В апреле во всем мире чествовали собак-поводырей. Про них пишут книги, снимают фильмы и мультфильмы и даже рисуют комиксы. В 2019 году в Москве к этому празднику приурочили акцию «День с собакой-проводником». Как сообщается на портале мэра и правительства Москвы, цель мероприятия — «привлечь внимание общественности к собакам, которые помогают слабовидящим и незрячим людям вести полноценную жизнь». Присоединяется к этой миссии и портал «Особый взгляд»: мы собрали ключевые новости о собаках-поводырях за последние полгода и пытаемся разобраться, так ли легко быть владельцем четвероногого помощника.
Собаки-проводники: доступ есть?
Собаки тысячелетиями сопровождали человека и защищали от опасностей, однако систематическое обучение собак в качестве проводников для незрячих людей началось только после первой мировой войны в Германии. И хотя с этого момента прошло почти сто лет, а в законодательные акты были внесены поправки, обозначающие права собак-проводников, владельцы четвероногих помощников все равно регулярно сталкиваются с дискриминацией.
Согласно ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ФЗ-259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», собака-поводырь классифицируется как техническое средство реабилитации людей с инвалидностью, которое обязаны пускать в общественный транспорт без дополнительный оплаты. Ее можно провозить в автобусе, поезде, самолете и такси бесплатно, сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади, при наличии ошейника, намордника и поводка, а также документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника.
И если правила перевоза собак-поводырей в самолетах и поездах соблюдаются, то новости о том, как собаку-проводника не пустили в автобус или такси, регулярно публикуют СМИ по всему миру: в Москве, Казани, Томске, Ливерпуле, Денвере, список можно продолжать. Вот только несколько громких историй, случившихся за последние месяцы.
В декабре 2018 года по федеральным новостным ресурсам прокатилась волна публикаций о том, что незрячего жителя Екатеринбурга Рината Шайдуллина оскорбили сотрудники автобуса № 27 из-за того, что он отказался платить за своего пса-поводыря Николаса. Znak цитирует воспоминания екатеринбуржца о разговоре с кондуктором: «Говорит, мы тебе руки-ноги переломаем, чтобы ты, богом обиженный нищеброд, вообще не смог кататься в автобусах и не выходил из дома, мол, зачем ты вообще куда-то ходишь?». В компании-перевозчике «Город» на инцидент отреагировали обещанием провести собственное расследование и принять меры в отношении кондуктора вплоть до увольнения. «У нас периодически проводят специальный инструктаж со специалистами. [...] Руководство предприятия приносит свои извинения — то, что произошло, недопустимо», — прокомментировали в компании.
Ирония ситуации заключается в том, что сразу после принесенных извинений кондуктор другого автобуса стала требовать, чтобы Шайдуллин оплатил проезд собаки-поводыря. Происходящее засняли на камеру мобильного телефона пассажиры — эту съемку опубликовали на телеканале «Звезда».
Аналогичный случай произошел в феврале 2019 года с незрячим жителем Перми Сергеем в автобусе № 16. Он ехал с собакой-проводником в шлейке с опознавательным знаком. Properm приводит свидетельства очевидцев: «Кондуктор дергает за куртку мужчину: „Чё, оплачивать проезд-то будем?“ Сергей мягко ответил, — „Конечно, куда я денусь“, и протянул деньги. Женщина грубо: „За проезд собаки 10 рублей!“ Инвалид по зрению уже не раз оказывался в такой ситуации и корректно сказал, чтобы она изучила правила провоза собак-проводников, раз работает в транспортной структуре». Однако ответ Сергея не убедил кондуктора, которая стала агрессивно требовать оплатить проезд собаки. Успокоило женщину только предложение незрячего пассажира вызвать полицию, чтобы урегулировать конфликт.
В Краснодаре ситуация сложилась совсем печально: в январе 2019 года водитель пригородного автобуса не пустил незрячую Анастасию Блинову в салон вместе с лабрадором-проводником, сославшись на то, что собаку нужно перевозить только в клетке. Водитель не обратил внимания ни на справку об инвалидности, ни на паспорт поводыря, ни на доводы девушки о том, что собака не может одновременно вести человека с нарушением зрения и находиться в клетке. После недолгого разбирательства виновника нашли, но никаких взысканий со стороны компании-перевозчика не последовало. Водитель почти сразу стал утверждать, что требовал надеть на собаку намордник.
Телеканал НТВ сообщает, что сотрудники прокуратуры перенаправили заявление Анастасии в министерство транспорта и дорожного хозяйства региона. Там ответили, что водитель действовал согласно правилам пассажирских перевозок и никакого нарушения не было.
