Метро, аэропорт, вокзал: кто поможет незрячим людям в передвижении по городу

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Наземная станция Московского центрального диаметра с оранжевыми стенами и зигзагообразными лампами. К перрону с пассажирами подъезжает сине-красный поезд. На лобовом стекле белая табличка с черной надписью «Бульвар Рокоссовского».

Незрячие люди могут самостоятельно передвигаться по городу, путешествовать по стране и совершать заграничные туры. Все это они делают при помощи белой трости или при поддержке сопровождающих людей. Помимо этого, есть службы, сотрудники которых готовы помочь людям с нарушением зрения в использовании общественного транспорта и в поиске нужного адреса в черте города.

О том, что это за службы и как воспользоваться их услугами, рассказываем в статье.

Аэропорт

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный день. В терминале аэропорта у панорамного окна сидит девушка. Перед ней зона посадки, по которой снуют желтые погрузочные машины и белые микроавтобусы. Прямо перед окном стоит серый самолет.

Современные аэропорты — огромные пространства, разделенные на терминалы с парковками, зонами прилетов, отправления, багажа, отдыха, регистрационными стойками, магазинами, ресторанами и даже с молельными комнатами. Пройти регистрацию и найти выход к своему самолету трудно даже человеку без инвалидности, а для незрячего пассажира сделать это самостоятельно практически невозможно.

Чувствовать себя уверенно и комфортно на территории аэропорта и при посадке и высадке из самолета путешественникам с нарушением зрения помогают сотрудники специальной службы помощи маломобильным пассажирам или медицинских пунктов (в небольших городах) аэропортов.

Помощь оказывается согласно приказу Минтранса России № 24 от 15 февраля 2016 г. «Об утверждении порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в в аэропортах и на воздушных судах».

В нем есть рекомендации по оказанию услуг сопровождения и помощи маломобильным пассажирам на всех этапах предполетного и послеполетного обслуживания, а именно:

  • сопровождение и помощь в регистрации и оформлении багажа;

  • сопровождение и помощь при прохождении пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного видов контроля;

  • сопровождение и помощь при прохождении предполетного досмотра, а также при посадке на борт самолета;

  • посадка на пассажирское место на борту самолета в приоритетном порядке;

  • высадка из самолета после выхода других пассажиров;

  • персональная встреча пассажиров при прибытии в аэропорт;

  • сопровождение и помощь во время их перемещения по территории аэровокзала.

При предоставлении услуги сопровождения незрячих и слабовидящих пассажиров сотрудники службы помогают переносить ручную кладь, сдавать и получать багаж, проходить предполетные и послеполетные формальности, выгуливать собаку-проводника.

В соответствии с российским законодательством, при бронировании и оформлении авиабилетов пассажир с инвалидностью обязан сообщить перевозчику об имеющихся у него физических ограничениях и о необходимости оказания ему услуги сопровождения в аэропорту, а также предоставить информацию о том, путешествует ли он один, в сопровождении человека или собаки-проводника. Пассажирам с одновременным нарушением зрения и слуха рекомендуется путешествовать только с сопровождающим лицом.

Сотрудники аэропортов просят людей с инвалидностью предупреждать о своем прибытии за несколько часов. Единой службы сопровождения маломобильных пассажиров в аэропортах нет, поэтому контактные данные служб будут разными.

Так, пассажир с нарушением зрения может сообщить о своем прибытии:

  • аэропорт «Внуково» (Москва): с помощью бесплатных таксофонов у входа в терминал (клавиша F21) или по номеру телефона: 8 (495) 436-61-89 (работает круглосуточно).

  • аэропорт «Домодедово» (Москва): по номеру телефона: 8 (495) 933-66-66.

  • аэропорт «Шереметьево» (Москва): по трубке вызова помощи на входе в терминал или по номеру телефона: 8 (495) 578- 65- 65.

  • аэропорт «Пулково» (Санкт-Петербург): при помощи специальной кнопки вызова сотрудника, которая находится на третьем этаже терминала, перед зоной входного досмотра, на стойке информации в центре зала или по многоканальным телефонам: 8 (812) 337-38-22, 8 (812) 337-34-40.

Железнодорожные вокзалы

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный день. У крытого перрона стоит серый скоростной поезд. На кабине машиниста красная надпись «Сапсан». По перрону идут пассажиры.

Самостоятельное путешествие незрячего человека на поезде может казаться менее затруднительным, чем в самолете, но и в этом случае ему бывает необходима помощь.

Услуги сопровождения и помощи пассажирам с инвалидностью оказываются согласно приказу Министерства транспорта РФ от 06.11.2015 № 329 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования».

Пассажирам с инвалидностью по зрению предоставляются следующие услуги:

  • Встреча и сопровождение по территории железнодорожного вокзала или железнодорожной станции. Если в заявке указана необходимость согласования места и времени встречи, то ответственные за это сотрудники связываются с пассажиром не менее чем за 2 часа до отправления поезда и не менее чем за 40 минут до его прибытия.

  • Сопровождение по основным зонам вокзального комплекса (кассовые залы, залы ожидания и комнаты отдыха, камеры хранения, медпункты, туалеты и др.).

  • Помощь во время посадки или высадки из транспорта, на котором незрячий или слабовидящий человек приезжает на железнодорожный вокзал.

  • Помощь во время посадки и высадки из вагона.

  • Помощь при перемещении и размещении ручной клади на багажных полках.

  • Помощь в оформлении и размещении багажа в багажном отделении.

