В конце прошлого года в Кемеровской области запустили областной проект социального воздействия «Обучение и содействие в обеспечении занятости незрячих и слабовидящих людей и их родственников — ‘’Видимые возможности’’».
Его организаторы — АНО «Центр создания безбарьерной среды и оказания социальных услуг людям с инвалидностью», программа «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Министерство социальной защиты населения Кузбасса и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
Главный менеджер проекта Василий Дрожжин рассказал Алексею Голубеву о том, что это за проект, для чего он нужен и чем может быть полезен людям с нарушением зрения. Публикуем фрагменты из интервью.
Что это за проект
«Проект „Видимые возможности“ — проект сопровождаемого трудоустройства, направленный, в первую очередь, на аудиторию незрячих людей: это люди с инвалидностью I, II и III группы, проживающие, имеющие постоянную или временную регистрацию на территории Кемеровской области.
Безусловно, поскольку мы говорим про сопровождаемое трудоустройство, речь идет про людей трудоспособного возраста, от 18 до 60 лет. И, соответственно, в рамках проекта наша задача — охватить как минимум 200 людей из числа тех, кто имеет инвалидность по зрению. Из них 70 человек мы планируем обучить по одному из направлений, 40 — трудоустроить. Это конечный результат, к которому мы стремимся в рамках проекта.
Срок реализации самого проекта — от 17 октября 2023 года до 27 февраля 2026 года, фактически 2,5 года. Проект долгосрочный. И вот эти 200 человек, о которых я уже сказал, мы планируем их привлечь в рамках трех заявочных компаний: первая из них уже идет в настоящий период, еще две будут запущены несколько позже, вторая — в середине 2024 года, третья — в начале 2025 года.
Те курсы, которые человек проходит в рамках проекта, для человека бесплатные. Если этот курс стоит денег и если менеджеры понимают, что данное обучение может быть эффективно и полезно участнику, этот курс оплачивается за счет средств проекта. То есть человек за это не платит. Услуги для каждого участника полностью бесплатны».
Что такое «сопровождаемое трудоустройство»
«В чем смысл проекта? Не просто найти какую-то возможность, какой-то вариант занятости для человека, бросить его в эту пучину и дальше — либо он выплывет, либо нет. Безусловно, мы сопровождаем людей на всех этапах, начиная от подачи заявки, как только человек приходит к нам и рассказывает о себе какие-то первые сведения. Мы проводим ряд собеседований, мы консультируемся с различными специалистами: тифлопедагогом, психологом, карьерным консультантом.
Каждый из этих экспертов на своем уровне оценивает всех участников и дает свои рекомендации относительно того, к чему человек склонен, какие навыки ему стоило бы развить еще, какой спектр профессий для него более актуален. Опять же, исходя из того, что человек сам о себе заявляет, как он себя позиционирует и из тех точек интересов, о которых он нам рассказывает в рамках бесед с этими экспертами.
Далее мы предлагаем человеку несколько вариантов развития внутри проекта. Это могут быть треки, связанные с обучением, стажировкой и конкретно то направление трудоустройства, которое мы можем человеку предложить, исходя из того, что мы о нем узнали. Это только предложение, это не императив, поэтому человек может согласиться с этой индивидуальной траекторией занятости, может предложить ее скорректировать. В этом случае мы садимся за стол переговоров вместе с человеком, вместе с нашими специалистами и рассматриваем все возможные варианты для того, чтобы найти ту траекторию занятости, ту карту возможностей внутри проекта, которая соответствует максимально его запросам.
Если такая карта найдена, если эта схема нарисована и одобрена человеком, мы начинаем движение уже по данной маршрутной карте, дорожной карте. Начинаем проходить все этапы обучения. Это может быть либо адаптированный курс, созданный специально для человека с нарушением зрения, либо это может быть какая-то готовая, уже существующая образовательная модель, которую в рамках проекта мы тоже можем оплатить данному человеку для того, чтобы он нашел себя в определенной профессии».
