Как проект «Доступная еда» адаптирует для незрячих людей меню кафе и ресторанов

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Вид сверху на столик в летнем кафе. Изящная женская рука держит вилку, тянется к ягодному десерту. Рядом с тарелкой стоят чашка и стаканы с напитками, лежат меню и записная книжка.

В России работает и активно развивается молодой проект «Доступная еда», который создает голосовые меню для кафе и ресторанов. Благодаря одноименному мобильному приложению незрячие посетители могут без посторонней помощи узнавать, какие блюда и напитки им предлагают для заказа. Инициативу руководителя проекта, студентки из Ростова-на-Дону Дарьи Датченко, поддерживают уже около 40 заведений в 14 городах России — и девушка надеется, что база будет только расти.

Чтобы получить доступ к голосовому меню кафе и ресторанов, которые сотрудничают с «Доступной едой», человеку с нарушением зрения достаточно скачать приложение для Android или iOS. «Заведение предоставит незрячему человеку смартфон, если своего у него нет», — рассказывает порталу «Особый взгляд» Дарья.

С чего началась «Доступная еда»

Дарья Датченко учится в ЮРИУ РАНХиГС и является членом проектной команды по социальному предпринимательству — группа помогает, в частности, детям из детдомов, глухонемым людям, людям с нарушением зрения. Одним из проектов, в которых участвовала девушка, стала гончарная мастерская «Твоими глазами». Незрячие люди, работавшие и учившиеся в мастерской, в одной из бесед выразили мнение: было бы здорово приходить в кафе и рестораны, где есть адаптированное для инвалидов по зрению меню. Новое направление взяла на себя Дарья.

По словам создательницы «Доступной еды», сначала планировалось работать с шрифтом Брайля. Однако вскоре стало ясно, что, во-первых, меню на Брайле придется регулярно перепечатывать после внесения любых изменений, во-вторых, незрячим людям потребуется много времени на чтение объемных карт блюд. «Кроме того, мы столкнулись с тем, что многие люди с нарушением зрения не знают Брайль. Тогда мы задумались над созданием мобильного приложения, в котором есть аудиоверсия меню ресторанов, а переход из раздела в раздел осуществляется с помощью голосовых команд. Начали разрабатывать. Методом проб и ошибок дошли до более универсальной и удобной версии — той, которая существует сейчас. Неоднократно тестировали приложение с незрячими людьми, выстраивали наиболее удобный алгоритм, делали инструкции», — говорит Дарья.

Еще год назад «Доступная еда» работала только в Ростове-на-Дону. «У нас есть клуб собак-проводников ‘’Золотой пес’’, люди оттуда нам помогали. Потом мы начали работать с другими городами — Ставрополь, Астрахань, Краснодар», — отмечает Датченко.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Молодая женщина с рыжими волосами сидит за столиком кафе. Она склоняется над планшетом, лежащим перед ней.

Что делает команда «Доступной еды»

В команде «Доступной еды» — десять студентов ЮРИУ РАНХиГС. Работы много: Дарья и ее коллеги не только ищут кафе и рестораны для сотрудничества, ведут с ними переговоры и самостоятельно вносят новые меню в приложение, но и стараются давать партнерам максимум информации о том, как взаимодействовать с незрячими гостями. «Мы дополнительно высылаем заведениям методические материалы, видеоинструкции о том, как правильно встречать незрячих гостей, сопровождать их к столику, о том, что их нужно впускать с собаками-поводырями, о том, что, когда человек с нарушением зрения собирается уходить, надо не просто принести ему счет, а произнести сумму вслух. Стараемся контролировать, чтобы эта информация была донесена до персонала», — говорит Дарья.

