Горы и равнины, реки и моря, низменности и возвышенности: все это – важные географические объекты не только планеты в целом, но и страны, в которой мы живем. Каждому необходимо иметь хотя бы примерное представление о географических особенностях как Земли, так и родного края. Но как незрячим школьникам изучать географию – предмет, требующий представления пространства? Советами поделилась автор «Особого взгляда» и ученица школы-интерната № 1 Анастасия Суркова.
1. Работа с тактильной картой
Тифлокомментарий: цветная фотография. Фрагмент 3D-карты России с рельефным ландшафтом: горами, реками, морями. Карта выполнена из пластика и лежит на плоском основании. На карте расположены красные и голубые информационные кнопки.
На начальном этапе работы незрячего школьника с тактильным пособием важно сделать акцент на изучении карты полушарий и сформировать у ребенка представление о сторонах света, расположении материков относительно друг друга, особенностях контура и рельефа каждого континента. Затем можно переходить к картам конкретных материков, исследовать их детально.
Важно: при изучении контурных особенностей континента стоит задействовать образы и ассоциации. В будущем это поможет незрячему ребенку лучше ориентироваться по карте.
Например, если вы обратите внимание школьника на то, что полуостров Индостан контурами напоминает треугольник, найдя этот треугольник на карте, ребенок сможет без труда обнаружить и расположенный рядом Индийский океан.
Ассоциации можно придумать свои – к любому географическому объекту на карте. Главное – развивать ассоциативное мышление и иметь под руками хорошую рельефную карту.
Для поддержания знаний и навыков работы с картой будет достаточно карты полушарий. В Москве рельефные географические карты можно заказать в издательстве «ЛогосВОС». Там можно приобрести как карту полушарий, так и географическую или политическую карту каждого континента.
Что касается российских школ для детей с нарушением зрения, то, к сожалению, сейчас тактильные карты есть не во всех из них.
2. Знакомство с материками из картона
Если под руками нет карты (или она есть только в школе), а попрактиковаться в географии ребенку хочется, можно попросить зрячего человека ровно вырезать из плотного картона контуры материков.
Предложите незрячему школьнику внимательно исследовать каждый материк руками, а потом разложите картонные континенты в соответствии с тем, как они расположены на карте. У ребенка сложится общее представление о каждом материке.
Если школьник имеет остаточное зрение, лучше вырезать материки из картона разных цветов. Ученики с остаточным зрением часто при изучении географии ориентируются еще и на цвета объектов.
3. Изучение «пластилиновых» и «восковых» рек
Тифлокомментарий: цветная фотография. Макет водоема из пластилина. На зеленом прямоугольном основании расположена синяя пластилиновая река, впадающая в озеро.
Части реки — исток, водопад и дельта — подписаны.
Важным аспектом освоения азов географии является изучение контуров крупных рек и их притоков. Существенно облегчит эту задачу воссоздание макетов водоемов из пластилина или мягкого воска.
У ребенка закрепится представление о каждой крупной реке, ее изгибах и притоках.
4. Черчение
Еще один способ лучше запомнить контуры континентов и рек – черчение – доступно незрячим детям благодаря специальному прибору «Школьник» для рельефного рисования.
Инструмент позволяет по трафарету выводить контуры материков и упражняться в изображении уже известных рек и речных систем на тактильной пленке.
5. Погружение в авторскую методику работы с природными зонами
Как ребенку понять и запомнить, где заканчивается пустыня и начинаются влажные леса на конкретном континенте? Интересный и эффективный метод создала Инна Евгеньевна Демидова, учитель географии ГБОУ ШОР № 1. Она является не только прекрасным учителем географии, любящим свое дело, но и автором различных методик изучения географии для незрячих людей.
Вот одна из методик изучения природных зон: внутрь материка на карте, где есть лишь контур континента, клеятся липучки. Природные зоны вырезают из материалов различной фактуры, плотности. На природные зоны с обратной стороны также присоединяются липучки.
Таким образом, учащиеся могут собрать тактильный пазл на липучках. Важно, чтобы у каждой природной зоны был свой цвет, что, как уже говорилось, помогает ребятам с остаточным зрением запоминать ассоциативно.
Подобное пособие можно соорудить и в домашних условиях, если есть контур материка и достаточное количество различных фактурных материалов.
География – непростой для незрячих школьников предмет, зато очень интересный. Главное – найти способы ее эффективного изучения. Всегда нужно идти только вперед и совершенствоваться – тогда география будет доступна, интересна и понятна.