Москва и Санкт-Петербург были и остаются самыми крупными городами России с развитой транспортной инфраструктурой и доступной средой. Их также объединяет большой пассажиропоток, частью которого являются незрячие и слабовидящие жители и гости городов. Корреспондент портала Павел Леонов сравнивает транспорт двух столиц и его доступность.
В предыдущих материалах мы шаг за шагом разбирали огромную транспортную сеть и — отдельно — транспорт северной столицы. Моими собеседниками чаще всего становились обычные пассажиры, те, кто спускается в метро или садится в наземный транспорт и едет из точки А в точку Б.
После этого мне пришла в голову идея — а что, если сравнить два города? На эту тему я поговорил с соруководительницами клуба владельцев собак-проводников Москвы и Московской области «Мудрый пес» Юлией Пашковой и Светланой Телицыной. Вместе и по отдельности они объездили половину России, а Санкт-Петербург — первый город в их списке командировок. Они полюбили город на Неве, изучили его со всех сторон и разобрались в транспортных проблемах.
Тифлокомментарий: цветная фотография. В вестибюле метро стоят шесть серебристых турникетов со стеклянными дверцами с возможностью оплаты карточками и по биометрическим данным, то есть лишь одним взглядом в камеру.
Метро любого города имеет общие стандарты: вестибюль, эскалатор или лестница, станции и поезда. Отличий в метро Москвы и Санкт-Петербурга почти нет.
Итак, любое метро начинается со входа в него. И тут сразу важная ремарка: и Юлия, и Светлана могут передвигаться как самостоятельно, так и со службой сопровождения. Рассмотрим самостоятельный вариант перемещения, здесь комментирует Юлия: «В московском метро удобно, имея небольшой остаток зрения, смотреть, можно проходить или нет [через турникеты. — Прим. ред.]. Ярко-зеленый или ярко-красный свет в этом помогают. Зато в Петербурге та часть, к которой нужно приложить проездной, чуть-чуть тактильная, в отличие от Москвы».
И здесь внесу свой комментарий. Это действительно так, турникеты московского метро и МЦК оборудованы световым индикатором. Если проездной сработал корректно, загорается зеленый свет, если что-то сработало не так — красный. Но это работает везде, кроме московских центральных диаметров, где большинство турникетов имеют выпуклый желтый круг, к которому нужно приложить свою карту.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Осенний вечер. Горожане в теплых одеждах заходят в метро. Над стеклянными дверьми висит белое светящееся табло с синим логотипом метрополитена Петербурга в виде округлой буквы М и синими надписями «Девяткино» на русском и английском языках.
Тему передвижения в метро со службой сопровождения комментирует Светлана, она сразу четко разделяет два города: «В Москве все удобно. Заказал службу сопровождения, она тебя ждет у нужной тебе станции метро, ты едешь, а вот в Петербурге я столкнулась с неожиданной ситуацией и узнала, как работает их местная служба. Я в прошлом году жила в районе станции „Девяткино“, и в первый же день, спустившись в метро, попросила позвать инспектора службы, на что получила ответ, что на этой станции инспектор не предусмотрен, если мне нужно, то он подойдет минут через 30 с соседней станции. Оказалось, что инспектора хоть ждать и не долго в обычной ситуации, но он работает на станциях, где есть эскалатор».
Как оказалось после расспросов Светланы и дальнейшего взаимодействия со службой петербургского метро, инспектор нужен для того, чтобы помочь незрячему пассажиру воспользоваться эскалатором.
Следующий этап разбора — удобство организации станций, здесь у Юлии и Светланы нет комментариев. «В нашем случае, — говорит Светлана, — собаки обучены и всегда помогут найти препятствие, даже на питерских „горизонтальных лифтах“ (станции закрытого типа. — Прим. ред.), хоть и готовили их к Москве».
Но вот важное отличие между петербургским и московским метро все же есть, его отмечает Юлия: «Когда мы едем сами, все понятно, но если рассматривать сопровождение, то Питер точно проигрывает. Местные инспекторы не находятся с тобой в вагоне, в отличие от московских. В час пик это проблема. В Москве инспектор поможет в давке, подстрахует, а в Питере надо все делать самим».
Центр обеспечения мобильности пассажиров московского метрополитена сильно опережает петербургский. Например, в Москве служба сопровождения может помочь дойти до остановки наземного транспорта. В Петербурге же действие инспектора ограничено только метро.
«Я разговаривала с работниками питерского метро, — говорит Светлана, — и это максимум, который они могут дать. Их власть заканчивается сразу при выходе на поверхность. Если ты часто с каким-то инспектором взаимодействуешь, то, может быть, они и помогут дойти до остановки, например, а так — нет».
