С каждым днем в России становится все больше и больше музеев, готовых принимать посетителей с инвалидностью: появляются новые решения адаптации экспозиционного пространства с организацией в них инклюзивных мероприятий, люди с физическими ограничениями приглашаются в музей уже не как зрители, но как активные участники процесса создания инклюзивной среды. А объединять эти явления, информировать о них общество и вырабатывать наиболее эффективные способы сделать музейное пространство понятным и доступным людям с инвалидностью помогает проект «Инклюзивный музей».
«Особый взгляд» поговорил с куратором проекта Динарой Халиковой и узнал, как организована его работа, какой должна быть экспозиция, доступная для незрячих посетителей, и повлияла ли пандемия Covid-19 на процесс создания инклюзии в музеях.
— Что такое проект «Инклюзивный музей» и как он появился?
— Проект «Инклюзивный музей» появился в 2017 году по инициативе Российского комитета международного совета музеев, который оказывает содействие музейным учреждениям в решении различных задач, в том числе связанных с вопросами доступности, и с АНО по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью «Колесо обозрения» при поддержке БФ «Вклад в будущее». Целью проекта стало оказание поддержки музеям в формировании инклюзии и доступности среды, в разработке программ, которые помогают людям с инвалидностью находить возможности самореализации музейными средствами.
Сегодня в рамках проекта учитываются интересы посетителей с разной формой инвалидности, а как раз с этого года при поддержке Фонда президентских грантов началась активная работа по созданию обучающих материалов о взаимодействии музеев с незрячими и слабовидящими посетителями.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторный офисный зал с белыми стенами. В нем проходит стратегическая сессия проекта «Инклюзивный музей». Участники, мужчины и женщины в повседневной одежде, разделены на несколько групп. Во главе каждой — эксперт, стоит у флипчарта. Остальные в непринужденных позах сидят перед ним полукругом, смотрят на записи.
Помимо проведения тренингов, создания методических материалов, популяризации успешных практик формирования благожелательной среды в музеях, мы стараемся доносить до аудитории информацию о уже существующих инклюзивных музейных программах. Ситуация меняется, но многие люди с инвалидностью не знают о доступных им программах. Мы помогаем музеям не только развиваться в направлении инклюзии, но и сообщать об этом, быть открытыми. Для этого в рамках проекта «Инклюзивный музей» проводится акция «Музей для всех!», во время которой музеи в разных городах России организуют мероприятия, адаптированные для посетителей с инвалидностью или с их непосредственным участием.
В этом году акция проводится с 1 по 13 декабря в формате онлайн и офлайн. Для ее продвижения мы сделали проморолик по сценарию писателя Линор Горалик, его можно посмотреть с тифлокомментариями: https://www.youtube.com/watch?v=HXkKAkFy-2A. Таким образом музеи, имеющие успешный опыт проведения инклюзивных программ, рассказывают об этом сообществу, организуют обучающие тренинги для тех, кто только начинает подобную работу, а люди с инвалидностью узнают о доступных им экспозиционных пространствах.
Проект «Инклюзивный музей» объединяет экспертов, специалистов из разных городов страны. Это его консолидирующая функция. А когда мы приезжаем в разные регионы, проводим круглые столы и тренинги на те или иные темы, стараемся помогать укреплять взаимодействие не только между музеями, но и местными экспертами и НКО, которые тоже заинтересованы в развитии инклюзии.
— Повлияла ли пандемия COVID- 19 на работу проекта и как именно?
— Да, наша работа изменилась, и в этом году мы стали организовывать больше онлайн-мероприятий. К примеру, 18 мая 2020 года мы провели большую конференцию, в которой приняли участие музейные специалисты, разработчики инклюзивных программ, представители крупных IT-компаний, рассказавшие о технологических инструментах, позволяющих создать доступную среду. А в скором времени мы запускаем курс по цифровому развитию музеев, в котором предоставим информацию о различных аспектах использования цифровых технологий. В каждом онлайн-уроке будут включены рекомендации по созданию доступности мероприятий для людей с инвалидностью, что нужно сделать, чтобы онлайн-трансляции, экскурсии, видеоролики или другие мультимедийные материалы были доступны людям с инвалидностью. Мы расскажем о тифлокомментариях, субтитрах, адаптации материала для зрителей с ментальными особенностями.
Офлайн-мероприятия также продолжаются. Ситуация, конечно, сложная — и в разных регионах своя, но большая часть наших коллективных программ не прекратилась. Многие музеи по-прежнему разрешают незрячим посетителям изучать тактильные макеты, но с учетом усиленных мер безопасности. Сегодня тактильные материалы на экспозициях проходят серьезную санитарную обработку. Хотя, конечно, от активностей с участием большого числа людей музеям пришлось отказаться.