Тогда же, в январе 2019 года, Анастасии Блиновой отказали в приеме на работу в юридический центр «Преторъ» под предлогом того, что корпоративная этика организации запрещает присутствие животных в офисе. В связи с этим делом Блинова, юрист по образованию, снова обратилась в суд — за событиями следит «Живая Кубань».
В Ливерпуле к собаке-проводнику предъявили еще более неожиданные требования. Англичанке Меган Тэйлор заявили, что ее собака Раули должна быть... другого цвета! В январе 2019 года Тэйлор, которая после травмы головы страдает временными потерями зрения, впервые решила проехаться в автобусе вместе со своим лабрадором-помощником. И хотя девушка уже не однажды становилась участником публичных конфликтов, связанных с присутствием Раули, в этот раз даже опытная Тэйлор была поражена реакцией кондуктора: «Убирай свою чертову собаку из автобуса! Она не может быть поводырем, потому что она черная». В интервью Liverpool Echo девушка признается, что после этого случая опасается пользоваться публичным транспортом.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный день. В парке на зеленой траве сидит па́левый лабрадор в коричневой шлейке. Рядом с ним опустился на одно колено темноволосый мужчина лет тридцати с залысиной в темных очках. На нем черные брюки со стрелками, синяя рубашка с коротким рукавом, поверх которой надет светоотражающий оранжевый жилет. Через плечо перекинута светло-коричневая кожаная сумка-планшет. У лап собаки стоит картонный розовый пакет с белым логотипом программы «Особый взгляд».
Не лучше складывается ситуация и с такси. По данным TV2, в декабре прошлого года в Томске водитель такси потребовал от человека с инвалидностью по зрению доплатить за провоз собаки-поводыря. Председатель областного комитета по лицензированию Александр Деев сообщил, что с водителем провели беседу, и прокомментировал: «По закону перевоз собаки-поводыря или инвалидной коляски должен производиться бесплатно... После поездки таксист должен вывести инвалида из машины, помочь ему сесть в коляску и доставить до первого объекта, который обеспечивает свободный доступ инвалиду. Например, до пандуса».
Похожие правила действуют и в Великобритании, однако некоторые водители пытаются их обходить. В декабре в Ноттингеме таксист просто проехал мимо семейной пары Уиттлов. Марк Уиттл связался со службой такси, где ему объяснили, что это действие водителя было связано с присутствием рядом с супругами собаки-поводыря Арчера. Возмущенный владелец собаки подал на него в суд и выиграл дело — таксиста лишили лицензии. Представитель местного самоуправления счел поведение шофера «совершенно неприемлемым». BBC приводит мнение Марка Уиттла по этому поводу: «Я сочувствую тому, что он лишился лицензии. Но он прекрасно осознавал, что делал... Если мы обращаемся в службу такси, мы рассчитываем, что нас подвезут. Ведь такие люди, как я, очень уязвимы».
В правилах международной компании-перевозчика Uber указано, что водители должны обслуживать пассажиров с собаками-поводырями согласно местному законодательству. Именно поэтому, когда водитель не пустил в салон собаку Молли Баланд, незрячей студентки университета Реджис (Канада), она возмутилась. Девушка рассказал Kgun 9, как это произошло: «Таксист опустил стекло и сказал: «В машину с собаками нельзя». Когда в Uber обратились представители прессы, они получили вежливый ответ: «Мы очень огорчены подобным поведением водителя и пытаемся предпринять подходящие меры». Судя по ответу от Uber, водителю сделали предупреждение. Его аккаунт деактивируют только в том случае, если на него поступит вторая жалоба.
Незрячий журналист BBC Дэймон Роуз настолько устал от такого отношения компаний-перевозчиков, что теперь заранее включает камеру на телефоне, когда выходит к такси. И эта предосторожность не оказывается излишней. В своей статье для ВВС он рассказывает о случае, который произошел с ним и его собакой-проводником 1 февраля 2019 года. «Водитель дружелюбно меня поприветствовал, но затем он заметил собаку. „Ох, извините, сэр, но у меня аллергия на собак“, — сказал он». Роуз не раз сталкивался с таким ответом и уже знал, что водители в Великобритании должны иметь сертификат, подтверждающий то, что они не могут осуществлять провоз собак-поводырей по медицинским показаниям. И они должны предъявлять этот сертификат по требованию. Когда Роуз попросил достать сертификат и либо прочитать его вслух, либо показать на камеру, водитель начал демонстративно рыться в документах в бардачке — и ожидаемо его не нашел. После этого он попросил журналиста отойти от машины под тем предлогом, что у него начинается аллергия на собаку: «Ваша собака представляет опасность для моего здоровья, сэр! Вы же не хотите, чтобы мне стало плохо?» Как только Роуз отодвинулся от машины, водитель поднял стекло и уехал. Роуз оставил отзыв в приложении — так он поступал и в пяти аналогичных ситуациях за последние полтора года.
