Ровно год прошел с тех пор, как во время прямой линии к президенту Владимиру Путину обратилась незрячая девочка из Майкопа. Она попросила включить в список технических средств реабилитации (ТСР) для людей с нарушением зрения дисплеи Брайля. Глава государства с ней согласился и дал соответствующее поручение правительству. Несмотря на это, долгое время людей с инвалидностью по зрению в список получателей дисплея Брайля не включали.
В июне этого года Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило приказ, согласно которому брайлевские дисплеи начнут выдавать незрячим детям старше шести лет. Но это, считают эксперты, должно стать промежуточным этапом — дисплеями в конечном итоге нужно обеспечить всех, кто в них нуждается.
«Особый взгляд» попытался разобраться, в чем основная сложность с включением брайлевских дисплеев в список ТСР для людей с инвалидностью по зрению.
Что такое дисплей Брайля и почему его сложно купить самостоятельно
Дисплей Брайля — устройство, предназначенное для ввода и вывода отображаемой на экране компьютера информации рельефно-точечным шрифтом. С его помощью незрячие и слабовидящие пользователи могут не только читать электронные книги, но и работать с текстовыми редакторами, заполнять таблицы, вести переписку в мессенджерах, заниматься интернет-серфингом.
Брайлевский дисплей помогает людям с нарушением зрения учиться и трудиться. Он может стать незаменимым помощником в работе незрячих переводчиков, программистов, преподавателей, журналистов, социальных менеджеров и других специалистов. Использование его при обучении школьников и студентов с нарушением зрения заметно повышает качество процесса.
Однако далеко не каждый человек с нарушением зрения может купить дисплей самостоятельно. Цена на устройство начинается от 100 тысяч рублей, при этом на рынке есть модели, стоимость которых достигает миллиона рублей.
С января 2018 года брайлевский дисплей как ТСР начали получать люди с одновременным нарушением зрения и слуха (острота зрения единственного или лучше видящего глаза до 0,04 с коррекцией в сочетании с нарушением слуха III, IV степени), но для незрячего человека с хорошим слухом устройство по-прежнему недоступно.
Стихи, таблицы, упражнения
Фото для коллажа: www.smartaids.ru
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На оранжевом фоне с белым контурным кругом — брайлевский дисплей. Он по цвету и дизайну идентичен тому, что описан ранее, но меньше по размеру. Под восемью крупными клавишами вверху панели — строка из 14 ячеек с восемью точками. Под ними — большая прямоугольная клавиша.
«Дисплей Брайля остро необходим не только слепоглухим людям, но и незрячим», — сказал Владислав Паняев, незрячий студент кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Он продолжил: «Разница между прочтением текста руками и его прослушиванием огромная. При восприятии текста на слух можно не понять отдельные слова и тогда придется прослушивать их по символам. Это неудобно».
Дисплей Владиславу купили родители, когда он учился в школе. Первым, что он прочитал при помощи устройства, стало стихотворение Владимира Маяковского. Молодой человек заметил, что скорость чтения при этом у него не снизилась, а вот качество стало гораздо выше. Владислав отметил удобство дисплея Брайля при чтении поэтических и научных текстов, таблиц и анкет, с которыми ему регулярно приходится работать в университете.
«Конечно, напечатанные книги приятно читать, ощущая особый запах бумаги. Дисплей Брайля не способен передать эти впечатления, но ведь есть разница между чтением книги на мониторе компьютера и чтением ее бумажного аналога, и это надо просто принять», — сказал он.
Ученик 9 класса школы-интерната для слепых детей в Москве Владимир Макаров считает, что дисплей Брайля незаменим при изучении иностранных языков. «Упражнения и тексты на английском языке можно найти в интернете и читать их при помощи брайлевской строки. Понятно, как слово пишется и не надо прослушивать его по символам», — сказал он.
По словам Владимира, дисплей Брайля удобен тем, что позволяет читать большие литературные произведения в любом месте. Кроме того, благодаря гаджету нет необходимости брать домой из библиотеки книги, напечатанные шрифтом Брайля. Владимир добавил, что стоимость дисплея Брайля ему кажется огромной, у его родителей нет возможности самостоятельно купить устройство.
Незрячий Николай Антонцев, учащийся Профессионально- реабилитационного центра «Доступная среда», считает, что ElBraille (портативное устройство, состоящее из док-станции и тактильного дисплея Брайля) помог ему успешно пройти практику, во время которой необходимо было организовывать досуговые мероприятия, в том числе готовить доклады об известных деятелях искусства и литературы. Он читал тексты на брайлевской строке ElBraille и одновременно с этим самостоятельно загружал видео и аудиофайлы.
