Казалось бы, салонные бальные танцы — медленный вальс, бойкие кадриль и полька — дела давно минувших дней. Однако какая девушка откажется от возможности попасть в сказку, где в пышном платье и под красивую музыку можно покружиться в танце? А что если такие балы будут доступны для всех — как для людей с нарушением зрения и слуха, так и для ребят на колясках? Не сказка — реальность. В Самаре уже более восьми лет проводят инклюзивные балы, в которых участвуют все желающие.
Этот проект получил название «Инклюзивные балы России». Корреспондент портала «Особый взгляд» Владимир Васкевич пообщался с его организаторами, хореографами и участниками.
Балы для всех
Идея инклюзивных балов родилась в Самаре в 2014 году — благодаря партнерству Алексея Транцева, директора Инклюзивного ресурсного центра, Екатерины Сизовой, руководителя Студии инклюзивного творчества, и постановщика бальных танцев Сергея Болдырева.
В то время Алексей развивал в регионах молодежные инклюзивные практики, главной целью которых была не помощь человеку с инвалидностью, а совместная деятельность молодежи с инвалидностью и без нее, направленная на конкретный яркий результат. Идея бальных танцев подходила как нельзя лучше: красиво, эффектно, массово.
«Первый инклюзивный бал был экспериментом, потому что было слабое понимание, как адаптировать салонные бальные танцы под потребности людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, участников на колясках и с ментальными особенностями. Именно эти целевые группы стали первыми на наших балах. Честно говоря, эффект от первой репетиции, в которой приняли участие около 30 человек, был шоковым, но это желания у Алексея, Екатерины и Сергея не отбило. Здесь и сказался их опыт: Сергей прошел международную школу бальных танцев, к тому времени ставил балы по всей стране, а Алексей и Екатерина прекрасно знали, как работать с людьми с инвалидностью разных категорий. Выдохнули после первой пробы и продолжили делать дальше», — рассказала Лидия Ванюкова, менеджер проекта «Инклюзивные балы России».
Спустя время организаторы увидели первые плоды: все уже умели двигаться по залу, научились слышать музыку и ритм, а самое главное — увлеклись процессом настолько, что были готовы приезжать на репетиции несколько раз в неделю. Организаторы уверились в том, что исторические салонные бальные танцы возможно адаптировать.
«После первого бала участники и организаторы были крайне воодушевлены, а когда один из участников спросил, когда будет следующий бал, сомнений не осталось: данная инклюзивная практика будет продолжать свое развитие», — сказала Лидия Ванюкова.
Как сделать бал доступным
Когда число желающих попасть на бал начало расти, перед организаторами встали новые задачи: нужно было искать помещение, где одновременно смогут танцевать и вальсировать около ста человек.
«Каждый инклюзивный бал — красивая сказка и грандиозное событие, которое украшает наш город. Особенно приятно смотреть, как осуществляются мечты девушек, ведь каждая желает надеть на себя пышное платье, покружиться в танце и почувствовать себя королевой на этом балу. Но чтобы сказка стала реальностью, до бала организаторам приходится много поработать. Пока участники репетируют новые танцы, мы ищем и согласовываем площадки, при необходимости привозим свою технику, чтобы сделать их доступными. Отдельно ведется большая работа с волонтерами. Для них подготовка к балу начинается еще задолго до танцев. Ведь волонтер должен не только помочь в подготовке, но и научиться взаимодействовать с любым участником праздника вне зависимости от его ограничений и возможностей», — рассказал Виктор Тимаков, сотрудник Инклюзивного ресурсного центра и организатор инклюзивных балов.
Ежегодно в Самаре проходят два бала. Во время подготовки организаторы набирают волонтеров и проводят для них обучение по правилам инклюзивного взаимодействия с людьми на колясках, с незрячими и глухими участниками, с людьми с ментальными особенностями. На самом празднике волонтеры не только помогают в организации, но и присоединяются к танцующим — становятся полноценными участниками действа.