Она также добавила, что заявку на сопровождение в Петербурге нужно оставлять минут за 20: «Если заказывать службу за час, так для них слишком рано. Я позвонила минут за 40 один раз, а в метро меня не поняли, инспектор меня не дождался и ушел. Это жирный минус».
Подытожим, как все же работает служба сопровождения в Санкт-Петербурге? Незрячий пассажир заходит в метро. Если это станция, где есть эскалатор, то на ней предусмотрен инспектор, который в течение пяти минут заберет пассажира и спустит на станцию. Если же незрячий человек не хочет ждать, то может за 20 минут позвонить в службу и сказать, что будет на такой-то станции и просит помощи. Но делать это нужно именно в такой промежуток времени. В Петербурге инспектор не подходит к определенному времени. Инспектора также не бывает на станциях без эскалатора. Предполагается, что незрячий пассажир там справится самостоятельно.
И предлагаю освежить в памяти принципы работы московской службы сопровождения. Центр обеспечения мобильности пассажиров организовал департамент транспорта. Незрячий человек звонит по номеру телефона и заказывает инспектора на определенную дату и время, но из-за плотности заказов не может заказать инспектора день в день. Инспектор службы поможет незрячему пассажиру на всем маршруте, в том числе доехать до социально значимых объектов. Перечень таких объектов у центра прописан, и для незрячих пассажиров это очень удобно. Единственное уточнение: незрячему человеку нужно заранее рассчитать логистику и время для заявки как в одну сторону, так и в другую.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный осенний день в Петербурге. На улице с историческими зданиями горожане снуют по тротуарам и ожидают транспорт на остановках с разноцветными афишами.
В плане доступности наземного транспорта Петербург, по мнению моих собеседниц, также проигрывает Москве.
«Приехав в Питер буквально недавно, я поняла, что избалована московским комфортом, — рассказывает Юлия. — Остановка здесь состоит из нескольких павильонов, не очень понятно, какой маршрут и где останавливается. Самому зрячему в нашей группе приходилось бегать за каждым приезжающим транспортом».
Светлана соглашается: «Да, в Москве понятно, на какой остановке, что останавливается. Я стою на остановке, если автобус проехал мимо, то он точно не мой».
Поскольку девушки почти всегда передвигаются по городам с собакой-проводником, то они не пользуются приложениями по поиску транспорта. Обе в один голос заявляют: «Мне быстрее кого-то спросить и попросить о помощи». И это всегда помогает, особенно Светлане: «Мне проще зайти в автобус и спросить, какой это маршрут. Да, сейчас с этим сложнее, потому что люди сидят в наушниках, но все же помогает часто».
Здесь и Светлана, и Юлия нашли плюс в транспорте Петербурга. «В Питере есть кондукторы, — говорит Юлия. И это плюс, поскольку есть компетентный человек, который поможет».
«Ничто не заменит человеческое общение, — добавляет Светлана. — Мне в незнакомом городе и месте кондукторы всегда помогают, даже были случаи, когда кондукторы в пассажиропотоке страховали меня, чтобы меня не вынесли на ненужной остановке».
В конце беседы мы немного помечтали о том, можно ли что-то перенять двум городам друг у друга. Москве — оперативность петербургской службы сопровождения, а Петербургу — расширение зоны действия до значимых объектов.
«Увы, нет, — говорит Юлия. — В московском метро столько линий и станций, что такое просто нереально. Нет стольких людей». А Светлана добавляет, что на эту тему разговаривала с сотрудниками московского метро, ей сказали, что на данном этапе нынешний способ сопровождения — единственный возможный. «Если как-то на вокзале после поездки в Питер мне по дороге отменили заявку из-за нехватки людей, то что говорить?» — добавляет Светлана.
А в Петербурге, по словам моих собеседниц, подвижек в уровне доступности пока тоже не предвидится, и это также вызвано городскими сложностями. Однако там есть система «Говорящий город», она развита лучше, чем в Москве. Благодаря ей можно найти остановку и понять, какой транспорт подъезжает, куда он идет. Система поможет найти дверь автобуса и вызвать ее маячок. Если Москва сильна сопровождением, в том числе до культурных и социально значимых для незрячих людей объектов, то Петербург помогает именно «Говорящим городом».
И чему Москве стоит поучиться у Петербурга, так это стабилизации маршрутной сети города. Наземный транспорт Москвы ежемесячно меняет маршруты: номера и трассы следования, а Петербург имеет отлаженную сеть как минимум четверть века, и незрячему человеку удобно и понятно, какой маршрут автобуса, троллейбуса и трамвая куда идет.