Кстати, в английской версии приложения существует вариант «сообщить о проблемах во время перевозки животного». Кроме того, журналист подал на таксиста в суд, и после судебного разбирательства шофера оштрафовали на 1500 фунтов и лишили аккаунта в Uber. Роуз поясняет, что проблема даже не в конкретном водителе, а в том, что обиды и страхи накапливаются и приводят к психологической травме: «связанная с инвалидностью неуверенность в себе, отказ в приеме на работу, обязательное онлайн-обучение на работе, которое оказывается недоступным... и таксисты, которые бросают тебя на асфальте, и у тебя уходит несколько минут на то, чтобы снова найти свою входную дверь, хотя она была всего в нескольких шагах от тебя».
Не так давно «Особый взгляд» рассказывал о штрафе, который наложили на мать незрячей участницы ансамбля «НеЗаМи» Диляры Залялиевой за парковку в неположенном месте (по новым правилам в Казани автомобилисты с инвалидностью, а также сопровождающие людей с инвалидностью, обладающие спецзнаками, могут бесплатно парковать машины только на специально отведенных для них местах). В день суда пристав не пропустил Диляру с собакой-поводырем на заседание, заявив, что вход в здание суда с животными запрещен, и продемонстрировав ей некий внутренний документ с подписью и печатью.
Согласно статистике, опубликованной BBC, за весну 2015 года более тысячи незрячих людей в сопровождении собак-проводников отказали в пользовании такси и посещении ресторанов и магазинов (75% случаев). В Австралии статистика совсем удручающая: каждый второй владелец собаки-поводыря сталкивался с той или иной формой дискриминации за последние два года — со многими это случалось более десяти раз. Это побудило организацию «Собаки-проводники Австралии» запустить в в апреле 2019 года кампанию «Доступ везде», о чем сообщается на официальном сайте общества.
Портал «Особый взгляд» уже рассказывал о деятельности аналогичного российского проекта «Мы рады собакам-поводырям», а в разделе «Библиотека» можно также ознакомиться с памяткой для сотрудников учреждений культуры и искусства, которая поможет подготовиться к приему гостей с собаками-проводниками. Как передает News.mb, на Филиппинах решили радикально решить эту проблему: сенатор Мария Лурдес Нэнси Бинай готовит законопроект, согласно которому отказ в доступе людям с инвалидностью с собаками-проводниками в магазины и иные публичные заведения, в том числе объекты транспортной инфраструктуры, будет считаться дискриминацией и нарушением закона.
Собаки-проводники на сцене, в армии и на беговой дорожке
Впрочем, день собак-проводников — это в первую очередь праздник и замечательный повод вспомнить вдохновляющие истории из жизни четвероногих помощников. Наверное, именно поэтому 28 апреля в Ванкувере (Канада) три стенд-ап комика с нарушением зрения: Дэррил Леннокс, Меган Мильтон и Алекс Спарлинг — провели благотворительное шоу в пользу собак-поводырей в знаменитом комедийном клубе Yuk Yuk, сообщает Dailyhive. Кстати, многие комики выходят на сцену вместе со своими собаками-поводырями или посвящают им свои скетчи (стенд-ап индустрии посвящена статья Полины Зотовой «Незрячие комики: когда чувство юмора острее зрения»).
А News.ru передает, что в Израиле собака-поводырь по кличке Нильс ежедневно сопровождает на службу свою хозяйку Хилу Мауду, которая работает офицером военной прокуратуры Армии обороны (ЦАХАЛ). Незрячая от рождения Мауда не относится к своей инвалидности как к непреодолимому препятствию и с детства готовилась служить в армии, как и все гражданки Израиля.
Одна из самых красивых историй этой весны произошла в Нью-Йорке 17 марта, когда 48-лeтний Toмac Пaнeк финишировал в полумарафоне c помощью троих высококвалифицированных собак-поводырей — Baффлa, Уэcтли и Гaca. По информации New York Post, это первый случай в истории, когда человек с инвалидностью по зрению пробежал 21 километр без зрячих сопровождающих. Панек готовил команду к полумарафону три года: он и его хвостатые помощники учились лучше чувствовать друг друга и бежать c тысячами других участников. Финишировал бегун вместе с золотистым ретривером Гacoм, которого вместе c Пaнeкoм удостоили медали участника полумарафона.