Незрячий преподаватель компьютерной грамотности Николай Хлудов уверен: дисплей Брайля в первую очередь необходим тем, кто работает с текстами. «Устройство незаменимо в шумных местах, например, с ним легко работать в вагонах метро или в студенческих аудиториях, где неуместно использовать говорящие громко синтезаторы. Кроме того, есть люди, которые просто любят читать по Брайлю, у которых основной канал восприятия — тактильный, а не слуховой», — сказал Николай.
Николай считает, что дисплей Брайля нужно включить в перечень ТСР, выдавать бесплатно или компенсировать часть его стоимости людям с инвалидностью по зрению, но не всем. «Есть люди, которые не знают шрифт Брайля, а есть те, кто заведомо не будет пользоваться этим устройством», — сказал он.
Николай добавил, что с удовольствием бы пользовался дисплеем Брайля, если бы он у него был: «При помощи брайлевской строки легко контролировать то, что пишешь. И если бы у меня было такое устройство, качество моей жизни однозначно было бы выше».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Дисплей Брайля в фиолетовом корпусе с длинным рядом черных
Официальное мнение
О необходимости включения дисплея Брайля в список ТСР для людей с инвалидностью по зрению благотворительные фонды, НКО и сами незрячие люди говорили давно. Так, в 2020 году фонд «Со-единение» обратился в Минтруд с предложением выдавать устройства тотально незрячим людям с инвалидностью трудоспособного возраста, которые владеют рельефно-точечным шрифтом и заняты в профессиях, подразумевающих интеллектуальный труд.
«Исходя из специфики их работы, брайлевский дисплей должен значительно облегчить трудовой процесс и позволить наладить связь с окружающим миром. Кроме того, дети-инвалиды с полной (тотальной) слепотой также нуждаются в данных устройствах, необходимых им в учебном процессе», — сказала тогда изданию «Такие дела» исполнительный директор фонда Наталья Соколова.
Еще раньше — в 2018 году — незрячая журналистка Вероника Филиппова создала соответствующую петицию. «Принятие же подобных изменений (включение людей с инвалидностью по зрению в список получателей дисплея Брайля. — Прим. ред.) существенным образом изменит качество и уровень жизни незрячих людей, занятых в области интеллектуального труда, а многие смогут без труда найти себе работу, получать заработную плату и жить несколько лучше, нежели это происходит сейчас. Я прошу не только для себя, но и для тех, кому это действительно важно и нужно», — писала она. Петицию подписали около 100 тысяч человек.
С мертвой точки дело сдвинулось во время прямой линии президента России Владимира Путина в 2021 году. Именно тогда он дал поручение проработать вопрос включения дисплеев в список ТСР. Подробностей — кому их будут выдавать и на каких условиях — на тот момент не было. В феврале этого года в пресс-службе Министерства труда РФ порталу «Особый взгляд» сообщили, что в первую очередь предлагается обеспечить дисплеями Брайля детей.
«Дети-инвалиды по зрению, обучающиеся в специальных образовательных учреждениях (дошкольного, школьного и профессионального образования), обучаются владению шрифтом и азбуке Брайля. Брайлевский дисплей и программное обеспечение экранного доступа позволяют сформировать навыки письменной речи и обеспечить доступ к электронной информации. Поэтому в первую очередь предлагается обеспечить дисплеями детей-инвалидов с изолированным нарушением сенсорной функции (зрения)», — сказали в пресс-службе.
В июне стало известно, что министерство подготовило приказ № 288н, согласно которому дисплеи начнут выдавать незрячим детям старше шести лет. Он вступит в силу с 21 июня 2022 года.
«Обеспечение людей с инвалидностью средствами реабилитации осуществляется территориальными отделениями ФСС, а в Москве — Департаментом соцзащиты. Также граждане с инвалидностью смогут получить компенсацию, если приобрели изделие самостоятельно, или использовать электронный сертификат. При включении дисплея и программного обеспечения в перечень ТСР, которые предоставляются за счет государства, граждане смогут воспользоваться всеми этими тремя способами для получения дисплеев и программного обеспечения», — добавили в пресс-службе.
Однако студенты и взрослые люди с нарушением зрения, знающие Брайль, получить дисплей бесплатно по-прежнему не смогут.
Нужна общественная заинтересованность
Фонд «Искусство, наука и спорт» неоднократно поднимал вопрос о необходимости включения дисплеев Брайля в список ТСР для всех незрячих людей. Просьбы поспособствовать этому поступали в фонд с 2017 года. На заседании Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере под председательством Татьяны Голиковой в 2021 году фонд представил доклад с конкретными предложениями по внесению в список получателей брайлевского дисплея инвалидов по зрению.
На заседании директор фонда Фатима Мухомеджан отметила, что одним из важнейших условий для эффективного непрерывного образования людей с ОВЗ и инвалидностью является доступность технических средств реабилитации.