Тифлокомментарий: цветная фотография. В просторном светлом холле с цветными элементами на полу и стенах стоит команда проекта «Видимые возможности». Это десять человек в повседневной одежде. Среди них руководитель проекта Ксения Дмитриева, его главный менеджер Василий Дрожжин и тифлопедагог Марта Любимова. Все стоят в ряд, улыбаются.
Этапы работы с участниками проекта
«Первая точка — это подача заявки непосредственно потенциальным участником и будущим нашим соискателем через анкету, которую можно найти на сайте sibvv.ru. Первое, что может человек сделать, — заполнить анкету участника.
Дальше анкета попадает к нашим менеджерам, которые связываются с каждым человеком и описывают его дальнейшие шаги. Какие именно? Чтобы человек был верифицирован или, выражаясь более простым языком, его заявка была подтверждена, ему необходимо собрать определенный набор документов и предоставить их в территориальный орган социальной защиты населения Кемеровской области. После этого его заявка подтверждается, он становится полноценным участником нашего проекта.
Далее он проходит собеседование с экспертами, среди которых есть тифлопедагог, оценивающий его реабилитационные навыки, психолог, выявляющий мотивацию к развитию и особенности личности, которые могут иметь значение в рамках нашего проекта, и, конечно, карьерный консультант, целью которого является выявление тех сфер интересов, карьерных потребностей, зон, которые может человек развивать в себе.
После того, как три человека, три эксперта, провели беседы с участником, мы формируем для каждого человека индивидуальное предложение, которое состоит из вариантов обучения и вариантов последующего трудоустройства. Это необязательно наемная занятость, наемный труд. Это может быть развитие какого-то собственного дела в рамках индивидуального предпринимательства, в рамках самозанятости. Траекторий много, возможностей много и это больше будет зависеть от каждого человека непосредственно.
После того как мы разработали эту индивидуальную программу, индивидуальную траекторию занятости внутри проекта, мы обсуждаем ее с каждым участником. После того как мы придем к определенному соглашению, мы начинаем движение в рамках этой карьерной карты. Что будет следующим пунктом, будет зависеть как раз от того, что мы рекомендуем человеку. Это может быть обучение хождению с белой тростью, обучение для развития навыков компьютерной грамотности, это может быть профессиональное обучение, это может быть стажировка на рабочем месте. И конечной и самой главной точкой в нашем проекте является трудоустройство.
Но мы не заканчиваем работу с человеком после того, как он заключил гражданско-правовой или трудовой договор. Мы продолжаем взаимодействовать с ним, поддерживать его уже на рабочем месте. Если необходимо, мы подключаем наставников, которые могут заниматься также адаптацией человека внутри рабочего процесса. И мониторим его еще несколько месяцев после того, как он подписал свой первый трудовой или гражданско-правовой договор».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Уютная комната с мягким рассеянным светом. Василий Дрожжин дает интервью журналисту Алексею Голубеву. Мужчины сидят в небольших мягких креслах. У Василия короткая стрижка. На нем серые брюки и белая рубашка с галстуком, темные очки. Ведущий, с небольшой бородкой и усами, одет в джинсы и толстовку с символикой программы «Особый взгляд». На нем очки в стильной оправе. На заднем плане у стены стоит стеллаж с небольшими интерьерными вещицами.
О помощи родственникам незрячих людей
«У нашего проекта есть две основные целевые группы. Первая целевая группа — это люди с инвалидностью по зрению в возрасте от 18 до 60 лет, проживающие на территории Кемеровской области. Вторая группа — это их родственники, тоже в возрасте от 18 до 60 лет. Соответственно, с этой группой населения мы также будем активно взаимодействовать. Наша задача — чтобы те люди, которые находятся в тесной связи с незрячими, могли тоже социализироваться и находить ту форму реализации, которая максимально соответствует их интересам. И это пусть вторичная, но тоже важная цель проекта, к которой мы стремимся прийти. Показатели здесь уже, потому что мы планируем за 2,5 года привлечь до 20 таких участников и 8 человек мы планируем трудоустроить по итогам проекта.
