Поезд отправляется: сервисы и льготы РЖД для слабовидящих и незрячих пассажиров

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный зимний день. На железной дороге стоит головной вагон, окрашенный в фирменные цвета РЖД — серый и красный.

Поезд остается одним из самых популярных видов транспорта — в том числе и среди путешественников с нарушением зрения. Незрячий журналист и путешественник Владимир Васкевич собрал в материале всю полезную информацию об услугах РЖД: о самостоятельной покупке билетов с помощью программы экранного доступа, льготах, о сопровождении и полезных сервисах.

Где покупать билеты

Время, когда за билетами на поезд нужно было ехать на вокзал, давно минуло. Теперь их можно купить по интернету — на нескольких десятках сайтов. А при посадке в сам поезд достаточно будет предъявить лишь паспорт и электронный билет на экране телефона. Но есть в этой системе и подводные камни: многие сервисы берут дополнительную комиссию и имеют проблемы с доступностью для использования с программами экранного доступа.

Официальный сайт РЖД

Долгое время сайт РЖД был доступен только наполовину, из-за чего возникали сложности при покупке билетов. Однако ситуация изменилась в лучшую сторону: теперь купить билеты на поезд с помощью программ экранного доступа и без наценок можно на официальном сайте РЖД и в мобильном приложении «РЖД Пассажирам». Остается доступной и мобильная версия сайта.

При этом незрячие пользователи отмечают, что старая версия сайта доступна гораздо хуже, а в приложении под iOS и Android есть недочеты, например, проблема с выбором места в вагоне.

Я также заметил, что в интернете есть сайты с похожими на сайт РЖД доменами, но они берут дополнительную комиссию при продаже билетов. Будьте внимательны и пользуйтесь только официальным сайтом!

Тифлокомментарий: цветная фотография. Проводница — миловидная женщина лет сорока — стоит на перроне у серо-красного вагона, приветственно машет рукой, улыбается. На ней форменная одежда: белая рубашка, серый пиджак с красным кантом, белые перчатки, на шее повязан бело-серый полосатый платок с красным логотипом РЖД. У нее неброский макияж, рыжие волосы собраны на затылке.

Получить бонус

«РЖД-Бонус» — это программа лояльности, которая позволяет копить бонусные баллы за поездки и другие действия, а потом обменивать их на бесплатные билеты. За каждые 3 рубля 34 копейки, потраченные на билеты, начисляют 1 балл в программе.

Самое важное, что билеты можно купить на любой поезд, даже в самые пиковые праздничные даты. При покупке билета за баллы потребуется оплатить рублями только постельное белье.

Программа также имеет выгодное дополнение в виде семейного счета. Вы можете зарегистрировать всю семью, а бонусы от их поездок будут поступать на один счет, например, на ваш. Так накопить на билет можно гораздо быстрее.

Помимо этого, участники программы имеют право на различные скидки и акции от партнеров.

И наконец: участвовать в программе нужно каждому путешественнику с инвалидностью, который хочет воспользоваться скидкой на купе и СВ. Об этом расскажу дальше.

Льготы на бесплатный проезд

Для начала давайте обозначим, что РЖД — это огромный холдинг, в который входят дочерние компании. Перемещаясь на поезде, мы чаще всего пользуемся услугами АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»), которая осуществляет большинство маршрутов дальнего следования. Дирекция скоростного сообщения (поезда ДОСС) осуществляет высокоскоростные перевозки, в частности на известных всем «Сапсанах». Все перечисленные бонусы программы «РЖД-Бонус», а также описанные ниже льготы и скидки, относятся к услугам этих двух перевозчиков. Скидки на поезда частной компании «Гранд Экспресс», которая осуществляет перевозки из Москвы в Петербург, а также в Крым, не распространяются.

Какие же существуют льготы на бесплатный проезд для путешественников с инвалидностью?

  • Право на бесплатный проезд на поездах дальнего следования к месту лечения и обратно. Льгота доступна людям с инвалидностью всех возрастов при предъявлении талона Фонда социального страхования РФ. Также льгота распространяется на лиц, сопровождающих в таких поездках людей с инвалидностью I группы (ограничение к трудовой деятельности III степени) и детей с инвалидностью.

  • Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. На пригородный поезд льгота в виде бесплатного проезда предоставляется всем людям с инвалидностью — вне зависимости от группы и возраста. Человека с инвалидностью I группы или ребенка с инвалидностью может бесплатно сопровождать одно лицо. Количество бесплатных поездок не ограничивается. Право на льготу предоставляется при наличии справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Справка выдается сроком на год. Если вы никогда не пользовались этой льготой, то о своем желании получить ее на следующий год вам необходимо сообщить в местное отделение ПФР не позднее 1 октября текущего года.

С 2022 года РЖД сделал возможным покупку льготных билетов на электрички через свое мобильное приложение «РЖД пассажирам». Теперь не нужно стоять в очереди, опаздывая на свой поезд, достаточно просто подгрузить свои данные в приложение (паспорт и номер СНИЛС) и покупать билеты удаленно. Функция пока доступна не во всех регионах России, но уже в 2023 году компания обещает расширить географию сервиса.

Скидки в специальные купе на поезда дальнего следования

Для людей с инвалидностью I группы, людей с инвалидностью с детства и для их сопровождающего в РЖД доступна скидка до 60% на приобретение билетов в специальное купе. Двухместное спецкупе чаще всего используется путешественниками на колясках, поэтому имеет увеличенное пространство, вспомогательные поручни, кнопку вызова проводника, стол, отдельное кресло и просторную комнату для гигиенических процедур по соседству. Для удобства незрячих путешественников информация в самом купе продублирована шрифтом Брайля.

Продажа таких мест для пассажиров с нарушением зрения открывается за 10 дней до поездки. Приобрести билеты на себя и сопровождающего можно в кассах дальнего следования, а также в мобильном приложении и на официальном сайте РЖД.

Обратите внимание, что ваше право на приобретение билета должно быть подтверждено справкой МСЭ. Для этого ее необходимо предъявить вместе с паспортом при покупке в кассе, а при приобретении через интернет — заранее загрузить в профиль свой номер СНИЛС, по которому система проверяет право. Также билет можно забронировать и выкупить, воспользовавшись услугами Центра содействия мобильности. Для этого необходимо позвонить на горячую линию или написать письмо на адрес info@rzd.ru с темой «Покупка билета в спецкупе с отложенным платежом».

К письму необходимо прикрепить скан главного разворота паспорта и обе страницы справки МСЭ. В тексте письма подробно описать дату, номер поезда и ваш маршрут следования, количество человек, а также указать свой контактный e-mail и телефон. Если вы хотите купить билет на сопровождающего, то об этом нужно написать в письме и прикрепить к нему скан паспорта второго пассажира. В ответ вам в течение суток пришлют ссылку на выкуп забронированного билета.

Сейчас в подвижном составе РЖД доступно более 890 вагонов, оборудованных спецкупе. Имейте в виду, что в сезон и на популярных направлениях места в спецкупе купить крайне сложно. Если вы уведомите РЖД о необходимости добавления вагона со спецкупе в состав поезда по вашему маршруту за 60–90 суток до отправления, то компания обещает постараться решить этот вопрос.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Информационный центр с белыми стенами. У красно-белой стойки обслуживания темноволосый парень в кресле-коляске и его сопровождающий — молодой брюнет в зеленой безрукавке с логотипом РЖД и черной надписью «Центр содействия мобильности». За стойкой сидит молодая блондинка в очках, улыбается. На ней серая рубашка, красный жилет, серо-красный шейный платок, завязанный как галстук.

Какие еще скидки действуют ли людей с инвалидностью

  • Скидка 40% на высокоскоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка». Скидка доступна для людей с инвалидностью I и II групп, людей с инвалидностью с детства. Сопровождающий ребенка с инвалидностью и человека с инвалидностью I группы также имеет право на скидку. Купить билеты можно как удаленно, так и в кассе любого вокзала. Возможность доступна сразу с момента открытия продаж.

  • Скидка 50% на места в вагонах СВ и 55% на места в купейных вагонах. Доступна для людей с инвалидностью I группы, людей с инвалидностью с детства и одного сопровождающего. Для оформления права воспользоваться данной скидкой необходимо зарегистрироваться в той самой программе «РЖД-Бонус». Получив номер счета, пассажиру с нарушением зрения необходимо с паспортом и справкой МСЭ подойти в любую кассу дальнего следования, где ему помогут закрепить за ним специальный статус. Скидка станет доступна в течение 10 рабочих дней, воспользоваться ей можно будет как при покупке билета в кассе, так и с помощью электронных сервисов РЖД. Для покупки в последних вам потребуется поставить флажок на опции «Скидка пенсионерам и студентам» — и стоимость билета будет автоматически пересчитана.

