Незрячие геймеры: шутеры, бродилки и стримы вслепую

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Молодой человек сидит в затемненной комнате вполоборота перед цветным монитором. У юноши короткая стрижка и длинные ресницы. На нем массивные черные наушники, от которых к экрану тянется провод. На экране оранжевая кирпичная стена.

Погружаться в виртуальное пространство незрячим игрокам помогают звуки, вибрация и вспомогательные текстовые сообщения. Люди с полной потерей зрения используют при игре только клавиатуру или джойстик, слабовидящие люди иногда подключают мышь. Манипуляции в играх озвучиваются программами экранного доступа: Jaws и NVDA на компьютере или TalkBack и VoiceOver на смартфоне.

Для тех, кто не говорит по-английски, в сети есть портал Blind games — единственный русскоязычный некоммерческий проект, где собрано большинство доступных игр. Там можно скачать, попробовать, обсудить игры и получить помощь по техническим вопросам. Некоторые пользователи портала пишут доступный софт, скрипты и плагины. Как утверждают разработчики сайта, до Blind games подобного сервиса не существовало, и из-за слабого английского русские незрячие игроки не могли читать описания, слушать подкасты и инструкции.

Кирилл Сарыкин и Mortal Kombat

Драки и шутеры требуют производительного компьютера. Кирилл Сарыкин из Тобольска купил такой и нашел на портале Blind games адаптированную версию Mortal Kombat, в которой передвижения партнера и специальные удары отражаются своеобразными звуками.

Кирилл — поздно ослепший геймер, он играет как оффлайн, так и онлайн со зрячими партнерами. «Постепенно обновляю комплектующие. В противном случае может выйти „слайд-шоу“ — большая задержка между нажатием кнопки и действиями персонажа», — говорит он.

Кирилл пробовал себя и в гонках — не понравилось. Признается: в подобных играх слишком много звуковой информации, от которой быстро устаешь. Вероятно, предполагает он, зрячие разработчики просто перестарались. Хотя, когда спрашиваешь у незрячих людей, как гонки должны правильно функционировать, они ничего однозначного не предлагают. Одни хотят усиления звукового сигнала перед препятствиями, другие — более детализированного отчета трассы в виде голосовых подсказок.

«Бродилки» как спасение человечества

Тифлокомментарий: цветная фотография. Слева вполоборота к экрану сидит молодой брюнет в очках и массивных черных наушниках с красными светящимися элементами. Кисть левой руки он держит на клавиатуре, пальцы нажимают на клавиши. На экране две серые плоские колонны.

«Раньше ночами напролет, веря, что вершу правое дело и спасаю человечество, играл в „бродилки“, — рассказывает тренер компьютерных курсов ВОС в Тюмени Артур Алиев. — С возрастом зрение значительно ухудшилось. Вместе с тем страсть спасать мир от вселенского зла не угасла».

Чтобы увеличить картинку, Артур уменьшает разрешение экрана. Это ухудшает графику, но делает четче изображение и текст. Артур тоже купил хорошую видеокарту и процессор: без игр тренер жить не может. Они отвлекают его от будничной суеты и заставляют забыть о неприятностях.

Другой незрячий тюменец Евгений Вишняков предпочитает «бродилки», потому что они помогают оценить гибкость ума, проверить логику и расширить кругозор. «Во время игры просыпается азарт, начинаешь креативно и нестандартно мыслить», — говорит Евгений.

Незрячим игрокам доступны браузерные игры, поскольку там нет 3D-графики. Задания прослушиваются с помощью программ. При этом, по словам Евгения, для игр на смартфоне удобнее «яблочная продукция»: приложения работают стабильнее.

Парные шутеры

Некоторые незрячие геймеры в шутерах практикуют парные сеансы со слабовидящими или зрячими игроками. Помощник отвечает за направление передвижения и наведение прицела, ведет огонь по врагам. Незрячий игрок перезаряжает оружие и перемещает персонажа. Они переговариваются в голосовом чате. Второй выступает воином поддержки: носит тяжелое вооружение, позволяющее в критических ситуациях переломить ход события в замкнутых пространствах или на короткой дистанции с большим числом противников.

Тифлокомментарий: Цветная фотография. Темно-синий джойстик от игровой приставки PlayStation 3 как будто завис в воздухе, над раскрытой ладонью худощавого молодого человека. Его длинные пальцы широко расставлены, на указательном и безымянном — серебряные кольца. В центре джойстика, похожего на бумеранг, расположена сенсорная панель, под ней динамик, по обе стороны от которого две большие серые кнопки. Над левой расположены серые стрелки, над правым — кнопки управления персонажами. У юноши в розовом худи тонкие черты лица и небольшие усики, на его голове капюшон. На размытом заднем плане элементы кухни: стол, холодильник, плита.

Многие люди с инвалидностью по зрению нелестно отбываются об X-Box. «Сначала, первые минут десять, вроде как прикольно, потом вибрация начинает раздражать. Да и для восприятия не очень-то нужна, так как зачастую удары дублируются звуковыми подсказками. Потом, после игры, некоторое время на руках тремор — неприятно».

Незрячие стримеры

Некоторые люди с нарушением зрения ведут стримы на Twich и YouTube. Весной 2019 года у «Настоящего времени» вышел сюжет о незрячем Игоре Гармаше и слабовидящем Романе Глушкове из Хабаровска. Роман на смартфоне изучает комментарии и читает другу меню. Игорь ведет игру. Легче всего, по словам Игоря, сражаться в файтингах. Несколько по-иному обстоит ситуация в RPG. На ролевых играх за ходом событий наблюдают Роман или девушка Игоря. При достижении врагов джойстик передается незрячему геймеру. «Можно пару минут бежать в скалу, если движок игры не позволяет персонажу останавливаться, тогда он бежит на месте», — с улыбкой отмечает Гармаш. Так порой происходит и с другими препятствиями.

Поздно ослепший геймере из Самары Денис Исаев ходит по виртуальному миру по памяти: «Четко помню первого босса из одной видеоигры начала девяностых, большого робота-циклопа темного-синего цвета с красным глазом». До того как ослеп, Денис увлекался играми на приставках Sega, Dandy и старой PlayStation. Сюжет некоторых он помнит наизусть, что помогает быстро разобраться в новых играх.

Довольно известен на YouTube англоговорящий незрячий геймер Tj the blind gamer. Еще до потери зрения он проводил время в Cull of Duty. Когда почувствовал ухудшение на одном глазу, перешел на Modern Warfara 2. При возникновении проблем со вторым глазом геймер взялся за Black Ops III. Здесь есть ряд особых настроек, например, усиление некоторых звуков. Ему также помогает голосовой помощник Amazon Alexa. Он следит за статистикой матча, дает подсказки и озвучивает информацию о геймплее.