Оксана Чучункова была массажистом, копирайтером, собирала детали пылесосов на УПП и изучала английский язык в американской школе. В своей колонке для «Особого взгляда» она рассказывает о том, как теперь помогает людям с инвалидностью найти работу, воспитывает сына и поет.
Ведется много споров о том, является ли человек хозяином своей жизни и судьбы, строит он ее сам, либо все ему на роду написано. По моему убеждению, основные вехи предначертаны, их не сдвинешь. И невидимый контролер будет четко следить за отклонениями от курса. Но внутри этих коридоров есть широкое пространство. Как по нему пойдешь и возьмешь ли все сполна, зависит только от тебя самого. Описывая свою жизнь одним предложением, сказала бы так: моя жизнь – это удивительный микс!
Обычное детство
Я родилась в Москве. Мой отец всю жизнь проработал в милиции, прошел путь от участкового инспектора до заместителя начальника курса Московской высшей школы милиции. Мама работала в сфере бухгалтерии. То, что я не вижу, родители поняли месяцам к трем. Я не следила глазами за игрушками.
По маминым рассказам, в год я начала ходить, говорить и петь одновременно. Меня было не остановить. Я и сама помню, как, когда мне было года четыре, я ежедневно исполняла по порядку все песни с диска Аллы Борисовны «Зеркало души», да еще и мамины тени задействовала под свое выступление, за что потом получила выговор.
Я была жутко любознательным ребенком и креативным экспериментатором, причем от этих экспериментов страдали близкие. То в кастрюлю супа вылью полбутылки подсолнечного масла, то брата младшего подстригу и притворюсь спящей рядом с ним...
Хоть мне и попадало от родителей за проделки, но они воспитывали меня, как обычного ребенка. Как потом рассказывала мама, они просто не знали, как по-другому. Они никогда меня не ограничивали в общении со зрячими ребятами. На каникулы я ездила к бабушке в деревню, и там были и «войнушка», и прятки, а позже – дискотеки и парни со стихами до утра.
Тифлокомментарий: цветная фотография. В том же зале Оксана, поднявшись с места, говорит в микрофон. Рядом сидит ее собеседница. Другие участники сидят за серыми столами и на выстроенных рядами стульях чуть позади. Среди них блондинка в инвалидной коляске. Все смотрят на выступающую и с интересом слушают ее. На оранжевом бейджике Оксаны написано ее имя и слово “Эксперт”. Её платье украшено ажурной вставкой на круглом вырезе и полупрозрачными рукавами с черными цветочными аппликациями. Очки крупные, в тонкой оправе с фигурными дужками.
Мой папа добился, чтобы меня приняли в детский сад для слабовидящих детей. После выпуска эти дети шли либо в обычную школу, либо в школу для слабовидящих. Мне там очень нравилось – гораздо больше, чем в школе-интернате для слепых детей, в которую меня перевели через год. Я попала в дошкольную группу. Кто-то посоветовал родителям так поступить, чтобы я знакомилась с системой Брайля.
Учиться мне нравилось. До пятого класса я была круглой отличницей. Как и многие дети, чем только не пробовала заниматься: гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, ходила на лепку, в кружок мягкой игрушки, вязала на машинке. Но самым любимым моим занятием была музыка. Я училась игре на фортепиано, посещала уроки сольфеджио, пела в хоре. Когда бабушка подарила мне полированное пианино «Лирика», моему счастью не было предела.
В 16 лет меня пригласили в качестве одной из солисток в группу. Ребята играли на инструментах, мы пели популярные на тот момент песни. Выступали на вечерах, играли на дискотеках и даже ездили на гастроли в магазин «Ткани»! Забегая вперед, скажу, что музыкантом я не стала, но любовь к музыке и выступлениям у меня на всю жизнь, и об этом я еще расскажу.
Ветер перемен
Когда мне было 17, в моей жизни произошло событие, значимость которого я по-настоящему оценила только сейчас. Я была отобрана в качестве участника международной программы обучения в США. 34 участника из 19 стран в возрасте от 16 до 25 лет на протяжении девяти месяцев изучали английский язык. Нам преподавали бизнес-английский, чтение, композицию, структуру и грамматику, а также использование компьютера и даже программирование. Мы обучались ориентированию и мобильности с инструктором, в программе был даже курс японского языка. На выходные мы уезжали в семьи. За девять месяцев я смогла глубоко погрузиться в американские традиции и культуру, а моя приемная семья стала мне родной.
Все профессии нужны
Если говорить о профессиональном опыте, кем я только не работала! После окончания школы окончила курсы лечебного массажа. Первая клиентка появилась сразу же. А еще меня приглашали в американскую клинику, где важным требованием было знание английского. Но я отказалась. Вышла замуж, переехала в небольшой город в Тульской области, начала искать работу.
Устроилась на УПП, собирала кнопки для пылесосов «Вихрь». Очень быстро поняла, что нужно искать работу по специальности. И вот я уже в белом халате ожидаю первого клиента в кабинете массажа городской поликлиники. Работала в нем, когда у штатного массажиста заканчивался рабочий день. Шесть лет в медицине, декрет, снова поиски себя, в результате которых я поняла, что в медицину не вернусь.
А дальше – работа копирайтером, учебный центр одной крупной организации, развал этого центра, снова поиск работы... Околомедицинская компания, служба такси, рекреационное агентство... и – счастливый случай: я стала клиентом организации «Перспектива», которая помогает найти работу людям с разными формами инвалидности. После нескольких месяцев попыток и «пристрелок» сотрудники организации решили, что такой кадр им нужен.