Ваш сопровождающий также имеет право на скидку, для этого будьте готовы предъявить его номер в программе «РЖД-Бонус». Если следующую поездку вы планируете с другим сопровождающим, то не менее чем за 3 дня до приобретения билетов обратитесь в службу поддержки программы лояльности «РЖД Бонус» по телефону 8 (800) 100-10-00 или электронной почте bonushelp@fpc.ru, можно также воспользоваться формой обратной связи на сайте rzd-bonus.ru.

Специальный статус удаленно

В официальных источниках этот способ не описывается, но, как показывает практика, зарегистрироваться в программе «РЖД-бонус» и присвоить себе особый статус можно, если написать письмо на почту: bonushelp@fpc.ru. Я так и сделал.

В теме письма нужно указать «Присвоение спецстатуса для человека с инвалидностью I группы». В тексте письма нужно указать следующие данные: ФИО, номер «РЖД-бонус», электронную почту и телефон. Если хотите привязать скидку для сопровождающего, то добавляете аналогичные данные и на него. К письму нужно прикрепить первые развороты своего паспорта и паспорта сопровождающего, а также обе страницы справки МСЭ.

Далее ждите ответное письмо, на это уйдет пара рабочих дней. Если ответ не приходит, позвоните на горячую линию и уточните у оператора, на каком этапе сейчас находится ваш запрос. Как показывает статистика, рано или поздно вам присваивают специальный статус, позволяющий покупать билеты со скидкой.

Как помогает центр содействия мобильности пассажиров

В РЖД подсчитали, что каждый месяц на вокзалах и станциях обслуживаются более 17 тысяч путешественников с ОВЗ: незрячих или слабовидящих людей, пассажиров на креслах-колясках и других. Для помощи им был создан Центр содействия мобильности РЖД (ЦСМ).

ЦСМ оказывает помощь при сопровождении по вокзалу, посадке и высадке из поезда, помощь при встрече на привокзальной площади и при посадке на общественный транспорт или в такси. Для оформления заявки на сопровождение вам необходимо не менее чем за сутки позвонить на горячую линию РЖД: 8 (800)-775-00-00 (доб. 1) или 8 (863)-207-57-46. Для звонков из других стран воспользуйтесь номером: +7 (499)-605-20-00 (стоимость звонка оплачивается согласно тарифу вашего оператора).

Также оформить заявку можно по электронной почте, ее следует направить по адресу: info@rzd.ru. Еще один способ — воспользоваться электронной формой на сайте РЖД. Центр содействия мобильности работает в круглосуточном режиме без выходных дней.

В ЦСМ по телефону также предоставляется информация об услугах, оказываемых на железнодорожном транспорте маломобильным пассажирам, там же могут оформить заявку на посещение вокзала для приобретения билета в кассе. По телефону можно и зарезервировать специализированные места для людей с инвалидностью в поездах дальнего следования с последующим выкупом билета в кассе или онлайн. Подробнее об этом можно почитать здесь.

Если на вокзале вас будут сопровождать сотрудники ЦСМ, то также можно рассчитывать на следующие услуги:

  • оказание помощи при получении предоставляемых на вокзале услуг (оформление проездных документов, использование камеры хранения и т. д.);
  • предоставление места на вокзале на период ожидания транспортного средства;
  • бесплатное перемещение ручной клади, размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см. Для пассажиров сидячих, плацкартных и купейных вагонов — до двух мест ручной клади общим весом не более 36 кг. Для пассажиров, следующих в вагонах СВ и Люкс, — до трех мест ручной клади общим весом не более 50 кг;
  • оказание помощи в передвижении людям с инвалидностью по зрению при выгуле собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки.

При этом нужно помнить, что сотрудники Центра содействия мобильности — не врачи и не медицинские работники, они не обязаны постоянно находиться рядом с пассажиром в ожидании поезда, ухаживать за ним, кормить, помогать принимать лекарства, а также присматривать за собакой-проводником, охранять или распаковывать вещи.