Просмотр футбольных матчей у многих людей ассоциируется с отдыхом после трудового дня. Кто-то любит следить за игрой дома, в уютном кресле, для других это повод собраться с друзьями и сходить в спортбар. Но есть и активные болельщики, для которых футбол — часть жизни. Они ходят на стадионы для того, чтобы поддержать любимый клуб и оказаться в гуще событий.
Незрячие футбольные болельщики рассказали «Особому взгляду» о том, как увлеклись этим видом спорта и почему предпочитают следить за игрой с трибуны стадиона.
«Самый лучший коллектив — это наш ’’Локомотив’’»
Василий Дрожжин, 35 лет, Москва, болельщик «Локомотива».
«Футболом я увлекаюсь более 20 лет, впервые посмотрел чемпионат мира во Франции в
На стадион я попал достаточно поздно, где-то в 28 лет. Это был домашний матч ’’Локомотива’’, проходивший на ’’РЖД Арене’’. Тогда еще не было тифлокомментария, можно было либо слушать поддержку болельщиков и определять по их эмоциям и высказываниям, что происходит на поле, либо искать трансляцию на радио или интернет-телевидении и слушать ее.
Когда я терял зрение, до последнего старался смотреть футбол. Это такое хобби, с которым трудно расстаться, ты любишь игру, вкладываешь в это частицу себя. Мне было сложно переключиться на слуховое восприятие, информация от комментаторов на телевидении всегда была недостаточной, так как она лишь дополняет визуальную картинку.
Посещение стадиона обрело новый смысл с появлением тифлокомментирования в 2018 году. Это повысило интерес незрячих болельщиков. ’’Локомотив’’ закупил специальное оборудование, позволяющее осуществлять тифлокомментирование всех матчей, проходящих на домашнем стадионе.
Сейчас это очень атмосферное событие, непосредственно просмотр матча с дополнительным зарядом эмоций, частью которых ты себя тоже ощущаешь. Для меня это еще и возможность сменить обстановку, эмоциональный фон, пообщаться с друзьями и с людьми из разных городов, с которыми ты редко встречаешься, провести интересно время до и после игры.
На одном из матчей чемпионата мира со мной произошла забавная история. Пробираясь к выходу со стадиона, я заметил толпу, обгоняющую какого-то человека. Все бежали к нему, а я спокойно прошел мимо, потому что не видел, кто это. Только потом я понял, что это был один из игроков сборной России, все пытались сфотографироваться с ним, возможно, он даже удивился, что я не заинтересовался такой возможностью.
Для меня содержание игры все-таки важнее атмосферы: если не будет тифлокомментария, я вряд ли буду ходить на стадион регулярно. Пока я не посещал фанатские трибуны, но планирую сделать это в следующем сезоне».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Большая спортивная арена комплекса «Лужники». Вид с верхней трибуны на футбольное поле. Арена имеет форму эллипса. По периметру поле окружено двухъярусными трибунами, бордовыми с золотистыми элементами. Крыша стадиона представляет собой металлическую конструкцию в виде кольца. Ее центральная часть открыта. Видно яркое голубое небо с белыми кучевыми облаками.
«С детства мы гордимся, что болеем за ’’Спартак’’, ценим его славу и победный дух атак»
Павел Обиух, 41 год, Москва, болельщик «Спартака».
«Футболом я начал увлекаться в 1990 году, тогда мне было десять лет. По телевизору показывали чемпионат мира, который смотрел папа. Мне стало интересно, и я приставал к нему с вопросами, что это и зачем. Он объяснил мне правила и суть игры. К концу турнира я уже так втянулся, что смотрел все матчи.
Интерес развился в школе, поскольку в моем классе было несколько ребят, которые тоже увлеклись футболом примерно в это же время. Приехав с летних каникул, мы обсуждали прошедший чемпионат и смотрели те матчи российского первенства и еврокубков, которые показывали по телевидению.
Сначала я интересовался только судьбой сборной России, но среди моих ровесников многие болели за ’’Спартак’’, поэтому я тоже начал следить за успехами этого клуба.
