Поступление в первый класс — процесс волнительный как для незрячих детей, так и для их родителей. Готов ли ребенок к школе психологически? Какими навыками он должен обладать к моменту зачисления в первый класс? Что нужно купить и как организовать рабочее место для будущего первоклассника? На эти и другие вопросы отвечаем вместе с родителями незрячих школьников и тифлопедагогом, завучем начальных классов школы-интерната № 1 им. К. К. Грота Анной Николаевной Левада.
Когда пора в первый класс
Возраст, в котором незрячему ребенку рекомендовано идти в первый класс, ничем не отличается от возраста, рекомендованного ребенку без нарушения зрения: начать обучение в школе он может в период от шести с половиной до восьми с половиной лет.
«На практике в первый класс незрячие дети идут в возрасте семи-восьми лет. Важно, чтобы ребенок был физически готов к обучению в школе: был активным, хорошо двигался, не боялся перемещаться в пространстве, ориентироваться в классе, в здании школы, чтобы умел бегать, прыгать, чтобы у него была активная жизненная позиция, чтобы ему было все интересно, не страшно, чтобы он не был приучен сидеть на одном месте», — сказала Анна Николаевна Левада.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Темноволосый мальчик лет семи в очках с голубой оправой и серой кофте стоит в помещении с белыми стенами. Он вытягивает руку перед собой, сжимает в кулаке два цветных фломастера.
Ольга, мама незрячего мальчика Ромы, рассказала, что специалисты центральной психолого-медико-педагогической комиссии, которые определяют, в учреждении какого типа может обучаться ребенок с инвалидностью, не рекомендовали ей отдавать сына в школу в семь лет.
«Он был психологически не готов к этому, а вот в восемь лет ему уже дали направление в первый класс», — сказала она.
Ольга обратила внимание на то, что незрячий ребенок должен быть физически готов выдержать не только нагрузку в школе, но и дорогу до школы.
«У Ромы, помимо зрения, есть и другие нарушения здоровья, часовая дорога от дома до детского сада была для него стрессом, вследствие которого у него начались приступы эпилепсии. Лучше всего обратиться к специалистам, которые помогут определить его физическую готовность к таким нагрузкам», — добавила она.
Ольга рекомендует родителям заранее приучать ребенка к режиму дня, который начнется у него в первом классе: рано просыпаться и раньше ложиться спать.
Детский сад или дом?
«Нельзя сказать, что дети, которые находились дома, менее подготовлены к первому классу, нежели дети, которые ходили в специализированный детский сад. Степень подготовки незрячего ребенка к школе зависит от того, как с ним занимались», — сказала Анна Николаевна Левада.
Если ребенок находился дома, но родители занимались с ним, читали ему книги, вели активную социальную жизнь, то в школу он пойдет без проблем. По словам педагога, существует много реабилитационных центров, в которых дети с инвалидностью по зрению могут заниматься со специалистами и готовиться к школе.
У слабовидящей Юлии два незрячих ребенка: старший сын Всеволод оканчивает специализированную школу для незрячих детей, а младший Арсений — первый класс.
«Я сама инвалид по зрению и для меня среда специализированной школы знакома и понятна. Младший ребенок четыре года ходил в детский сад при школе, а потом поступил в первый класс. Никаких проблем не было. Арсений занимался в детском саду с педагогами, а дома я учила его сама, учила все трогать, ощупывать, изучать пространство и ничего не бояться», — рассказала Юлия.
Дочь Николая, незрячая первоклассница Дарья, перед поступлением в специализированную школу ходила в детский сад для детей с нарушением зрения, но, по его словам, необходимых занятий с ней там не проводили.
«Жене приходилось на форумах мам незрячих детей и на различных сайтах искать информацию о том, какие занятия можно проводить с незрячими детьми. Мы находились в информационном вакууме — информации об этом в интернете очень мало, нет четких рекомендаций от тифлопедагогов, нет подборок тифлосредств, действительно необходимых для дошкольников с нарушением зрения», — рассказал Николай.