— Расскажите о наиболее ярких примерах привлечения людей с нарушением зрения к проведению музейных мероприятий.
— Таких примеров немало. Например, в 2018 году Музей русского импрессионизма в партнерстве с театральной школой «Инклюзион» проводил перформанс с участием слепоглухих, незрячих, глухих людей и актеров с ментальными особенностями. Получилось так, что среди зрителей этого мероприятия были случайные посетители музея, которые ничего не знали о нем. А узнав о специфике перформанса, были настолько поражены талантами актеров, что написали в отзыве: «Мы не знали, что игра актеров с инвалидностью может быть настолько яркой и привлекательной». Подобные мероприятия не только рассказывают о людях с инвалидностью, о возможностях, которые у них сегодня есть, но и говорят зрителям о том, что любой человек может реализовывать свои таланты.
Некоторые региональные музеи приглашают незрячих лекторов и художников провести какое-нибудь интересное занятие, мастер-класс или прочитать лекцию. Иногда в рамках акции «Музей для всех!» незрячие или слабовидящие экскурсоводы знакомят посетителей с действующими в музее выставками. В Третьяковской галерее такую экскурсию проводила Евгения Малышко, и ее аудитория оставила много положительных отзывов.
В целом музеи стараются привлекать посетителей с инвалидностью не только как зрителей мероприятий, но и как их полноценных участников.
— Используете ли вы в работе с музеями опыт иностранных коллег?
— Да, мы стараемся поддерживать взаимодействие с зарубежными музеями, принимаем участие в международных конференциях и мероприятиях. Очевидно, что многие барьеры, через которые проходили наши коллеги за границей, идентичны нашим сегодняшним трудностям, наработкам, которые есть у наших коллег. Мы изучаем практики музеев Европы, Америки, Азии, обмениваемся с ними опытом. Все едины во мнении, что вопросами инклюзии должен заниматься не один отдел, а все отделы, что нужно регулярно проводить тренинги для персонала, в том числе потому, что приходят новые люди, которые не знают, как взаимодействовать с посетителями с инвалидностью. Пройдя долгий путь создания доступной среды в музеях, не завершают его, а продолжают двигаться, потому что формирование инклюзии — это процесс комплексный и непрерывный.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторный выставочный зал заполнен посетителями. По залу расставлены белые и черные стенды. На них висят картины современных художников разных жанров и размеров.
— Могут ли онлайн-экскурсии и дистанционные программы заменить реальное посещение музея? Каким образом можно привлечь незрячего человека в музей?
— Необходимо предоставить людям с инвалидностью возможность посетить музей любым способом, а они уже выберут, какой из них, офлайн или онлайн, им ближе, но виртуальная среда не может заменить физическую. Важно донести до них информацию о том, что экспозиционное пространство само по себе может быть интересным. Все этапы, от узнавания до присутствия в музее онлайн или офлайн, должны быть ему доступны.
Информацию о специализированных программах на сайте музея и на других информационных ресурсах необходимо размещать доступно для незрячих и слабовидящих пользователей. У незрячего человека должна быть возможность позвонить в музей и получить необходимую информацию по телефону, он должен понимать, как добраться до него самостоятельно, а сотрудники музея — быть готовыми встретить его. Важно, чтобы в самом экспозиционном пространстве располагались модели экспонатов и их тактильные копии, которые расскажут незрячему посетителю об общей идее выставки или музея в целом. Конечно, идеальный пример доступности музея — тот, при котором незрячий человек может самостоятельно добраться до него и самостоятельно, не в числе экскурсионной группы, изучить выставочное пространство. Но создать такой вариант сложно потому, что обычно адаптирована только часть пространства, а другая нет, макеты есть к одной экспозиции, а к другой — нет. Но шаги в направлении создания условий максимальной доступности музеи делают и уже есть удачные примеры этому. А в начале 2021 года на нашем сайте появятся обучающие ролики для сотрудников музеев о взаимодействии с посетителями с инвалидностью, в том числе с незрячими и слабовидящими людьми. В видеоролике на примере сценок будет рассказано, как встретить незрячего человека, помочь ему сориентироваться в пространстве музея и познакомиться с его экспозициями. Мы надеемся, что эти видеоматериалы окажутся полезны музейным сотрудникам и станут еще одним шагом на пути к формированию инклюзивной среды в музеях.