Мне всегда хотелось пойти на стадион. Некоторые одноклассники иногда ходили на матчи с родителями. Они рассказывали о поддержке, зарядах, песнях и обо всем, что происходило на трибуне. Мы тогда, конечно, не знали, как это все правильно называется. Но друзья запоминали фанатские кричалки и пересказывали их в школе. В девятом классе мы купили себе шарфы ’’Спартака» и ходили в них по коридорам школы, распевая песни.
На трибуну я попал впервые, когда учился в 12 классе. Это был матч ’’Спартак’’ - ’’ЦСКА’’. Мы с ребятами купили билеты, отстояв длиннющую очередь на стадионе ’’Локомотив’’, где в то время ’’Спартак’’ играл свои домашние матчи. Я тогда еще немного видел и все оказалось во много раз интереснее, чем по телевизору, даже несмотря на то, что игроков почти не было видно.
Несколько лет после этого я ходил на футбол периодически, когда представлялась такая возможность и находилась компания. В 2009 году я стал ходить постоянно, покупая сезонный абонемент. В текущем сезоне пропустил только один домашний матч.
На стадионе ’’Спартака’’ тифлокомментарий появился только в 2019 году. До этого времени я ходил на сектор просто поддерживать свою команду. Часто я пересматривал трансляции, вернувшись с матча, чтобы узнать подробности.
Многие с удивлением относятся к тому, что незрячие люди ходят на стадион. Но фанатская поддержка — это тоже часть игры. Без активных болельщиков настоящего футбола не бывает. Нахождение на трибуне — это не только просмотр матча, на фанатских секторах происходит целое действие, участником которого я и являюсь. Со стороны иногда кажется, что это просто масса орущих людей. Но на самом деле есть определенный сценарий. На трибуне есть своя иерархия и у каждого своя роль. Азарт и эмоции, особенно в принципиальных и интересных матчах, могут зашкаливать.
Конечно, с появлением тифлокомментария все стало еще интереснее. Теперь можно одновременно и быть в гуще событий, и следить за матчем.
Даже если я иду на стадион один, всегда найдутся люди, готовые помочь. Много раз совершенно незнакомые фанаты предлагали мне помощь по дороге со стадиона и провожали прямо до дома».
«Одна жизнь — одна команда»
Александр Гуртовенко, 32 года, Москва, болельщик «Динамо».
«Свой первый матч я посмотрел в 1997 году, мне было 9 лет, наткнулся на трансляцию, переключая каналы. Это было противостояние ’’Спартак’’ — ’’Динамо’’. Поскольку ’’Спартак’’ постоянно был тогда чемпионом и вокруг этого клуба было много шумихи, мне не хотелось за него болеть. Через пару недель я посмотрел еще один матч с участием ’’Динамо’’ и начал интересоваться этой командой. В 12 лет, не сказав родителям, впервые поехал на стадион, сразу на фанатский сектор.
С 16 лет я несколько сезонов не пропускал почти ни одного домашнего матча, да и на выездах старался бывать часто, причем не только в России. Запомнилась игра в Брюсселе, в Лиге Европы. Как говорится в среде болельщиков, ’’пробил’’ около 25 выездов. Иногда ездили на машинах, это удобно, потому что ты не зависишь от транспорта в незнакомом городе, но мне больше нравится путешествовать на самолетах или поездах.
Я был первым незрячим человеком в нашей стране, который не просто ходит на стадион, но всегда находится в центре активной поддержки. Это процесс, в котором можно петь, танцевать, заряжать — все в полном объеме. Был я и заводящим целой трибуны.
Люди на стадионе так или иначе комментируют происходящее, если ты хорошо знаешь команду, изучаешь игроков и понимаешь футбол, то очень несложно нарисовать картинку в голове и понять, какие конкретно происходят события на поле, тебе и комментариев не нужно. К тому же я сам с 2004 года играю в голбол и футбол для слепых, участвовал в нескольких чемпионатах Европы и мира, поэтому знаю игру изнутри.