Томас Панек потерял зрение 20 лет назад. В юности он был заядлым бегуном, но после начавшихся проблем со зрением на долгое время прекратил заниматься спортом. «Я боялся даже переходить дорогу», — признается он. Позднее мужчина начал участвовать в марафонах в паре со зрячим бегуном, и хотя Панек признает важность и нужность этой услуги, но она не дает почувствовать себя полностью независимым. Именно поэтому ему, владельцу и директору школы подготовки собак-проводников Guiding eyes for the blind («Глаза для слепых»), пришла идея подготовить собак-проводников для бегунов. Четыре года назад он запустил инновационную программу, и с тех пор каждый год от пяти до десяти собак-выпускников школы обучают сопровождению бегунов.
Бег с собаками становится популярным. Refinery 29 рассказывает о новом направлении — каникроссе: владельцы собак надевают специальные пояса, на которые крепят поводки таким образом, чтобы собаки могли бежать впереди и чувствовать ритм и скорость хозяина. Основная сложность заключается в том, что во время бега не удается одернуть животное или притянуть к себе на поводке — управлять четвероногими можно только голосом.
Собаки-проводники учатся и обучают
6 апреля Мэр Москвы Сергей Собянин опубликовал в Twitter сообщение, в котором рассказал об обучении 50 собак-проводников для работы в столичном метрополитене: «Главная задача — научить собаку водить хозяина по безопасному маршруту. Питомцев обучают спуску и подъему на лифте, эскалаторе, проходу через турникеты и проезду в вагонах». Курс обучения проводит Российская школа подготовки собак-проводников.
Особое внимание сопровождению на транспорте и в мегаполисе уделяют и в старейшей школе подготовки собак-проводников в США Seeing Eye («Видящий глаз»). В апреле, по сообщению New Jersey News, 12 четвероногих подопечных школы тренировались сопровождать людей с нарушением зрения в международном аэропорте Ньюарк Либерти. Собаки учились проходить через все контрольно-пропускные пункты к выходам на посадку и подниматься на борт самолета. New York Times рассказывает, как для финальной проверки собак организуются поездки в Нью-Йорк. Непрерывный гул желтых такси, клаксоны велосипедов, огни светофоров, голоса тысяч прохожих и бессчетные новые запахи — «нет более оживленного города, чем Нью-Йорк — это самое сумасшедшее место, в котором собаки-проводники когда-либо окажутся... и если они справятся с работой здесь, то справятся где угодно», рассуждает тренер Брайан о’Нил.
Школа собак-поводырей для слепых в Рочестер Хиллс (Мичиган) организует тренинги для менеджеров с участием собак. Они помогают развивать навыки работы в команде, улучшать коммуникацию, выстраивать доверие, осуществлять стратегическое планирование и творчески подходить к решению проблем. Первый тренинг провели пять лет назад для сотрудников компании «Пурина», давнего партнера школы. Занятия включают проход с завязанными глазами и различные групповые упражнения. Так, менеджер по персоналу в Mitsubishi Аутен вслепую передвигался вместе с собакой-проводником и учился использовать точные, понятные собаке команды и доверять ей. Менеджер делится своими впечатлениями: «Порой нужно научиться доверять и полагаться на других. Ты можешь продолжать нести ответственность, даже если ты незрячий человек, которого ведет собака. Это всегда процесс, основанный на взаимоотдаче и взаимообмене». Другой клиент говорит: чем крепче ты дергаешь за поводок, «тем сложнее собаке вести тебя. Это также работает в коллективе: чем сильнее ты давишь на подчиненных, тем меньше отдачи». Подробнее о программе — в материале Seattle Times.
Не только для людей, не только собаки
Американский стаффордширский терьер с нарушением зрения Эймос родился в питомнике. Вероятность того, что собака обретет семью, была очень мала. Но Эймосу повезло: его забрала домой
Проводниками для незрячих людей могут быть не только собаки, но и пони. Не так давно пони-поводырь появился в английском городе Ньюкасл.
После этой новости трудно не вспомнить социальную рекламу «Могло быть хуже», которую в 2013 году запустило Норвежское общество людей с инвалидностью по зрению. Создатели ролика предлагают представить, что было бы, если бы незрячих людей сопровождали утки, ленивые ослы и овцы, и задаются вопросом, что лучше. Минутное видео, предназначенное для тех, кто считает собак-поводырей неудобными, вызвало общественный резонанс.
Впрочем, так ли уж важно — пони, утки или собаки?