Ловим «Дзен»: истории незрячих блогеров

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На сером фоне черный логотип сервиса «Яндекс. Дзен». Между надписями на английском языке «Яндекс» и «Дзен» квадратный значок с белой четырехконечной звездой. Над словом «Дзен» — черные очки.

С каждым годом появляется все больше социальных сетей и площадок для ведения блога. В мире недавно произошел бум TikTok — это сервис для создания и просмотра коротких видео. Если для обычного человека снять видео — минутное дело, то для незрячего блогера — целая история. Нужно представить визуальную составляющую, найти зрячего помощника, который снимет сюжет, а потом еще самостоятельно смонтировать видео. В YouTube и Instagram также делается упор на визуальный контент, а «Вконтакте» и «Одноклассники» уходят в прошлое. Facebook больше ориентирован на деловую аудиторию, у Telegram проблемы с доступностью.

Однако есть «Яндекс. Дзен» — новая и перспективная площадка, где акцент сделали на интересных текстах. Корреспондент «Особого взгляда» Владимир Васкевич попросил незрячих авторов «Дзена» поделиться опытом работы с этим сервисом.

«Будни слепака»: блог Максима Спиридонова

Интерес к блогерству у Максима Спиридонова появился лет пять назад, когда он делал подкасты для незрячих пользователей о «говорящих» GPS-навигаторах. Ему было интересно общаться с незрячими слушателями, которые всегда задавали множество вопросов. Так Максим понял, что помогает многим людям, рассказывая о своем опыте. Вопрос был только в широте охвата аудитории. Индивидуально всех консультировать не получалось, а опыт самостоятельной жизни незрячего человека мог быть интересен и людям без нарушения зрения.

«В то время еще не было ’’Дзена’’, поэтому я сначала смотрел в сторону YouTube. Процесс съемки и монтаж видео для незрячего дело довольно трудоемкое и затратное по времени. Я понимал, что постоянно придется зависеть от внешних обстоятельств и людей, а итоговый результат визуально проконтролировать лично сам я не смогу. К тому же для старта не хватало мотивации», — рассказывает незрячий блогер.

В том же году Максим параллельно устроился работать в проект «Мир на ощупь», где он увидел огромный интерес людей без нарушения зрения к миру незрячих. Это укрепило в нем желание рассказывать о жизни незрячих людей широкому кругу читателей. Максим начал писать о своей жизни в «Вконтакте». Длилось это четыре года, пока он не узнал о «Дзене» и не погрузился в его изучение.

«’’Дзен’’ меня привлек тем, что в первую очередь это текстовый контент, возможность постить видео появилась относительно недавно. И тогда я решил: ну а что, в соцсетях я пишу, что же мне мешает выйти из рамок одного сервиса и начать нарабатывать свою публику на очень перспективной площадке. Я думаю, нет человека, которому бы на глаза или уши не попадались различные статьи из ’’Дзена’’. У ’’Яндекса’’ крутейшие возможности по продвижению, показам материалов и так далее», — считает Максим.

Блог «Будни слепака» Максим создал в 2019 году, а этим летом он окончил курс по заработку на «Дзене». Обучение помогло ему развить навыки и, как он говорит, «начать мыслить как блогер».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Мужчина сидит за столом, крупным планом — его руки на тачпаде ноутбука. В комнате полумрак.

«Я рассказываю в своем блоге на ’’Дзене’’ о том, как я живу, как работаю программистом, как путешествую, как веду бизнес, какие курьезы со мной случаются, какие-то свои размышления и так далее. Я пишу зрячей публике о жизни незрячих. Бывает такое, когда жизнь резко замедляет свой бег, давая передохнуть, и, соответственно, становится меньше каких-то событий, о которых можно рассказать, поэтому я время от времени анализирую каналы конкурентов, читаю различные информационные сайты, группы, тематика которых связана со слепыми. На написание одной статьи у меня уходит около часа», — говорит Максим.

Среди читателей блога «Будни слепака» большим успехом пользуются статьи с провокационными заголовками, курьезами, а также истории о создании доступных продуктов для людей с инвалидностью.

«Людям особенно понравились статьи ’’СберБанк — особенный банк для инвалидов’’, в которой я рассказываю о положительной политике банка в плане адаптации банковских услуг с целью дальнейшей продажи слепым клиентам. Мировая практика показывает, что сегодня мало компаний, которые всерьез рассматривают людей с инвалидностью как платежеспособных и перспективных пользователей цифровых продуктов. А зря. Многие из нас пользуются банковскими приложениями, занимаются инвестированием в ценные бумаги, приобретают подписки на развлекательные сервисы», — говорит Максим.

Читателям «Дзена» нравятся и материалы, в которых рассказывается о конфликтах, например, статья «Я слепой, а не глухой» за считанные дни набрала 150 тысяч просмотров и 200 комментариев.

«Это, пожалуй, самая успешная моя статья на сегодняшний день. В ней я рассказываю о посещении паспортного стола, в котором администратор вела диалог со мной через третьих лиц. Наверное, каждый в своей жизни сталкивался с подобным, когда зрячий человек что-то спрашивает не у вас, а у вашего сопровождающего. Мол, а вы не знаете, по какому вопросу он пришел», — смеется блогер.

«Отпечатки на сетчатке»: блог Надежды Василенко

Надежда Василенко публикует у себя на канале статьи как для незрячих читателей, так и для людей без нарушения зрения. В статьях она рассказывает о своем творчестве, о красоте и о том, как незрячие люди пользуются косметическими средствами. Кроме того, Надежда делится советами по уходу за собой, а также снимает видео, где показывает, как незрячие люди работают с компьютером.