В 2013 году обо мне как об активном незрячем болельщике сняли фильм, хотя лично я не вижу ничего сверхъестественного в том, что хожу на трибуны и участвую в жизни клуба. Еще раньше я был модератором главной гостевой книги на официальном сайте ’’Динамо’’, а после фильма мне предложили работу по написанию текстов об играх и о событиях клуба. Также я был ведущим одной из рубрик на ’’Динамо ТВ’’, в которой брал интервью у футболистов после тренировки. Этот опыт стал особенно интересным, удалось изнутри узнать клуб, за который я болею. Я был на базе вместе с футболистами, посещал их тренировки, слышал разговоры — был как бы частью команды».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ночь. Пустое футбольное поле ярко освещено прожекторами и фонарями по периметру площадки. У дальнего края поля стоят футбольные ворота.
«Лучше клуба нам не надо, чем ’’Зенит’’ из Ленинграда»
Вячеслав Дорофеев, 37 лет, Санкт-Петербург, болельщик «Зенита».
«Впервые на футболе я побывал в 1998 году, в 15 лет. До сих пор помню и дату, и даже исход матча. Ходил туда с родителями, на центральную трибуну. Было очень интересно наблюдать за тем, что происходило среди фанатов — много дыма, файеров и просто какой-то космос. Уже через полтора года мы с друзьями с трудом купили билеты на фанатский сектор.
Ходить на стадион или смотреть по телевизору — это как купаться в Черном море или в маленьком бассейне, в нем ты тоже получаешь удовольствие, но здесь не подышать, не ощутить всего этого антуража. Важно само братство, единство, общая идея.
С детства у меня было слабое зрение, но с ’’фанатки’’ можно было немного видеть ближнюю часть поля. Во время первого тайма я видел одну команду, во время второго — другую, потому что они меняются сторонами. С 2000 по
С 18 лет я начал ездить на выездные игры, их у меня уже около
Однажды мы ехали на финал Кубка России в Москву. Было 15 автобусов. Мы остановились под Тверью на Волге, в 5 утра, это было начало мая. Я сказал, что если не искупаюсь, то это буду не я. Из 15 автобусов купаться пошли только четыре человека, каждый считал своим долгом сунуть мне свой шарф или флаг и сфотографировать его со мной в реке. В благодарность каждый из этих людей норовил угостить меня алкоголем, чтобы я мог согреться после холодной воды.
В 2008 году мое зрение начало сильно ухудшаться. Из-за операций пришлось на несколько лет отойти от футбола. Я долго готовился к тому, чтобы после всего этого снова пойти на стадион. В 2017 году пошел на матч, будучи совсем незрячим, я реально шел и плакал, хоть и взрослый мужчина. Сейчас я иногда хожу на фанатский сектор, а иногда — на центральные трибуны, потому что вожу туда других незрячих болельщиков.
Однажды я повел на футбол шестерых незрячих людей. Сначала окружающие просто не понимали, что эти люди с белыми тростями делают на стадионе. Когда другие фанаты впервые видели нас и слышали, что мы анализируем игру, это вызывало сильное удивление. Но через несколько минут общения все забывали о проблемах со зрением и начинали у нас спрашивать, как у экспертов, почему один игрок сыграл так, а другой — иначе. Это очень порадовало.
Я считаю, что нужно бороться со своими страхами. Некоторые незрячие люди даже на улицу не хотят выходить, потому что у них есть оправдание. Но всегда рядом найдутся люди, которые тебя поддержат, которые увидят в тебе не только очки и белую трость. Если ты любишь футбол, то не важно, видишь ты или нет, ты этим живешь».
Добавим, перед игрой с тифлокомментарием нужно заранее получить необходимое оборудование. Часто игры с тифлокомментариями можно послушать на радио ВОС. Обычно тифлокомментируют игры известные спортивные комментаторы. Они помогают не пропустить важные детали игры.
О тифлокомментировании футбольных матчей подробнее можно прочитать по ссылке.