В «Перспективе» я уже почти семь лет. Обросла профессиональными обязанностями, авторитетом, благодарностями и новыми знакомствами. Технологии подбора персонала, тонкости деловой переписки, бизнес-этикет – вот лишь малая часть того, чему я научилась в процессе работы в «Перспективе». В качестве эксперта по вопросам трудоустройства людей с инвалидностью я посетила Австрию и США: я очень хочу развивать международное сотрудничество.
На фото: Оксана вместе с Иваном Ерховым модерирует мероприятие по трудоустройству людей с инвалидностью от компании Everland
Тифлокомментарий: цветная фотография. Оксана и Иван сидят на стульях с откидным столиками перед слушателями. У Оксаны на коленях и на столике лежат бумаги. Она читает их пальцами, улыбается. На ней темные очки, розовая кофта, черные юбка ниже колен и сапоги. Иван повернулся к ней и слегка улыбается. У него русые кудрявые волосы. Он одет в синие джинсы, серый джемпер поверх голубой рубашки и черные кеды. За ними экран, на который выведена пустая страница текстового документа. Справа от экрана за белым столом сидит брюнетка в черном длинном наряде. Перед ней серый ноутбук и колонки. Слева от экрана флипчарт. Рядом стоит женщина в черной юбке и серой кофте с маркером в руках. Стены помещения светлые с синими выступающими коробами от пола до потолка.
В едином потоке
Отдельная и очень интересная глава моей жизни – рождение и воспитание сына. Сейчас он уже первокурсник. Очень рада, что мы проходим путь вместе, стараюсь помогать и поддерживать. Я всегда была активной мамой. Когда Андрей был в детском саду, была членом родительского комитета. Помню, как готовила с мамами и детишками музыкальный номер на выпускной. В школьные годы писала поздравления в стихах к праздникам. Написала большое стихотворение и прочитала его на последнем звонке, спела на церемонии вручения аттестатов. Получила две благодарственные грамоты за активное участие в школьной жизни. Всегда общалась с другими родителями. С некоторыми дружим до сих пор.
На Фото: Оксана с сыном Андреем
Тифлокомментарий: цветная фотография. Оксана с сыном стоят приобнявшись на набережной и улыбаются. Андрей худощавый, высокий, на полголовы выше Оксаны. У него русые короткие волосы, черты лица повторяют мамины: высокий лоб, маленькие глубоко посаженные глаза, курносый нос, тонкие губы. Одет в черный спортивный костюм с белой полосой на груди. Оксана без очков, волосы слегка взъерошены. На ней черные брюки и бежевый джемпер на пуговицах поверх легкой бело-розовой кофты. За серой гладью воды слева виднеются белые невысокие постройки и кустистые деревья. Небо затянуто слоистыми серо-синими облаками с голубыми просветами. Лица Оксаны и Андрея залиты мягким солнечным светом.
Вокальный камбэк
В 2012 году я после долгого перерыва вернулась в вокальное творчество. Я сама нашла преподавателя. Мне сказали, что это лучший преподаватель, и меня не обманули. Пикантность ситуации была в том, что, представляясь и договариваясь о встрече, я ни словом не обмолвилась о том, что я не вижу. Приехала во дворец культуры со своими фонограммами «минус один» – и не прогадала.
И мы начали работать. Я открывала для себя столько нового! Через четыре месяца я уже участвовала в отчетном концерте студии с песней «Ноченька» из репертуара Тины Кароль, и у меня даже была подтанцовка.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Оксана поет на сцене. В правой руке держит микрофон, левую поднимает перед собой, голову запрокидывает немного назад. Она в темных очках, темном платье с бархатным черным верхом и длинными полупрозрачными рукавами. На губах яркая помада. За ней желтый экран с логотипами спонсоров и адресом проведения мероприятия. Справа композиция из цветных воздушных шариков.
Потом было много выступлений: концерты, конкурсы, фестивали, успела немного поработать на банкетах. Дважды принимала участие в международном фестивале Sounds from the heart в Кракове. Фишка этого фестиваля в том, что все участники исполняют написанные специально для них песни в сопровождении симфонического оркестра. Это непередаваемые эмоции! Посетила вокальные мастер-классы Виктории Беловой и Сергея Пенкина.
Сейчас немного отошла от вокальной работы, но, надеюсь, ненадолго. Очень хочу поработать с международной музыкальной группой: записать песни, спеть в концерте.
А что же дальше?
Хочется многое сделать, попробовать себя в разных ипостасях. Порой от идей и мыслей дух захватывает! Очень хотелось бы выучить испанский, а лучше и французский в придачу. Хочется поработать в другой стране, применить свои знания и опыт и поучиться у них. Есть огромное желание совершить путешествие по Европе, а еще по Америке, и чтобы с обязательным просмотром матча NBA – Национальной Баскетбольной ассоциации. Возможно, когда-то вернуться к бисероплетению. Попробовать расширить свои знания в области коучинга, проведения тренингов. Но главное – просто жить, наслаждаться каждым днем и находить в нем поводы для радости и благодарности.
– Ты не будешь стесняться петь? – спросила Лариса Николаевна.
– Нет, – спокойно ответила я.
Вступление. Я начинаю петь нежную песню о любви на английском. Музыка кончилась. Я ожидаю вердикт.
– Немножко поработаем – и можно выходить, – говорит Лариса Николаевна.
– Куда выходить? – не понимаю я.
– На сцену, – смеется преподаватель.