Еще одно важное направление работы «Доступной еды» — коммуникация с самими незрячими людьми. «Стараемся по мере возможности уведомлять самих незрячих людей о том, что, например, в Ростове-на-Дону адаптировали такие-то заведения. Мы делаем это через общественные организации, библиотеки для слепых, предприятия, где работают люди с нарушением зрения, организации ВОС, школы. С конца прошлого года начали искать во ‘’ВКонтакте’’, ‘’Одноклассниках’’ и других соцсетях незрячих людей. Создаем в вотсапе беседы по городам, чтобы туда присылать информацию о том, что мы адаптировали такое-то новое заведение, и получать обратную связь», — рассказывает Дарья Датченко.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Женщина с планшетом в руках за столиком кафе. На экране планшета — меню на белом фоне.

С какими трудностями сталкивается команда проекта

«Не во всех городах тот же ВОС идет на контакт — для них мы очередной студенческий проект, который исчезнет. Еще мы часто слышим о том, что незрячие люди не ходят в то или иное заведение, мол, у них нет денег, нет возможностей. Мы стараемся адаптировать заведения с доступным чеком, хотя на самом деле история не про то, как часто незрячие люди будут ходить в заведение, а про то, что заведение должно быть адаптировано для людей с ограничениями по зрению — как оно должно быть адаптировано, например, для людей, которые передвигаются на колясках», — отмечает руководитель «Доступной еды».

По словам Дарьи, далеко не все кафе и рестораны, с которыми ведутся переговоры, в итоге соглашаются на адаптацию меню — даже несмотря на то, что благодаря грантам команда долгое время делала это бесплатно: «Так как услуга на рынке новая, рестораны не особо хотят быть первооткрывателями и тратить свое время. Ну и, конечно, это связано также с низкой социальной ответственностью бизнеса. Они не видят для себя моментальной экономической выгоды. <...> Очень часто мы слышим: „Ну, раньше к нам не ходили незрячие, зачем нам ваше голосовое меню?“»

Планы на будущее


Тифлокомментарий: цветная фотография. Кафе. За столом у окна сидят четыре женщины. Женщина слева держит в руках смартфон, низко склоняется к нему, касаясь пальцем экрана. Справа — девушка внимательно изучает приложение в телефоне, к ней обращается пожилая женщина в очках, она с улыбкой жестикулирует, глядя на смартфон.

В 2018 и 2019 годах «Доступная еда» выиграла два гранта от Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». В марте команда проекта закрыла последний грант и стала разрабатывать коммерческое предложение: «До весны у нас история была полностью бесплатной. Но для того, чтобы наш проект длился дальше и мы не остановились на 40 заведениях в 14 городах, нам важно, чтобы он был самоокупаем. И чтобы все это переходило в коммерческую деятельность. <...> Так как объем работы, который делает команда проекта, довольно большой, было бы правильно платить ребятам заработную плату. Если мы будем работать только бесплатно, нам придется искать источники дохода где-то в другом месте — и пострадает как раз-таки „Доступная еда“, так как времени ей будет уделяться намного меньше».

Одна из идей Дарьи и ее команды — расширение целевой аудитории приложения. Если его смогут использовать люди без проблем со зрением, это сделает приложение привлекательнее для рестораторов, уверена руководитель проекта. «Хотим добавить функцию отключения озвучки. Например, сейчас из-за коронавируса к печатному меню многим не хочется прикасаться. Может быть, получится на этом фоне развить идею», — говорит Дарья. Она подчеркивает, что смещать основной фокус с адаптации меню кафе и ресторанов для незрячих посетителей проект ни в коем случае не собирается.

«Мы планируем выход на Москву в этом году, но хотим некоторые функции добавить в приложение, чтобы оно выглядело лучше», — отмечает руководительница «Доступной еды».

О ряде новых функций команду проекта просили незрячие и слабовидящие пользователи. Так, в «Доступной еде» могут появиться возможность масштабировать шрифт и включать «темный» режим, а также функция внутреннего поиска. К меню кафе и ресторанов в приложении, кроме того, хотят добавить адреса и телефоны доставки.

Читайте также о том, как незрячие люди осваивают кулинарное искусство, о ресторане, где едят в темноте, и о самых полезных приложениях для незрячих людей.