Кубики, пластилин и магниты: как незрячие родители учат читать детей без нарушения зрения

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Светловолосая девочка лет пяти в белом свитшоте на черном фоне. Она прикрывает лицо ладонями.

Незрячие мамы и папы справляются с родительскими обязанностями не хуже, чем люди без нарушения зрения. Хотя есть особые трудности, с которыми им приходится сталкиваться, и одна из них связана с обучением чтению своих хорошо видящих детей. В этой статье мы расскажем, какие средства помогут незрячим родителям в процессе обучения ребенка чтению плоскопечатных букв.

Кубики

Тифлокомментарий: цветная фотография. На белой поверхности лежат деревянные кубики, на каждой стороне которых вырезаны красные и синие буквы. Из кубиков выложены слова: «Капля», «Степа», «Домик», «Мама».

Кубики, на стороны которых нанесены буквы, изображения предметов и животных, знакомы многим. Благодаря им дети могут легко запомнить буквы, научиться складывать из них слоги, а затем и простые слова. Кубики бывают сделаны из поролона, пластика или дерева. На некоторых моделях деревянных игрушек буквы могут быть выжжены и тактильно ощутимы.

Такие кубики в обучении чтению плоскопечатных букв использовала незрячая мама Кирилла Ирина.

«У нас были деревянные советские кубики, еще из моего детства, на этих кубиках были выжжены буквы, которые я могла почувствовать пальцами. На каждой стороне кубика изображена буква так, что всего их получалось шесть. Я говорила сыну названия букв и объясняла, как их можно складывать в слоги, а он повторял за мной и таким образом учился читать», — рассказала она.

Однако не всегда деревянные кубики с тактильными плоскопечатными буквами есть в продаже. В таком случае их можно сделать самостоятельно. Для этого на стороны пластиковых кубиков с изображением букв нужно приклеить небольшие отрезки маркировочной ленты с аналогичными буквами шрифта Брайля. Благодаря этому во время игры с ребенком незрячий родитель будет понимать, какая именно буква изображена на одной из сторон кубика, и сможет произнести ее название.

Буквы из пластилина

Незрячая мама Алеши Вита предлагает родителем с нарушением зрения при обучении детей чтению использовать пластилин. По ее словам, многие дети с удовольствием играют с ним, а для незрячих мам и пап он может стать отличным средством изображения плоскопечатных букв.

Из небольшого куска пластилина нужно скатать тонкую «колбаску» и выложить из нее букву на плотном листе бумаги. Контур буквы будет рельефным, поэтому его легко будет прочитать пальцами. К тому же буква будет зрительно привлекательной для малыша.

Из пластилиновых букв можно составлять слоги, слова и даже простые предложения с использованием знаков препинания. Кроме того, изучая буквы, ребенок сможет самостоятельно выкладывать их из пластилина на бумаге, а незрячий родитель — проверять его работу.

Конечно, такая форма занятий подразумевает, что мамы и папы с нарушением зрения сами знают, как правильно пишутся плоскопечатные буквы, и требует от них определенной подготовки в случае, если они не знают этого.

Буквы на магнитах

Помочь незрячим родителям в процессе обучения детей чтению может набор пластиковых букв на магнитах, при помощи которых они крепятся к магнитной доске или на стенку холодильника. Такие буквы хорошо прочитываются пальцами незрячего человека. Их удобно складывать в длинные слова благодаря надежной фиксации на магнитной доске. Во время занятия малыш может взять на себя роль учителя и, написав слоги и слова с помощью магнитных букв, попросить незрячего родителя прочитать их. Найти в продаже такие пластиковые буквы нетрудно, кроме того, редко, но все же встречаются наборы букв с маркировкой шрифтом Брайля.

Компьютер в помощь

Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторное помещение с белыми стенами и широким окном. Девочка лет пяти в светлой майке сидит за столом, подпирает голову рукой, водит пальцем по экрану планшета. Ее светлые волосы небрежно собраны в высокий хвост.

«Еще в обучении чтению ребенка нам очень помогал компьютер. Дети любят разные гаджеты (компьютеры, телефоны, планшеты), пользуясь тем, что у нашего сына интерес к ним тоже был, мы предлагали ему писать буквы на нашем компьютере», — продолжила делиться опытом незрячая мама Кирилла Ирина.

При помощи программы экранного доступа Ирина и ее муж набирали буквы в одном из текстовых редакторов и увеличивали их для занятий с ребенком.

«Мы печатали букву, объясняли, как она называется, а когда ребенок уже знал буквы, просили его самостоятельно набирать и раскрашивать их в разные цвета, увеличивать и менять шрифт», — сказала Ирина.

Под диктовку родителей маленький Кирилл писал буквы в текстовом редакторе, находя их на клавиатуре и сравнивая символы на клавишах с символами, которые появлялись на мониторе.

«Вот такую методику мы придумали, и она нам действительно помогла так, что в школу ребенок пошел, умея читать и набирать текст на клавиатуре», — рассказала Ирина.

Звуковые планшеты

Помочь незрячим родителям в обучении чтению детей могут звуковые плакаты и планшеты с алфавитом. Детские игровые планшеты могут быть сенсорными и по форме напоминать взрослые, но папам и мамам с нарушением зрения работать будет удобнее с моделями игрушек, имеющими физические кнопки. Когда они нажимают на кнопку, то слышат название буквы, а малыш — видит ее и запоминает, как она пишется. Во время занятий незрячий родитель может попросить ребенка нажать на ту или иную букву и услышит, правильно ли он нашел ее на планшете.

Звуковые плакаты обычно размещают на стенах, физических кнопок на них нет. Но при работе с таким плакатом, как и с планшетом, незрячие мамы и папы могут давать малышу задание найти нужную букву и воспроизвести ее название.

Занятия с педагогом

Вспоминая свой опыт обучения дочери Юли чтению, незрячая Лариса обращает внимание на то, что самостоятельно делать ей это было трудно. По этой причине она прибегала к помощи педагогов в детском саду.

«Какие-то буквы мы с Юлей учили дома при помощи деревянных кубиков, но в основном с ней занимались в детском саду, куда она начала ходить с трех лет», — рассказала Лариса.

Когда Юля научилась читать, приобретенный навык она закрепляла, помогая незрячей маме в магазине.

«Мы достаточно рано с Юлей начали вместе ходить в продуктовые магазины, она, будучи маленьким ребенком, здорово помогала мне, когда читала названия продукции и ее стоимость на ценниках», — сказала Лариса.

О таком же способе закрепления навыков чтения рассказывает и мама Кирилла: «Когда сын освоился немного с чтением, то есть научился складывать буквы в слоги, а потом и в слова, мы стали ходить с ним в магазин. Я просила прочитать то, что написано на ценнике».

Ребенка, выучившего буквы и числа, незрячие родители могут просить находить их на табличках с названиями улиц и нумерацией домов, на вывесках магазинов и на рекламных объявлениях, читать номера такси и подъезжающих автобусов, имена людей, звонящих по мобильному телефону. Это поможет малышу не только закрепить навыки чтения, но и научит его быть заботливым и внимательным к трудностям близких людей.