Степень родства не имеет значения. Это могут быть как близкие родственники, так и бабушки, двоюродные братья, сестры. Важно наличие этой родственной связи и то, чтобы человек, который является родственником, был участником и его документы были подтверждены социальной защитой».
О доступных профессиях
«Будет проводиться тестирование, которое тоже позволит не только выявить определенные направления, близкие человеку, но и отсечь те профессии, которые точно человек выполнять не готов. Несмотря на то, что у человека может быть какое-то представление уже, может быть опыт, мы необязательно будем идти с ним только по тому направлению, по которому у него есть базовое образование, или по той профессии, в которой у него есть опыт.
Если человек видит себя в чем-то ином, если у него есть силы, ресурсы, возможности для того, чтобы себя переобучить, перенастроить на какое-то другое направление, мы готовы с ним этот путь пройти. Перечень конкретных профессий достаточно велик, широк. Я, боюсь, если я буду сейчас перечислять что-то, упущу какие-то важные моменты, которые потом кто-то из моих коллег вспомнит и удивится, почему их нет в этом списке. Но я думаю, что самые распространенные профессии для незрячих людей все время на слуху.
Есть какие-то стереотипы, что незрячий человек обязательно должен быть либо музыкантом, либо массажистом. Безусловно, это не так. Это могут быть и квалифицированные профессии, связанные с интеллектуальным трудом; это может быть и человек, выполняющий ручной труд. Но в зависимости от того, что человек умеет делать сейчас, к чему он склонен, какие у него ожидания, какие у него возможности, какие у него запросы, весь этот комплекс вводных будет очень сильно влиять на то, что мы человеку можем предложить. Нужно ли ему обучение, есть ли у нас уже такой образовательный партнер в виде работодателя, либо мы его будем искать непосредственно под запрос данного участника».
О обязательствах участников проекта
«Если бы было возможно, мы бы, конечно, предложили или обязали каждого, кто заходит в проект, в итоге трудоустроиться — и без этого не выходить из проекта. Но, безусловно, мы понимаем, что во многом это ответственность людей, с которыми мы будем взаимодействовать. Мы можем на себя взять определенный функционал, но мы никогда не сможем трудоустроить человека без тех усилий, которые необходимы с его стороны.Трудоустроится человек или нет, пройдет он обучение до конца или нет, устроят ли его те предложения, которые будут у нас в доступе или нет, это во многом зависит от него: от его желания, готовности что-то делать, а не просто это декларировать. Насильно трудоустроить мы не можем никого, но стремиться помочь будем стараться каждому».
Какое образование требуется
«Формально тот минимум, который мы просим от наших участников, — 9 классов школы. Даже если человек имеет среднее образование — это не является ограничением для участия в проекте. Есть определенные профессии, которые доступны без дополнительного образования. С помощью прохождения краткосрочных курсов мы можем развить необходимые навыки и предложить уже определенный спектр профессий даже людям, которые нигде кроме школы не учились».
Дополнительная информация
«Я рекомендую изучить наш сайт проекта „Видимые возможности“. Вы можете связаться с нашими профильными менеджерами.
Возможно нас слушает потенциальный работодатель или партнер, который тоже хотел бы узнать подробнее о проекте. На сайте вы найдете контактные данные наших менеджеров, адрес офиса, который находится в городе Кемерово. И если вы хотите нас посетить, то позвоните заранее нашим менеджерам, договоритесь о встрече, они с удовольствием Вас примут и проконсультируют.
Если у участника не получается самостоятельно заполнить заявку, он не владеет программой экранного доступа или у него просто что-то не получилось, тоже можно позвонить нашему менеджеру и заполнить заявку по телефону».