  • Помощь незрячим пассажирам в передвижении при выгуле собаки-проводника.

Для получения услуги сопровождения и помощи во время железнодорожного путешествия незрячему человеку необходимо оформить заявку в центре содействия мобильности РЖД. Обратиться в него можно по бесплатному номеру телефона: 8 (800) 775-00-00 или по адресу электронной почты: info@rzd.ru. Также заявки оформляются по ссылке.

Кроме оформления заявки на сопровождение и оказание помощи пассажиру с инвалидностью, в центре содействия мобильности можно зарезервировать место в поезде дальнего следования, а также оставить заявку на включение в состав поезда вагона с местами для пассажиров с инвалидностью.

Метрополитен

Тифлокомментарий: цветная фотография. Станция метрополитена с серыми металлическими стенами, черным полом и рядом широких круглых плафонов на потолке. У пустой платформы стоит серо-красный поезд современного типа с синими дверьми. На них светятся красные стоп-огни.

В крупных мегаполисах метрополитен является важнейшим средством передвижения. Конечно, незрячие люди пользуются метро, а в Москве и в Санкт-Петербурге в этом им помогают службы сопровождения маломобильных пассажиров.

В московском метрополитене такая служба называется Центр обеспечения мобильности пассажиров. Его сотрудники оказывают сопровождение и помощь людям с инвалидностью во время их передвижения в самом метро, а также на МЦК, МЦД и в городском наземном транспорте.

Обязанности сотрудников ЦОМП следующие:

  • встреча пассажира с инвалидностью рядом со станцией метрополитена или на ней;

  • сопровождение по территории, в том числе помощь в использовании лифтов, эскалаторов, лестниц;

  • помощь в том, чтобы войти и выйти из вагонов электропоездов;

  • сопровождение по территории железнодорожных вокзалов, до поездов дальнего следования и пригородного сообщения, до автовокзалов и до терминалов аэропорта;

  • помощь в переносе багажа;

  • сопровождение по городу и в наземном городском транспорте (в случае, если пассажир направляется в культурный или в социально значимый объект, маршрут к которому согласован с ЦОМП).

Для того чтобы воспользоваться услугами сопровождения и помощи в метрополитене, незрячим и слабовидящим людям необходимо минимум за два часа до предполагаемой поездки оставить заявку по телефонам: 8 (495) 622-73-41, 8 (800) 250-73-41 или в мобильном приложении «Метро Москвы».

Аналогичная служба в Санкт-Петербурге называется Дистанцией обеспечения мобильности пассажиров. Ее сотрудники оказывают помощь в передвижении по территории метрополитена пассажирам с инвалидностью.

Для того чтобы незрячие и слабовидящие люди могли ориентироваться в пространстве подземки, метрополитен Санкт-Петербурга также подготовил и передал региональной организации ВОС схемы метрополитена крупного формата и рельефно-графические атласы метрополитена, которые представляют собой сборник схем (линий, станций), изготовленный методом брайлевской печати.

Кроме того, во всех вестибюлях станций есть рельефно-графические схемы метрополитена, ознакомиться с которыми можно в кассе или у контролера.

Оформить заявку на сопровождение в метро Санкт-Петербурга можно по круглосуточному номеру телефона: 8 (800) 350-11-55.

Сопровождение по городу

Специальных служб, оказывающих услуги сопровождения по городскому пространству, не существует. Однако есть потребность в такого рода помощи. Найти здание, которое находится в незнакомом месте, выбрать одежду в магазине, заполнить документы в организации социального обслуживания, посетить врача или пройти диспансеризацию — все это для незрячего человека может стать сложными задачами.

Отчасти за дополнительную плату их помогают решать социальные работники или волонтеры, которые оказывают помощь на безвозмездной основе. В Москве и в Санкт-Петербурге реализуется проект «Сопровождение по городу» благотворительного фонда «Дом слепоглухих», в рамках которого волонтеры помогают незрячим, слабовидящим и слепоглухим людям в передвижении по городским пространствам.

Участники с нарушением зрения могут обратиться к волонтерам за помощью в сопровождении в социально значимые объекты (центры социального обслуживания, банки, МФЦ и т. п.), в медицинские учреждения, в магазины, в объекты культуры и досуга, в парки и в зоны отдыха для прогулок. Кроме того, волонтеры проекта оказывают помощь незрячим и слабовидящим людям при работе с документами, фотографиями и другими предметами, требующими визуального контроля.

У проекта «Сопровождение по городу» есть страницы в социальных сетях и группы в WhatsApp и Telegram, в которых участники с инвалидностью по зрению оставляют просьбы на сопровождение. При этом нужно сообщить место, время, цель и предполагаемую продолжительность поездки. Ответ на просьбу волонтер пишет в группу или сообщает через одного из администраторов, а далее в личной переписке обсуждает с незрячим человеком детали.

Обращаясь за помощью в группу проекта или к одному из администраторов, человек с инвалидностью должен быть готов к тому, что просьба может остаться без ответа.

Организаторы проекта просят незрячих участников обращаться за помощью за несколько дней до предполагаемой поездки и делают все возможное для того, чтобы просьба человека была удовлетворена. Однако помощь оказывают не штатные сотрудники, а волонтеры — они могут помочь только при наличии свободного времени.

Оставить заявку на вступление в проект можно после заполнения анкеты: https://forms.gle/Dbs6uYPs32NUmEcNA К проекту также могут присоединиться волонтеры, анкеты для них доступна по ссылке: https://forms.gle/Na1gXX8WeFhtsMTx5.