Педагоги рассказали порталу «Особый взгляд» о специфике профессии и о том, как найти свое настоящее призвание.
«Сильные ученики стимулируют педагога»
Тифлокомментарий: иллюстрации к статье выдержаны в одном стиле: черно-белая фотография в круглой розовой зубчатой рамке и розовые иконки на светлом фоне по обе стороны от фото. На первой фотографии Танзиля Абдулова — женщина средних лет с короткой стрижкой, крупными чертами лица; глаза ее прищурены, взгляд расфокусирован. Она широко улыбается. На Танзиле темная футболка, в руках она держит букет из роз. Справа и слева от фотографии — рисунки свитка, колонны, короны и буквы «а» древнерусского алфавита.
Танзиля Абдулова ведет уроки истории в уфимской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, в которой и сама когда-то училась. Ее профессиональный путь начинался иначе — она планировала стать массажистом. «В восьмидесятые годы, когда я окончила школу, чтобы учиться массажному делу, нужно было ехать в Кисловодск. Я тоже туда отправилась. Но из-за некоторых личных обстоятельств я не поступила и собиралась вернуться к учебе через год. Еще в старших классах я прошла курсы по массажу. Нам вручили справки, которые в то время давали возможность работать. Возвратившись в Уфу, я начала работать в поликлинике. За год многое изменилось, и в Кисловодск я больше не поехала. Все-таки была мысль, что нужно дальше получать образование. Я поступила в университет, на исторический факультет. История была мне больше по душе, чем математика, русский язык и литература».
Обучение в вузе проходило непросто: «Это был очень сложный период в моей жизни. Я одновременно училась и работала, к тому же тогда я уже вышла замуж и родила сына. Нужно было успевать справляться с работой и с домашними хлопотами. Я писала лекции по Брайлю. К счастью, у меня еще со школы был навык быстрого письма. Учебной литературы совсем не было. Мне многие читали: муж, соседи, знакомые, чтецы в библиотеке».
Педагог продолжает: «Ближе к концу моей учебы в вузе в школе появилась вакансия учителя истории. Сначала я устроилась туда на полставки. Прикладывала большие усилия, чтобы закрепиться в школе, потому что историков было много. Конечно, начинать было трудно. Я работала со старшеклассниками, у которых, естественно, всегда есть желание испытывать преподавателя. Надо заметить, что дети обладали хорошими знаниями, и это подстегнуло меня к дальнейшему развитию. Сильные ученики стимулируют учителя».
Сегодня Танзиля Ахмадеевна преподает в школе уже более 25 лет. «Конечно, когда учитель обладает плохим зрением или вовсе не видит, у учеников возникает желание нарушать порядок на уроке. Например, они могут начинать ходить по классу или отвлекать других детей. Здесь важно сразу пресекать такое поведение. Я достаточно строгий учитель, к тому же мой остаток зрения позволяет наблюдать за дисциплиной, поэтому с подобным не сталкиваюсь».
Она преподает историю школьникам, которые пишут и читают по Брайлю, а также слабовидящим. Школьная администрация оплачивает услуги секретаря по проверке контрольных.
Учитель истории указывает на проблемы, с которыми сталкивается в процессе работы: нехватка и плохое качество исторических карт, использование старых учебников. Рассуждает она и об инклюзивном образовании. «Я не очень хорошо отношусь к совместному обучению детей с инвалидностью и без таковой. Думаю, что ученики с ограниченными возможностями здоровья вполне способны освоить образовательную программу наравне со здоровыми сверстниками. Но в массовых школах нет достаточного количества дефектологов, отсутствует необходимая инфраструктура. Во всяком случае, нельзя резко переходить к подобной системе».
Танзиля Ахмадеевна ведет активный образ жизни: посещает музеи и театры, участвует в конкурсе чтецов, занимается туризмом и плаванием, осваивает современные технологии. «Нынешнее поколение детей много времени проводит с телефонами. Во всех классах стоят компьютеры, правда, в моем еще не установили проектор. Мне, конечно, работать на компьютере нелегко, но я понимаю, что это необходимо. Например, сейчас мы должны заполнять электронный журнал, сама система которого еще плохо отлажена, даже у зрячих учителей возникают сложности с ним. Впрочем, я и этому научусь, как и всему остальному. Я посещаю специализированные компьютерные курсы. В скором планирую еще больше времени посвящать изучению технологий. Я всегда говорю, что не считаю себя одаренным человеком, а все мои достижения связаны с собственными усилиями и трудом».
«Трудоустройство инвалида зависит от его умения общаться»
Тифлокомментарий: На фото молодой темноволосый человек с серьезным выражением лица. Его взгляд расфокусирован. Альберт Асадуллин одет в белую рубашку с коротким рукавом, за его спиной бьют струи фонтана. По обе стороны фотографии — рисунок ладони, сложенной ковшиком, над ней звезда и сердце в прямоугольных рамках для прямой речи.