Письмо и чтение
«В нашем коллективе мы считаем, что незрячему ребенку совершенно не обязательно к первому классу уметь читать и писать шрифтом Брайля. Иногда ему даже лучше не уметь делать этого, потому что некоторые педагоги имеют свой подход к обучению навыкам письма и чтения шрифтом Брайля, и им лучше учить ребенка с самого начала, нежели переучивать его», — сказала Анна Николаевна Левада.
По словам педагога, нередко родители в погоне за интеллектуальным развитием дошкольника забывают об элементарных вещах: например, о том, что ему необходимо уметь самостоятельно ходить в туалет, есть, убирать за собой посуду, одеваться и раздеваться, готовиться к уроку, класть на место игрушки.
Ольга, при подготовке Ромы к школе, делала ему пособия для чтения с разными геометрическими фигурами: мальчик должен был водить пальцем по строке с выстроенными геометрическими фигурами и тактильно определять их. Для того чтобы привить ребенку любовь к чтению, она делала для него книги с тактильными картинками.
«У Ромы, как у многих незрячих детей, не был сформирован навык трогать предметы. И мы боялись, что он не сможет научиться читать шрифтом Брайля, но в школе справились с этим, шрифт Брайля легко вошел в его жизнь», — добавила Ольга.
Она считает, что незрячего ребенка можно уже в дошкольном возрасте знакомить с шеститочием, с клеткой, показывать ему прибор и грифель для письма по Брайлю.
«В детском саду нам говорили, что читать и писать шрифтом Брайля ребенок будет учиться в первом классе. Если бы я еще раз готовила сына к поступлению в школу, то начала бы его знакомить с шрифтом Брайля с самого раннего возраста. Зрячие малыши смотрят на картинки и буквы в книгах и буквы естественно входят в их жизнь, и так же естественно буквы шрифта Брайля могут входить в жизнь незрячего ребенка. Незрячий малыш должен понимать, что есть такие книги, по страницам которых можно водить пальчиком и читать буквы. Это мое мнение не как специалиста, а как родителя», — сказала Ольга.
По словам Юлии, когда ее сын Арсений пошел в первый класс, читать и писать шрифтом Брайля он не умел. «Конечно, мы давали ему трогать рельефные буквы, благодаря звуковым планшетам он знал, как они называются, но читать и писать научился только в школе», — сказала она.
Необходимые навыки
Тифлокомментарий: цветная фотография. Мальчик в серой кофте сидит за белым столом, собирает конструктор из мелких черных деталей.
Анна Николаевна отмечает, что важно, чтобы незрячий ребенок к первому классу обладал навыками самообслуживания. На практике, по ее словам, в школу приходят дети, которые не умеют самостоятельно одеваться и есть. Учителя обучают их этому, но такая работа требует от них затрат времени и усилий, которые рациональнее использовать для учебы.
«Важно лепить с ребенком, собирать детали конструктора, потому что это развивает его мелкую моторику и является подготовкой к школе. Надо учить его ориентироваться в собственном теле, в большом и в малом пространстве, к примеру, на столе», — сказала Анна Николаевна.
По словам педагога, хорошо знакомить незрячего дошкольника с книгами, напечатанными шрифтом Брайля, и с тактильными картинками: открывать и закрывать их, находить нужную страничку при помощи закладки.
Рассказывая о подготовке к школе своей незрячей дочери Дарьи, Николай акцентирует внимание на важности ее социальной адаптации и умении самостоятельно ориентироваться в пространстве. На прогулках он старался объединить в играх детей без нарушения зрения вокруг Дарьи, чтобы они учились взаимодействовать и общаться друг с другом.
«Мы много путешествуем и стараемся давать нашему незрячему ребенку информацию о том, что ее окружает, поэтому она научилась хорошо ориентироваться в пространстве и не имеет проблем с передвижением по школе», — сказал Николай.
Процесс адаптации к школе
Процесс адаптации незрячих детей к школе, по словам Анны Николаевны, проходит индивидуально.
