Как бизнес идет к клиентам с инвалидностью: мобильные операторы

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная иллюстрация. На фиолетовом фоне белые иконки. Слева смартфон с закрытым глазом на экране. Справа значок уровня сигнала связи: пять столбиков разной высоты в порядке возрастания.

«Особый взгляд» продолжает серию статей о том, как российские компании развивают социальное направление в бизнесе, адаптируют продукты для клиентов с инвалидностью и разрабатывают специальные программы и благотворительные проекты. В прошлый раз мы рассказывали о том, как Сбербанк поддерживает людей с нарушением зрения. Теперь «Особый взгляд» поговорил с представителями операторов связи: «МегаФона», «Билайна», МТС и Тele2.

Доказано практикой, что современные смартфоны способны улучшить качество жизни незрячего или слабовидящего человека. Эти устройства всегда под рукой, в них помещается масса полезных функций и приложений. Операторы мобильной связи нередко поддерживают разработки в этом направлении. Кроме того, у большинства из них есть социальные тарифы, куда входят бесплатные приложения и другие сервисы, а некоторые компании помогают людям с инвалидностью осваивать технологические новинки.

Обучение пользователей и тренеров от «МегаФона»

Примером такой работы служит проект «Универсальный мобильный помощник» компании «МегаФон». Его суть в том, чтобы научить людей с нарушением зрения пользоваться смартфоном с сенсорным управлением на слух. Только за прошлый год компания провела более 500 занятий в 24 регионах России. Консультации получили 700 человек, а 140 клиентов научились самостоятельно настраивать смартфон, звонить, читать и отправлять сообщения, работать в интернете, использовать стандартные приложения — от часов до диктофона. Кроме того, в регионах появились специалисты и тренеры, готовые в любой момент оказать необходимую помощь.

«20 лет назад в нашем арсенале были только трости, собаки-поводыри и простейшие приборы с голосовой функцией. Но сегодня мы живем в цифровом мире устройств, которые готовы сделать нас мобильнее, активнее и успешнее. С помощью GPS-навигации или программ для сопровождения можно самостоятельно передвигаться по городу, определять номинал денежных банкнот, распознавать текст, работать в интернете и общаться в социальных сетях. Смартфоны становятся важной частью жизни незрячих людей. Я, например, расходую в два-четыре раза больше мобильного интернета, чем мои видящие коллеги», – рассказал участник проекта Алексей Викторов.

Этой осенью стартовал новый этап «Универсального мобильного помощника». «МегаФон» планирует расширить его географию и начать работать с учениками интернатов для подростков с нарушением зрения. В ноябре в нижегородском центре «Камерата» откроется «Школа мобильности», выпускники которой смогут обучать и консультировать людей с инвалидностью по зрению в своих регионах. А весной в рамках проекта стартует всероссийский конкурс «Словом и жестом» среди незрячих и слабовидящих пользователей смартфонов.

Тифлокомментарий: цветная фотография. За столом сидит мужчина в темных очках, он держит смартфон перед собой на уровне лица. Мужчина одет в серую рубашку, у него темные усы и редкие темные волосы. Правой рукой он касается черного экрана и прислушивается.

Помимо этой работы, «МегаФон» инвестирует в создание специальных решений для клиентов с инвалидностью. Так, при поддержке компании в 2018 году АНО «Лаборатория «Сенсор-Тех» разработала и запустила приложение «Определитель купюр для незрячих» на платформах Android и iOS. В прошлом году его скачали больше 1,6 тысячи раз.

«Перчатка Брайля» и удобный call-центр от «Билайн»

Поддержкой инновационных стартапов занимается и мобильный оператор «Билайн». В рамках проекта Make your mark компания «ВымпелКом» поддержала выход на международный рынок «Перчатки Брайля» – устройства для коммуникации слепоглухих пользователей. Оператор связи профинансировал участие разработки в международной конференции 4YFN (Four Years From Now) в рамках Всемирного мобильного конгресса в Барселоне в 2018 году.

Чтобы начать разговор, достаточно произнести фразу в небольшой микрофон – специальная программа мгновенно переводит речь в электрические импульсы и передает их на перчатку. Слепоглухой человек чувствует определенную последовательность тактильных сигналов – символов на шрифте Брайля, – которые складываются в слова. Чтобы ответить, он набирает буквы пальцами, программа синтезирует их в речь и озвучивает слова собеседнику. По словам разработчиков, перчатка может быть полезной и людям, которые испытывают сложности с коммуникацией по иным причинам, кроме потери слуха и зрения, например, после инсульта.