Альберт Асадуллин преподает массаж незрячим и слабовидящим студентам. Он в десять лет перешел в школу для незрячих и слабовидящих детей из-за ухудшения зрения. Постепенно он полностью его потерял. Уже в интернате Альберт начал заниматься спортом: плаванием и легкой атлетикой. После школы он поступил в вуз на юридический факультет. По его воспоминаниям, учеба всегда давалась ему легко. Окончив университет, он решил посвятить несколько лет только спорту, принимал участие в чемпионатах мира и паралимпийских играх.
«Когда моя спортивная карьера близилась к завершению, нужно было думать, чем заниматься дальше. Так как в праве к тому моменту многое изменилось, я решил выучиться чему-нибудь другому и выбрал Уфимский медицинский колледж, — говорит Альберт. — На втором курсе куратор нашей группы посоветовала мне в будущем попробовать себя в качестве преподавателя. Меня заинтересовало это предложение. После окончания колледжа я прошел переквалификацию на педагога и устроился на работу».
В Уфимском медицинском колледже открыли отделение для подготовки массажистов с инвалидностью по зрению в 1993 году. В среднем группы в колледже состоят из 15 человек. Обучение длится три года. Альберт поясняет, как проходит учебный процесс: «Занятия по массажу включают теорию и практику. Сейчас студенты редко пишут лекции по Брайлю, в основном записывают на диктофоны или печатают на ноутбуках. Теоретические знания я проверяю в устной форме. Экзамен состоит из устной и практической части. Я оцениваю правильность выполнения массажа, при этом учитывается мнение человека, исполняющего роль пациента».
Педагог рассказывает о своей работе: «Мне нравится преподавать. Особенное удовольствие мне доставляет, когда я вижу, что студентам интересно получать знания. Я всегда говорю ученикам, что в массаже главное – практика. Мне кажется, что можно обучать учащихся с инвалидностью и здоровых студентов совместно, например, юриспруденции и истории. По моему мнению, хорошо, что в колледже существует отделение для незрячих массажистов, потому что видящих массажу здесь не обучают. Раньше инвалиды по зрению ездили учиться в другие регионы. Кроме того, массаж – это профессия, которая передается из рук в руки, а специальное отделение для незрячих и слабовидящих студентов позволяет формировать небольшие группы, поэтому проще показывать им разные приемы и более индивидуально подходить к образованию. Тем не менее элемент инклюзии все равно присутствует, потому что они живут в общежитии и участвуют в мероприятиях вместе с учениками других отделений. Некоторым я потом помогаю с трудоустройством. Иногда трудности с поиском работы возникают у абсолютно незрячих массажистов. Еще из проблем, с которыми сталкиваются работающие массажисты, я бы отметил сложности с заполнением большого объема отчетности. Я думаю, что успешное получение образования и трудоустройство инвалидов зависит, прежде всего, от самого человека, от его умения строить общение с другими людьми».
«Я с детства любил считать»
Тифлокомментарии: На фото молодой человек с уверенным целеустремленным взглядом. У него открытый лоб, крупный нос, полные губы. Сергей Кошкин одет в темную рубашку с расстегнутым воротом. По обе стороны от фотографии расположены рисунки предметов и символов, имеющих отношений к математике: линейка- транспортир, треугольник, циркуль, знаки функции и суммы.
Сергей Кошкин седьмой год работает учителем алгебры и геометрии в Республиканском центре дистанционного образования. Интерес к математике у него возник с детства. «Мне с раннего возраста нравились цифры. Я быстро научился считать даже большие числа и любил решать примеры. Сам составлял всякие задачи и задавал их моим родителям. Обучаясь в школе, стремился к тому, чтобы потом поступить в университет».
Окончив школу для незрячих и слабовидящих детей, Сергей поступил на математический факультет Башкирского госуниверситета. По его словам, учеба в вузе была нелегкой, потому что информацию часто писали на доске, и в основном приходилось получать знания самостоятельно из книг, а лекции выполняли лишь направляющую роль.
Сразу после выпуска из университета слабовидящий учитель устроился на работу в Центр дистанционного образования. Сергей Анатольевич учит детей с ДЦП и с особенностями ментального развития. Занятия проводятся по «Скайпу». Центр дистанционного образования предоставляет учителям и ученикам все необходимое оборудование и доступ в интернет. «Мне очень нравится моя работа, к тому же в Центре хороший коллектив. Я провожу уроки отдельно с каждым учеником, то есть ко всем индивидуальный подход. Моя задача – не только научить правильно считать и решать, но и показать, как проще это сделать. Это очень важно, потому что у детей разные возможности: кто-то не может писать, кто-то плохо говорит. В некоторых случаях лучше понять детей помогают родители. Я занимаюсь с учащимися из разных городов региона», — рассказывает учитель.