«Как среди зрячих, так и среди незрячих детей есть те, кто легче адаптируется к школе, а есть те, кому сложнее это сделать. Особо не влияет на процесс адаптации и тот факт, что ребенок остается в интернате, но, наверное, более положительно настроены к школе те дети, которых родители забирают домой, понимают, что у ребенка происходит в школе, и могут с ним это обсудить. Конечно, без важной причины родители стараются не оставлять первоклашек в интернате, и мы поддерживаем их в этом стремлении», — сказала она.
Рабочее место
Как любому школьнику, незрячему первокласснику, по словам Анны Николаевны, необходимо организовать дома удобное рабочее место. Хорошо, если оно похоже на рабочее место ребенка в школе.
«У нас это парта с бортиками, чтобы предметы, которые расположены на ней, не падали на пол. Родители могут спросить учителя, как расположены на классной парте их ребенка учебник, прибор, грифель, и сохранить такое же расположение предметов на его рабочем столе дома», — сказала педагог.
Анна Николаевна также советует родителям установить рядом с рабочим местом небольшой стеллаж или полку для того, чтобы поставить вертикально книги, напечатанные шрифтом Брайля, и тем самым сохранить качество рельефного шрифта.
Выбирая рабочий стол для Ромы, Ольга учитывала и свое удобство.
«Я понимала, что буду помогать сыну выполнять домашнее задание, сидя с ним рядом, поэтому выбирала такой стол, за которым было бы удобно сидеть и мне. Удобство родителей тоже важно. Также мы помечали книги и домашние тетради рельефными наклейками, чтобы Рома мог отличать их тактильно», — сказала она.
А Николай при организации рабочего места дочери учитывал фактор хорошего освещения. «У Даши есть очень маленький остаток зрения, поэтому наличие хорошего освещения важно для нее», — сказал он.
Советы родителям
«Родителям незрячих детей, которым только предстоит идти в первый класс, я бы посоветовала постараться получить удовольствие от последних недель перед школой. В последние дни дошкольной жизни надо постараться получить много положительных эмоций, на которые можно будет потом опереться. Все, что ребенок мог освоить, он уже освоил, нет смысла в ускоренном режиме еще что-то учить. Можно съездить с ребенком в специализированный магазин и вместе выбрать тетради для школы, прибор для письма шрифтом Брайля, красивые тактильные наклейки. Пусть у него будут только хорошие впечатления от процесса подготовки к школе и никаких стрессов», — сказала Ольга.
«Главное — выбрать хорошую школу и позитивно настроить ребенка на процесс обучения. Конечно, хорошо, если бы при школе были организованы подготовительные занятия и с будущим первоклассником занимались преподаватели, к которым он в дальнейшем поступит на обучение. Они могли бы давать ребенку те навыки, которые будут полезны ему в первом классе», — добавил Николай.
А Юлия, мама Арсения, считает, что главная задача родителей незрячего дошкольника — научить его все делать самостоятельно: «Незрячий ребенок все должен уметь делать сам, надо давать ему задания, говорить, как их выполнить, но не делать их за него. Многие мамы незрячих детей думают, что они нездоровы, поэтому за них все надо делать, но это неправильно. Не став самостоятельным, незрячий ребенок вырастет и не сможет жить без мамы», — сказала она.
Анна Николаевна Левада добавляет: самим мамам и папам незрячих дошкольников надо положительно настроиться на то, что их дети идут в первый класс.
«Родителям надо поддерживать в своих детях этот положительный настрой. Не надо охать: ’’Как же ты там будешь?’’, а говорить: ’’Как здорово! Ты идешь в первый класс! Ты узнаешь много интересного, у тебя появятся новые друзья, ты станешь самостоятельным’’. Родителям надо понять, что в школе ребенка ждут, но помнить о том, что он будет в коллективе и настраивать его на это тоже», — сказала она.
По словам педагога, незрячему первокласснику надо знать: если вопрос задают всем детям в классе, то этот вопрос касается и его, а если задают вопрос конкретному школьнику, то он в этот момент должен промолчать.
С другими советами и со списком необходимых ребенку тифлосредств можно ознакомиться на сайте школы-интерната № 1 им. К. К. Грота по ссылке.