Многие театры, библиотеки и музеи закрылись из-за угрозы распространения коронавируса. Ника Пархомовская специально для «Особого взгляда» сделала подборку спектаклей, концертов и лекций, которые незрячие и слабовидящие читатели смогут посмотреть онлайн.
Театр на карантине
Согласно распоряжению Министерства культуры Российской Федерации, из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции во второй декаде марта закрылись сначала московские, затем петербургские, а потом и большинство региональных театров, музеев, библиотек и других учреждений культуры. Но самое грустное во всем этом, что никто не знает, сколько еще COVID-19 будет бродить по планете, поэтому постепенно жизнь — в том числе и культурная — перетекает в онлайн.
Поскольку тифлокомментирование спектаклей чаще всего проводится в режиме реального времени, видеозаписей постановок с описанием практически нет. Вопрос о том, чтобы организационно и финансово помочь театрам сопроводить свои онлайн-трансляции и видеоархивы полноценными тифлокомментариями, сейчас стоит довольно остро. Однако производство профессионального тифлокомментария (и тем более его трансляция онлайн) дело затратное и небыстрое, а остаться совсем без культуры в условиях самоизоляции не хочется. Поэтому ниже мы собрали ссылки на те спектакли, концерты и лекции, которые незрячие и слабовидящие читатели могут посмотреть без тифлокомментирования практически в любое время.
Сразу оговоримся, что некоторые премьерные онлайн-показы доступны несколько дней, а то и часов, поэтому лучше всегда самостоятельно сверять расписание трансляций на сайтах театров, в их социальных сетях или на YouTube-каналах, куда они в большинстве своем и «заливают» видео. Туда же многие решили выложить проводившиеся ранее лекции, паблик-токи и творческие встречи.
Музыка нас связала
Фото: страница Пермского театра оперы и балета в Facebook, интерьер зала
Тифлокомментарий: цветная фотография в белых, красных и золотых тонах. Круговая панорама зрительного зала Пермского театра оперы и балета. В центре — расписной потолок, ниже — по кругу ярусами — бельэтаж и ложи, внизу по обе стороны — ряды пустых зрительных кресел. Горят светильники, красный занавес сцены закрыт.
Одними из первых о своем переходе в онлайн-режим объявили ведущие музыкальные театры — причем как зарубежные, так и отечественные. Так, Пермский театр оперы и балета объявил о запуске проекта «Один на один»: с конца марта на спектаклях, которые транслируются через интернет, в зале сможет присутствовать один случайным образом выбранный из списка желающих зритель, для которого и будут играть артисты и музыканты. Таким образом художественный руководитель Марат Гацалов хочет подчеркнуть саму сущность театрального искусства, природа которого заключается в постоянном контакте актеров со зрителем, даже если это всего один человек.
Фото: страница Берлинской государственной оперы в Facebook, здание оперы
Тифлокомментарий: цветная фотография. Построенное в классическом стиле здание Берлинской оперы напоминает древнегреческий храм с колоннами и треугольным фронтоном. Фронтон украшен тремя скульптурными женскими фигурами и барельефом с батальной сценой. Светло-розовое здание стоит на высоком цоколе, к центральному входу ведут две боковые каменные лестницы.
В свою очередь, Берлинская государственная опера сразу после введения карантина в городе объявила о старте ежедневных и, разумеется, совершенно бесплатных оперных и концертных трансляций. Выложенные в интернете записи обновляются в 12:00 по местному времени (14:00 по Москве) и остаются доступны в течение суток (а если не закрывать плеер на компьютере, то и намного дольше). В данный момент на сайте Берлинской оперы выложено подробное расписание показов вплоть до 19 апреля включительно. Речь при этом идет не о каком-то никому не нужном «залежалом» товаре, а о первоклассных постановках, попасть на которые мечтает любой уважающий себя опероман.
К марафону невиданной щедрости присоединились и другие знаменитые оперные дома: Баварская опера, где многие спектакли можно посмотреть еще в течение месяца после онлайн-премьеры; Штутгартская опера, подготовившая программу трансляций с ироничным названием «Опера вопреки коронавирусу»; Немецкая опера Берлина, которая — в отличие от других театров — показывает свои главные оперные хиты блоками по несколько дней; Венская опера, до конца карантина организующая прямые трансляции в том числе абсолютно выдающихся оперных спектаклей на своем сайте в 19:00 по венскому времени (21:00 по Москве); нью-йоркская Метрополитен-опера, запустившая серию «Nightly Met Opera Streams», которая будет идти не только на сайте театра, но и на русскоязычной площадке Play.
Кроме того, некоторые театры — вроде венецианской «Ла Фениче» — регулярно обновляют свои каналы в YouTube, а библиотека оперных видео OperaVision предлагает к прослушиванию более двадцати записей опер со всего мира — правда, время хранения трансляций на портале ограничено, поэтому некоторые из них, предварительно проверив «срок годности», стоит посмотреть в первую очередь. «Северогерманское телерадиовещание» до 30 сентября открыло безвозмездный доступ к десяти важнейшим оперным постановкам на музыку Генделя, выпущенным в
Драма с доставкой на дом
Фото: фрагмент афиши спектакля «Созвездия»
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. На черном фоне портрет девушки в космическом скафандре с открытым гермошлемом. Глаза девушки закрыты. У нее чистое лицо без косметики с правильными классическими чертами, русые прямые волосы, длинная шея
С драматическими театрами дело, к сожалению, обстоит не столь благополучно: с одной стороны, их спектакли гораздо меньше снимают на видео и оттого им сложнее оперативно организовать трансляцию, с другой, как правило, они нуждаются в тифлокомментировании. Но есть, как говорится, и хорошие новости.