Вскоре столь красочное и необычное событие привлекло и партнеров. Организаторы, например, находили тех, кто помогал с арендой платьев для дам и костюмов для кавалеров. Проект поддержал Фонд президентских грантов и ряд компаний, в том числе Сбербанк.
«Мы изначально поставили себе задачу сделать этот праздник возможным для каждого. Сначала мы сомневались, получится ли это у нас, потом прошло балов пять-семь — и сейчас никого не удивишь, если даже при переходе образуется пара, где один из участников не видит, а второй танцует на коляске. Кстати, на балах как-то прижилось коляски называть каретами, а еще на некоторых балах мы выбираем короля и королеву праздника. Этого события ждут абсолютно все участники», — рассказал Виктор Тимаков.
Как танцевать вслепую
Когда организаторам поступил запрос на участие от незрячих людей, они сразу взялись за работу.
«Опытным путем мы поняли, каким было одно из главных отличий наших инклюзивных танцев от обычных бальных. Мы отказались от смены партнера во время бала. Своих дам и кавалеров участники узнают заранее — для этого мы с коллегами стараемся подобрать наиболее подходящие пары по росту, сочетанию ограничений и их возможностей. Но при желании никогда не препятствуем, если они захотят танцевать с кем-то другим», — сказал Даниил Кицаев, хореограф проекта «Инклюзивные балы России».
Эта особенность оказалась актуальна для незрячих участников. Во время репетиций танца парам нужно отработать элементы настолько, чтобы чувствовать друг друга, даже если один из партнеров не видит. Во время танца партнер без нарушения зрения, даже если он на коляске, является ведущим, при необходимости он дает голосовые команды, которые помогают незрячей даме или кавалеру сориентироваться.
«Подготовка пары с незрячим участником всегда занимает больше времени и требует индивидуальной работы. Мы стараемся в такие пары ставить наших самых опытных танцоров. Они и хореографы показывают незрячему человеку движения, при необходимости сами встают в нужные танцевальные позы и дают возможность человеку с нарушением зрения потрогать, как должны располагаться руки и ноги, какой должен быть наклон корпуса, какова динамика движения и так далее. Поначалу во время движения зрячий партнер дает голосовые комментарии, чтобы незрячий понимал суть происходящего, а при необходимости и отсчитывает ритм танца, так как ритм музыки и танцующих может не совпадать, а двигаться нужно в общем потоке, при этом соблюдая фигуры танца», — поделился опытом Даниил Кицаев.
Первое знакомство с бальным танцем начинается с медленного вальса, он наиболее прост для освоения. Обязательно изучаются полонез и полька, а со временем танго, фигурные вальсы и более сложные танцы.
«В процессе обучения наших незрячих танцоров мы столкнулись с тем, что незрячему сложно передать красоту движения. Например, с Ариной (участница с нарушением зрения. — Прим. ред.) мы долго работали над таким элементом, как поднятие рук — когда они взмывают, как крылья птицы. Долгое время получался какой-то роботизированный самолет. Потом были сложности с изяществом поклона, но многочисленные тренировки и упорство Арины сделали свое. Теперь она бессменный участник последних балов», — рассказал Илья Ивочкин, администратор инклюзивных балов.
Илья пришел в инклюзивный проект в качестве волонтера. В его семье есть люди с инвалидностью, и ему было интересно глубже понять силу инклюзии и нюансы взаимодействия с участниками с разными ограничениями по здоровью. Танец стал идеальным для этого инструментом. Со временем Илье стали доверять самых сложных новичков, а спустя год он стал лучшим волонтером инклюзивных балов и был приглашен в команду организаторов.