«В первом случае я беру новости с партнерских проектов, например, с TifloInfo или новостных сайтов для незрячих. Контент для второй аудитории могу брать со своего канала ’’Тифломир’ и сайта lady-unicorn, либо подготавливать к публикации материалы, связанные с незрячими», — говорит блогер.

Надежда любит работать с текстами, старается совершенствовать свои навыки копирайтинга, поэтому «Дзен» ей понравился. По ее мнению, он имеет приемлемую невизуальную доступность, хорошую систему продвижения контента и рекомендаций.

«Площадка позволяет монетизировать канал за счет контекстной рекламы и рекомендательных виджетов. Это дополнительно мотивирует меня больше рассказывать аудитории о своей жизни и опыте. Но есть и ряд минусов. Незрячему придется повозиться с самим редактором, ужаснуться числу неподписанных кнопок в интерфейсе ’’Дзена’’, через боль уникализировать иллюстрации к контенту. За заимствование картинок можно получить бан от алгоритма, а красивая обложка необходима для повышения кликабельности на заголовок статьи», — делится Надежда.

По ее словам, самый главный минус площадки состоит в том, что ты никогда не знаешь, когда и за что можешь получить бан. Многие принципы и алгоритмы системы понять невозможно, поэтому приходится постоянно держать под рукой почту технической поддержки.

«Мои читатели хорошо смотрят видео с динамичными кадрами и крутой обработкой, например ’’Знакомство с брайлевским дисплеем’’. Любят читать что-нибудь юморное, например ’’Топ фейловых моментов из-за отсутствия зрения’’, или интересуются моими обзорами шампуня», — рассказывает Надежда.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом раскрытый ноутбук, стоящий на лавочке. Перед ним сидит девушка в джинсах и кедах, что-то печатает.

«В Ритме Риты»: блог Маргариты Мельниковой

Маргарите сервис «Дзен» долгое время не нравился. Особенно ее раздражали «желтые» статьи в стиле «Посмотрите, как умирает Пугачева». Но как-то в «Вконтакте» она увидела пост Максима Спиридонова со ссылкой на его блог, почитала материалы и решила тоже попробовать.

«Я долго определялась с темой блога. Сначала хотела публиковать свои стихи. Но я пишу не под заказ, а по зову души, поэтому регулярно выкладывать их в ’’Дзен’’ у меня бы не получилось. Потом решила использовать свои сильные стороны в английском и публиковать переводы интересных статей с зарубежных источников. Я даже выложила около 15 публикаций, но быстро поняла, что для меня это скука. Наконец, я пришла к тому, что интереснее всего все-таки рассказывать о реальных, живых историях, которые происходят в моей жизни и, больше даже, в жизни моих друзей. Так появился канал ’’В ритме Риты’’, название которого отражает для читателя с одной стороны мою кипящую и насыщенную проектную деятельность, с другой — раскрывает аудитории жизнь человека с инвалидностью с новой стороны», — рассказывает Маргарита.

По ее мнению, неоспоримый плюс «Дзена» для блогеров — это качественный алгоритм продвижения материалов от «Яндекса». От блогера не требуется тратить деньги на рекламу, накручивать подписки, привлекать ботов. Он может полностью сосредоточиться на создании качественного контента. Ведь главный двигатель «Дзена» — это интересный контент.

Однако основная проблема для незрячего блогера по-прежнему заключается в подборе картинок, ведь читатели кликают на статью с привлекательной обложкой. Есть и другие нюансы.

«Большинство продуктов ’’Яндекса’’ не впечатляет своей доступностью. Сколько незрячие пользователи не бьются за это право. В ’’Дзене’’ тоже есть свои проблемы. Многие кнопки не подписаны, невозможно пользоваться планировщиком статей и т.д., но при желании и терпении приспособиться все-таки можно. Например, со временем я научилась подбирать картинки по описаниям на сайтах pixabay.com, pexels.com и alamy.com, а также могу спокойно подобрать трейлер к описываемому в статье фильму», — говорит Маргарита.

Из-за проблем доступности редактора статей в «Дзене» незрячие блогеры готовят тексты сначала в MS Word, оформляя заголовки, шрифты, подчеркивая важные мысли и выделяя основные сюжетные моменты, а потом просто копируют готовый текст в окно редактора. Более подробно о нюансах работы с этой площадкой можно узнать в подкасте Маргариты Мельниковой.

Может ли незрячий блогер зарабатывать на «Дзене»

Заявку на монетизацию блога в «Яндекс. Дзен» пользователь может отправить после того, как его публикации наберут 10 тысяч минут просмотра в неделю. Надежда Василенко ведет блог около 6 месяцев, ее статьи активно читают, поэтому она уже смогла их монетизировать. Однако Маргарита Мельникова считает, что добиться этого сложно.

«Возможность монетизации, конечно, мотивирует, но выйти на нее крайне не просто. Пока я веду канал чуть более двух месяцев и среднее время, которое проводят читатели в моих статьях в совокупности, — 500 минут в неделю», — делится она.

А Максим Спиридонов недавно был включен «Яндексом» в программу привилегий «Нирвана», которая позволяет получить больше показов материалов. В среднем гонорар за одну статью у него составляет от 800 до 1300 рублей.

«Считаю, что ’’Яндекс. Дзен’’ — это отличная возможность для незрячего работать удаленно и зарабатывать себе на жизнь. Придется попотеть, пока выйдешь на хороший заработок, но, смотря на опыт своих зрячих коллег, я понимаю, что цифры могут быть очень интересными. Также стоит отметить, что при всех недочетах доступности площадки для незрячих все-таки главным ’’топливом’’ остается текст. Никто не заставляет писать вас о своей жизни с инвалидностью. Если вы считаете, что она у вас скучна, то вы можете писать о цветах, кошечках, интригах, скандалах и так далее», — считает Максим.