Так, московский театр «Практика» провел онлайн-трансляцию разговорной пьесы современного британского драматурга Ника Пэйна «Созвездия» в постановке Александра Алябьева. Это произошло на месяц раньше премьеры, отложенной из-за коронавируса, на сайте «Яндекс. Эфир». Хочется верить, что театр еще не раз повторит этот «показ». Когда же театры вернутся обратно в оффлайн, то этот спектакль можно смело рекомендовать к просмотру как редкий пример постановки, в которой слова действительно играют главную роль.
Московский «Сатирикон» отметит Международный день Театра премьерой спектакля по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» (режиссер Владимир Жуков), которая вопреки изначальному плану пройдет без зрителей, но зато в прямом эфире на сайте. Учитывая, как много в этой когда-то популярной перестроечной пьесе диалогов, она доступна и для незрячих зрителей. Уже на следующий день — 28 марта — Театр на Таганке проведет онлайн-трансляцию премьеры спектакля Дениса Азарова «Снегурочка», а 3 апреля на сайте будут показывать один из главных хитов нынешнего театрального сезона — искрометного и до боли смешного «Lё Тартюф. Комедия» Юрия Муравицкого, в котором текст играет совсем не последнюю роль.
Фото: Театр-Театр во «ВКонтакте», фрагмент спектакля «Пизанская башня»
Тифлокомментарий: цветная фотография. Фрагмент спектакля. На сцене беспорядок. Элементы домашней обстановки — стулья, зеркала, бра, холодильник — парят в воздухе, закрепленные на тонких длинных лесках. В центре сцены, торжественно раскинув руки и запрокинув голову, сидит блондинка с густыми волнистыми волосами ниже плеч. Она замотана в длинную белую простыню, руки и плечи обнажены. Справа от нее стоит мужчина в черной шубе. Он засунул руки в карманы брюк и недовольно смотрит на женщину. На заднике сцены — летний итальянский пейзаж с деревьями, домами и Пизанской башней.
Не отстают от московских и другие театры. В частности, пермский «Театр-Театр» в ответ на закрытие региональных учреждений культуры запустил проект «ТТ с доставкой», в рамках которого ежедневно показывает на своем YouTube-канале прошлые и нынешние хиты: номинанта на «Золотую маску» этого года «Винил», мюзиклы «Карлик Нос», «Алые паруса» и «Летучий корабль», спектакли «Калигула» и «Дом Бернарды Альбы», а также снятые с репертуара постановки. Александринский театр не только играет онлайн одну из наиболее важных премьер сезона — «Маузер» Теодороса Терзопулоса, но и показывает лекции по истории и теории театра. А петербургский театр «Мастерская» запустил акцию #ходитьнельзясмотреть, в рамках которой на своей странице «ВКонтакте» транслирует лучшие спектакли Григория Козлова и его учеников.
Наконец, всегда можно посмотреть нестареющую отечественную классику. Показывают ее и на портале «Культура.рф» — в любое время и совершенно бесплатно; и в разделе «Видеогалерея» на сайте МХТ имени А.П. Чехова, где собраны чуть ли не все знаковые спектакли театра (в постановке таких режиссеров, как Олег Ефремов и Кирилл Серебренников, Сергей Женовач и Юрий Бутусов); и на YouTube-канале Moscow Theatres — здесь хранятся видео почти сотни постановок столичных театров, в том числе «Мастерской Петра Фоменко», Школы драматического искусства, Ленкома, «Современника» и Театра им. Вл. Маяковского. Особенно полезны для интересующихся историей театра незрячих зрителей могут быть аудиозаписи спектаклей московского Малого театра, хранящиеся в звуковом архиве.
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Мужчина и женщина стоят на расстоянии шага друг от друга. На ней черное прямое платье с рукавом в три четверти и надписью «Мечта» на груди, на нем — джинсы и толстовка с капюшоном, вместо головы — картонный белый куб. В правой руке мужчина держит бумажный самолетик, целится им в голову женщины. Волосы женщины стянуты в хвост, глаза сильно подведены. Она стоит с отрешенным взглядом, устремленным вдаль, опустив руки вдоль тела. Сзади них декорация в виде огромной каменной скалы.
И, конечно, не будем забывать про уникальные трансляции с тифлокомментарием и переводом на жестовый язык, которые были сделаны в октябре 2019 года во время первого Форума-фестиваля «Особый взгляд». Как и прежде, семь из двенадцати показанных в Москве спектаклей доступны онлайн в социальных сетях фестиваля. И, возможно, именно сейчас самое время пересмотреть или посмотреть впервые, если вы еще не видели, «Грозу-среду обитания» (режиссер Михаил Фейгин), «Магазин» (режиссер Дмитрий Зимин); «Unреальность» (режиссер Сергей Дроздов), «Одиссею 2К19» (режиссер Дмитрий Крестьянкин), «Wonderboy» (режиссер Максим Соколов), «Ночи Холстомера» (режиссер Александр Савчук).
А так как тема онлайн-трансляций волнует сейчас едва ли не все прогрессивное человечество, их расписание будет ежедневно публиковаться сразу на нескольких специализированных ресурсах. Более того, количество стримингов стремительно растет, и каждый день к виртуальным показам присоединяется все больше театров во всем мире. Так что в ближайшее время советуем сверять часы по сайту журнала «Театр» и порталу Colta.