и переходить к изучению маршрутов до магазина, остановки общественного транспорта и так далее. Придомовая территория, если она есть, — это отличное место для закрепления навыков владения белой тростью и адаптации к открытому пространству.
Выйдя из подъезда, определите направляющие, по которым можно пройти вдоль дома до следующего подъезда. Не нужно форсировать события и сразу начинать обход всего дома по периметру. Помните, что путь из точки А в точку Б и из точки Б в точку А нередко для человека с глубоким нарушением зрения — два разных маршрута. Поэтому во время первых самостоятельных выходов достаточно дойти до соседнего подъезда и вернуться обратно. Затем, когда этот этап будет закреплен, продлевайте маршрут до следующего подъезда, потом — до конца дома. Изучите все, что располагается справа и слева по пути следования. Затем можно переходить и к изучению двора, площадки, тротуаров и всего того, что может находиться на придомовой территории.
Для повышения эффективности обучения используйте тактильные карты придомовой территории. Вы можете сделать такую карту сами: наклейте на плотный лист картона ваш дом и все, что находится во дворе. Не забудьте указать тротуары и тропинки. Вместе с незрячим человеком исследуйте двор: положите ладонь на руку незрячего, которой он держит трость, и покажите все, что находится на территории, и этот объект на карте. Никогда не берите трость — только руку.
Обязательно показывайте незрячему ребенку, где он находится относительно объектов, обозначенных на карте. При ее изготовлении старайтесь сохранять масштаб. На фотографии ниже приведен пример самодельной тактильной карты двора и дома, сделанной из картона, бархатной и гофрированной бумаги.
Тифлокомментарий: цветная фотография в широкой сиреневой рамке. На столе лежит аппликация на белом картоне из оранжевой гофрированной и желтой бархатной бумаги. Аппликация изображает план п-образного дома с пятью подъездами-вырезами; вдоль подъездов и через двор идут пешеходные дорожки, еще одна дорожка ведет в сторону. Вдоль дорожки обозначены отдельно стоящие квадратные и прямоугольные строения. В правом верхнем углу — желтая стрелка вверх, она указывает на север.
Когда ребенок изучит двор, можете устраивать игры с использованием карты для закрепления сформированных пространственных представлений о придомовой территории, а также навыков передвижения. Например, можете прятать «клад» во дворе и отмечать его место булавкой на карте.
Передвижение по проезду
Часто нам с вами, чтобы выйти с придомовой территории, приходится идти по проездам, так как во дворах нет тротуаров или на них припаркованы автомобили. Человека с глубоким нарушением зрения также надо научить передвигаться по дорогам.
Для того чтобы такое передвижение было максимально безопасным, нужно использовать прием «Постоянный контакт», уметь обходить препятствия, в том числе автомобили, и знать, как вести себя во время движения по проезду транспортного средства.
Обходу автомобилей нужно специально учиться. Для этого необходимо выбрать безопасное место во дворе и автомобиль, который стоит отдельно вдоль бордюра. На нем нужно отработать алгоритм действий, а также научиться делать это уверенно.
Проезд — это место повышенной опасности. Нужно начинать обучение самостоятельному передвижению по нему только в том случае, если вы уверены, что ребенок (взрослый) умеет локализовать звук движущегося автомобиля, вовремя реагирует на него, а также не поддается панике при возникновении ситуации, в которой нужно действовать быстро.
Правила передвижения по проезду внутри двора:
-
Двигаться по проезду нужно вдоль направляющей, которой обычно служит бордюр. Во время передвижения вдоль него нужно следить, чтобы дуга трости была равномерная, а расстояние от бордюра до ступни — не более одного приставного шага. Если уйти далеко от бордюра, то при появлении автомобиля будет сложно быстро отойти в безопасное место.
-
Если на тротуаре припаркованы автомобили, то можно отслеживать линию передвижения, легко касаясь их тростью. Иногда незрячие, встречая тростью автомобиль, пугаются и отходят от него как можно дальше. В итоге они идут посреди проезда, не используя направляющую. Передвигаться без направляющей могут только незрячие с большим опытом: человек может заблудиться, потеряв ориентиры, и не суметь быстро найти направляющую при приближении автомобиля.
Тифлокомментарий: цветная фотография в широкой сиреневой рамке. Лето. Двор жилого дома. По проезжей части во дворе, рядом с припаркованной черной иномаркой идет мужчина в темных очках и с белой тростью. Тростью он касается днища машины. За автомобилем — зеленый газон и угол дома.
Поведение незрячего пешехода на проезде при приближении автомобиля:
-
Остановитесь, если услышали звук приближающегося автомобиля.
-
Найдите тростью бордюр, подойдите к нему.
-
Если знаете, что за бордюром точно находится тротуар, можно быстро осмотреть тростью поверхность, убедиться, что чисто, и подняться на тротуар. В остальных случаях подниматься не нужно.
-
Подниматься на бордюр или газон можно только в том случае, если есть время осмотреть поверхность тростью и убедиться, что поверхность ровная и безопасная. Ниже на фотографии приведен пример ситуации, когда бордюр переходит в бетонный край входа в подвальное помещение. Глубина — больше двух метров.
5. Если вы остаетесь на проезде, нужно повернуться спиной к бордюру так, чтобы его касались пятки. Поместите трость по диагонали относительно тела так, чтобы она располагалась от плеча до противоположной ступни.
6. После того, как автомобиль проехал, можете продолжить движение.
Обычно уходить с проезда необходимо тогда, когда по нему едет большая машина, например, мусоровоз. Не спешите и не паникуйте, спокойно развернитесь, осмотрите пространство тростью и найдите безопасное место.
Все колонки Марты Любимовой читайте в ее блоге на портале «Особый взгляд».