Дэн Мансина (Dan Mancina) – известный в США незрячий скейтбордист. Дэн родился в штате Мичиган и начал кататься на доске, когда ему было 12. Сразу после школы он переехал в Калифорнию, где познакомился с группой профессиональных скейтбордистов и участвовал в проектах вместе с крупными брендами, такими как всемирно известный производитель обуви и аксессуаров Vans. Еще в подростковом возрасте врачи поставили Дэну диагноз «пигментный ретинит» - наследственное дегенеративное заболевание глаз, которое вызывает сильное ухудшение зрения и нередко приводит к слепоте. С возрастом зрение ухудшалось, и сейчас Дэн почти не видит. Однако он не перестал кататься на скейте.
Самым подходящим местом для тренировок Дэн считает теннисный корт: контрастные линии помогают лучше оценивать расстояние. Для трюков он использует трости различных размеров и звуковой прибор, который он ставит рядом трамплином или рампой. Эти приспособления помогают ему практически на 100% оценивать обстановку. Лучшие моменты тренировок скейтбордист записывает на видео и выкладывает в Instagram и Facebook, где за его деятельностью совокупно следят около 15 тысяч человек.
А еще Дэн выступает как мотивационный спикер в учреждениях для незрячих людей и собирается открыть скейтпарк, адаптированных для незрячих спортсменов. В интервью порталу «Особый взгляд» он рассказал о том, как важно не отказываться от своих целей и увлечений и оставаться собой, что бы ни случилось.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Теплый солнечный день. Пляж отделен от городской улицы невысоким каменным парапетом. На парапете полулежит Дэн Мансина. Он оперся спиной на скейтборд, поднятый по диагонали, как спинка шезлонга. У Дэна длинные темные волосы и густая борода; на нем кеды, закатанные до колена джинсы и черная футболка. Он поставил одну ногу на парапет, сложил руки на груди, закрыл глаза и подставил лицо солнцу. Слева у парапета стоит белая трость, рядом лежит сумка. На другой стороне улицы растут пальмы и стоят невысокие светлые здания. К зданию в центре ведет пологая лестница, на ступенях которой сидят люди.
- Я терял зрение постепенно, в течение всей жизни, поэтому у меня не было какого-то конкретного момента, когда я вдруг осознал себя незрячим. О своем заболевании я узнал, когда мне было 13. В этом возрасте редко задумываешься о чем-то, кроме текущего момента. С течением времени зрение ухудшалось, и я потихоньку начал думать о себе иначе. Я начал свои размышления с того, как люди меня видят и что такое вообще слепота… Пытаясь понять, что представляет собой жизнь незрячего человека, я внезапно обнаружил, что мне интереснее думать о том, чего я сам хочу как человек, как личность, а не о том, что я незрячий. Я получал и получаю много поддержки со стороны семьи и друзей, мнение которых я очень ценю. Они задавали мне планку для роста, и я стремился к ней, стараясь обходить все эти стереотипы о людях с нарушением зрения.
В какой-то момент я осознал, что у меня больше не будет той свободы, которая была. Я потерял способность водить и возможность путешествовать так же свободно, как раньше. С этим сложно смириться. Есть вещи вроде Uber’а (служба такси – ред.), но они дорогие. Самая большая сложность заключалась в том, что люди стали воспринимать меня иначе. Люди не видели во мне дееспособного человека и в большинстве случаев просто испытывали ко мне жалость. Они считали, что моя жизнь, должно быть, такая унылая, по сравнению с их собственными…
Однажды я вдохновился и сделал рампу. Я подумал: возьму-ка ее с собой на теннисный корт. Посмотрим, что из этого получится. Я предположил, что по длине рампы смогу понять, где находится опасное место, и это сработало. Не думаю, что я изобрел какой-то новый способ катания на скейте. Я пытаюсь придерживаться тех же стандартов в катании, которые у меня были, когда я был зрячим. Правда, я пока их не достиг, но я близок. Сейчас я понимаю, что уже не смогу кататься так, как раньше, поэтому я снова нахожусь в поиске своего стиля, который подходит моей личности и моей незрячести.
Я люблю говорить о скейтбординге с незрячими и слабовидящими людьми, люблю приходить в школы для незрячих детей или в организации, которые интересуются скейтбордингом. Это самый независимый спорт из тех, что сегодня предлагают незрячим людям. К сожалению, выбор у людей с нарушением зрения в плане спорта невелик, и я своей деятельностью и своим собственным примером стараюсь показать, что у незрячих людей намного больше опций, чем они себе представляют. Плюс ко всему скейтбординг – это автономный спорт, и в этом тоже я вижу много возможностей для личностного развития.
Я постоянно катаюсь и все свои достижения фиксирую на видео. У меня есть некоммерческая организация под названием Keep Pushing Inc/ («Продолжай двигаться!» - ред.) Наша цель - построить скейт-парк, разработанный специально для слабовидящих и незрячих скейтбордистов. Там будет соблюдена необходимая контрастность, оборудованы тактильные покрытия, динамики внутри рамп и ряд других специальных приспособлений, которые помогут создать удобную среду для катания. В феврале мы начинаем продажу досок со шрифтом Брайля. Доходы от продажи пойдут на запуск нашего парка.
Как мотивационный спикер я хочу сказать лишь одно: продолжай двигаться! Делай то, что вызывает у тебя вкус к жизни, и не позволяй другим управлять ей. Не позволяй ожиданиям других людей влиять на твою жизнь. Только ты сам знаешь, на что ты способен и от чего ты по-настоящему счастлив. Не останавливайся!
Если вы хотите поделиться своей историей, пишите на people@specialview.org.
В своих мотивационных видео Дэн показывает, как он играет в боулинг, хоккей и дартс, стреляет из арбалета и попадает теннисными мячиками в пластиковые стаканчики. Он сам меняет колеса на скейте, рассекает по лыжне и делает скейтбордические трюки на льдине.
«Некоторые люди думают, что я даже из дома не выхожу. Мой доктор – лучший доктор на свете, – когда я говорил ему, что я не знаю, что делать со своей жизнью, сказал мне: «Делай, что хочешь, не фокусируйся на своей незрячести, это затянет тебя». И это очень помогло», - говорит Дэн Мансина в одном из роликов.