Фото: fontanka.ru

Тифлокомментарий: цветная фотография на фиолетовом фоне. За столом сидит изобретатель Федор Беломоев. Он поставил локоть на стол и приподнял кисть в перчатке Брайля – толстой черно-синей перчатке. Снизу к ней прикреплено небольшое пластиковое устройство прямоугольной формы с горящей лампочкой и проводом.

Технологические новинки оператор использует и в общении с клиентами. В прошлом году в call-центре «Билайна» заработала система распознавания голоса, которая позволяет клиентам тратить меньше времени на поиск необходимой информации: человек может сразу попасть в нужную ветку меню, озвучив свой запрос. А для незрячих пользователей это просто удобный способ получения информации.

Помимо этого, 3,5 тысячи сотрудников call-центра прошли специальный курс «Люди с инвалидностью – наши клиенты», подготовленный компанией Everland. Операторы изучали особенности обслуживания людей с разными видами инвалидности, в том числе с нарушением зрения.

До конца года «Билайн» планирует завершить сертификацию сайта и приложения на предмет удобства для людей с инвалидностью, которую также проводит проект Everland. В процессе разработки находится и карта доступности офисов: компания анализирует более трех тысяч помещений, чтобы обеспечить доступную среду для клиентов.

Кроме того, у «Билайна» есть тариф «Социальный пакет», которым могут пользоваться люди с инвалидностью, многодетные родители, студенты и пенсионеры. Для незрячих пользователей в нем предусмотрено бесплатное использование карт «Яндекс» и Google, а в перспективе появятся и специализированные сервисы: навигатор BlindSquare и социальная сеть Be My Eyes. Подключить «Социальный пакет» можно при предъявлении удостоверения или справки об инвалидности.

Социальный тариф от Тele2

Социальный тариф, доступный в том числе людям с инвалидностью, есть и у Tele2. Компания также запускает специальные тарифы в сотрудничестве с общественными и благотворительными организациями, которые просят предоставить индивидуальные условия для своих подопечных. Один из них разработан для пользователей с нарушениями слуха: он включает пакет интернета и SMS, а также бесплатную услугу «Гудок», где вместо привычной мелодии звонящему сообщают, что абонент не слышит, и предлагают отправить текстовое сообщение.

«Пока «Tele2» не приходилось сотрудничать с организациями, представляющими интересы слабовидящих и незрячих людей, но мы готовы работать над созданием сервисов для этих пользователей», – рассказали в компании.

Тифлокомментарий: цветная фотография на фиолетовом фоне. Компания из пяти человек улыбается в камеру, у всех на шее одинаковые бейджи на синих шнурках. В центре сидит девушка, в красном платье с чашкой в руках. За ней стоят две девушки в темном, одна из них смеется и поднимает вверх большой палец. Справа и слева стоят двое молодых людей в очках.

Конкурсы и спектакли от МТС

Компания МТС в рамках своих социальных проектов устраивает на работу людей с инвалидностью. Она организует конкурс «Путь к карьере», участники которого могут попасть на тренинги, помогающие выявить их возможности. Финалисты презентуют себя потенциальным работодателям, и по итогам конкурса им могут предложить работу или стажировку. В планах компании также организовать курсы социального предпринимательства для молодых людей с инвалидностью и без в разных регионах России.

Еще одно направление социальной работы МТС – обучение детей с инвалидностью адаптивным видам спорта. В 2018 году такие тренировки посещали около 900 детей. Кроме того, компания участвует в ежегодном благотворительном турнире по пляжному волейболу: на собранные средства развивают доступные для людей с инвалидностью спортивные объекты и реализуют программы социализации.

Есть у МТС и волонтерский «Мобильный театр сказок». Он выступает для детей с инвалидностью по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Его спектакли проходили в Санкт-Петербурге и Сергиево-Посадском интернате слепоглухих. Также компания поддерживает театр «За гранью тишины» для людей с инвалидностью по слуху.

О поддержке клиентов с сенсорными нарушениями в других сегментах рынка читайте в наших следующих статьях.