«Мне очень повезло с партнером, так как Илья к тому времени уже обладал опытом участия в нескольких балах. Сначала я чувствовала себя крайне неуклюже, думала, что оттопчу всем ноги, но чудесная атмосфера танца, взаимопонимания и доверия на площадке репетиции сделали свое. Я раскрепостилась, у меня стали получаться разные элементы. Я даже стала предлагать свои советы хореографам, как лучше обучать незрячих. Я просила всех при переходах в танцах говорить: ’’Я здесь’’, чтобы, когда я двигаюсь одна, мне было не так сложно понять, где кто стоит, по голосу прийти именно к своему партнеру. Когда мы двигаемся в колоннах (дамы — в своей, кавалеры — в своей), девушки уже знают, что я не вижу, при необходимости они легкими движениями поправляют, если я начинаю выбиваться из колонны», — рассказала участница балов с нарушением зрения Арина.
Организаторы также отмечают, что балы — это не только танцы, но и этикет общения, умение дарить друг другу комплименты, новые знакомства. Каждый из участников во время праздника учится быть галантным и эффективно взаимодействовать с другими.
«Сергей Болдырев создавал этот праздник, чтобы каждый получил свой шанс выйти из комнаты, шанс оказаться в обществе равных себе. Он любил часто повторять: ’’Все это делается для того, чтобы на один вечер сказку сделать явью’’. В прошлом году Сергея не стало, это было жестоким ударом для всех нас. Но остались прекрасные балы, в процветание которых Сережа вложил всю свою душу, они нашими общими усилиями продолжают свое развитие. Мы хотим, чтобы эта сказка повторялась как можно чаще и для большего количества людей из разных регионов России», — сказала Лидия Ванюкова. В память о Сергее Болдыреве на балах исполняется танец, названный в его честь.
Инклюзивные балы — в каждый город
Идея инклюзивных балов не уникальна, отмечают организаторы. Но именно в Самаре эта инициатива превратилась в регулярный проект и приобрела большую массовость. С 2014 года здесь прошли 14 балов, в них приняли участие более тысячи человек из 50 регионов России.
«Мы стараемся следовать главным принципам инклюзии: людей с инвалидностью у нас около трети из всего числа участников, а все танцоры учатся вместе на равных для того, чтобы достичь конечного результата, а бал превратить в событие, которое запомнится на всю жизнь. Поблажек никому не даем, но и тех, у кого бы совсем ничего не получилось, пока нет. Все доходят до своего первого бала. А дальше кто-то ставит точку, а кто-то танцует с нами уже несколько лет», — сказал Виктор Тимаков.
Для обмена опытом организаторы стали приглашать на балы участников из других регионов. На время репетиций желающим оплачивалось проживание в гостинице и питание. В Самару потянулись участники из разных городов — от Калининграда до Уссурийска.
«За несколько лет к нам приехали участники более чем из 50 регионов РФ, все остались впечатлены волшебством инклюзивного бала. Вдохновленные, они уезжали к себе, а потом писали нам, когда будет другой бал. Так мы поняли, что со временем Самара просто не справится с потоком желающих, а для масштабирования проекта надо начинать организовывать инклюзивные балы в других регионах», — рассказала Лидия Ванюкова.
Сотрудники Инклюзивного ресурсного центра стажировали будущих организаторов на своих площадках, при необходимости и выезжали на место — в другой регион. Инклюзивные балы прошли в Ярославле, Вологде и в других регионах. Идея инклюзивного бала превратилась в социальную франшизу, которая стала распространяться по всей России.
«В прошлом году нам пришла идея организовать одновременно несколько балов по всей стране. Нам захотелось, чтобы люди вместе танцевали в Поволжье, в Сибири, в других регионах страны. Так появился проект ’’Инклюзивные балы России’’, который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Сейчас ведется активная работа с партнерами в разных городах, организуются выездные тренинги и мастер-классы от наших хореографов для того, чтобы 2 декабря 2022 года в нашей стране впервые состоялось самое масштабное инклюзивное бальное событие», — сказала Лидия Ванюкова.