«Благотворительный фонд ’’Искусство, наука и спорт’’, будучи экспертом в области поддержки людей с инвалидностью по зрению, предлагает провести работу по обеспечению дисплеями студентов вузов и СПУ, а также с целью оптимизации государственного бюджета сформировать четкие критерии оценки отбора кандидатов на получение дисплеев», — предложила Фатима Мухомеджан, добавив, что далеко не все люди с инвалидностью по зрению владеют шрифтом Брайля, поэтому многим потребуется подготовка.
«Это очень удобно (выдавать дисплеи школьникам. — Прим. ред.), так как не нужно применять системы оценки. Такой школьник с большей вероятностью знает Брайль и будет использовать дорогое устройство. Дело осталось за малым — придумать, как регламентировать выдачу дисплеев взрослым незрячим, которые хотят его использовать. Мы стоим на своем: выдавать их необходимо! Но нужна так или иначе оценка. Не все люди с ОВЗ по зрению знают шрифт Брайля, да и по-хорошему — не все хотят гаджетом пользоваться. Наша идея: выдавать по запросу тем, кто знает Брайль и готов предоставить обоснование необходимости в использовании. Так и бюджетные средства получится сэкономить, и удовлетворить тех, кому гаджет действительно нужен», — написала руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева в своем телеграм-канале.
Владимир Плехов, заместитель руководителя программы, считает, что крайне важна общественная заинтересованность в вопросе. «Для нас важен не факт включения дисплеев Брайля в перечень ТСР для инвалидов по зрению, а факт их получения людьми, которым это необходимо. Фонд ''Искусство, наука и спорт'' — независимым инициатор, способствующий продвижению этого вопроса. Преодолеть трудности способен катализатор в виде общественной заинтересованности, и наша команда является таким вот катализатором, стремящимся помочь людям с нарушением зрения повысить качество жизни», — сказал он.
По словам Владимира Плехова, для расчета необходимой суммы на закупку дисплеев Брайля для незрячих людей органы власти скорее всего используют простой механизм: умножают общее число людей с инвалидностью первой группы по зрению на стоимость одного дисплея. В результате получается огромная сумма, тратить которую государство в ближайшие годы не планировало. На деле же, по его словам, дисплеи Брайля нужны далеко не всем людям с нарушением зрения.
«Мы как фонд знаем, кому из числа незрячих людей, реально необходимы дисплеи Брайля. Количество таких людей гораздо меньше, чем общее количество людей с первой группой инвалидности по зрению. К примеру, дисплей Брайля не нужен тем, кто не знает шрифт Брайля и не имеет навыков работы с компьютером. В первые годы таких людей будет процентов десять от общего количества незрячих россиян. За дисплеем Брайля пойдут пока только молодежь, студенты, школьники, которым устройство нужно для обучения, и те, кто работает с потоком информации», — подчеркнул Владимир Плехов.
Он добавил, что программа «Особый взгляд» предложила правительству и своим партнерам, работающим с незрячими людьми, помощь в том, чтобы «дисплеи Брайля оказались именно у тех, кому они действительно нужны».
Помимо этого, команда фонда готова взять на себя популяризацию шрифта Брайля. По словам Владимира Плехова, раньше источниками получения информации на шрифте Брайля были региональные библиотеки слепых и школы-интернаты. Теперь же, когда незрячие люди смогут бесплатно получить гаджет, им захочется научиться им пользоваться.
«Мы предлагаем создать под эгидой ’’Особого взгляда’’ на базе библиотек для слепых центры компетенций для желающих изучать шрифт Брайля, это может быть важно для поздно ослепших людей и для тех, кто не попал в систему традиционного образования школ-интернатов. Нас уже поддержало большое количество региональных библиотек для слепых. Кроме того, такие центры помогут минимизировать бюрократические трудности при получении брайлевского дисплея. Приходя в библиотеку для слепых, незрячие люди получат простое заключение о том, что они владеют шрифтом Брайля и, возможно, навыками работы с дисплеем Брайля, который есть в каждой библиотеке. Это заключение может быть учтено комиссией МСЭ при оформлении ИПРА», — сказал Владимир Плехов.
Таким образом, по его словам, программа «Особый взгляд» готова содействовать органам власти не только в подсчете количества людей, реально нуждающихся в дисплее Брайля, но и включиться в механизм социально-государственного партнерства.
В рамках программы «Особый взгляд» в июле стартует литературный конкурс, победители которого получат дисплеи Брайля. Поучаствовать в нем смогут люди с нарушением зрения от 18 лет. Это позволит поддержать людей с нарушением зрения, которые пока не имеют возможности получить дисплей в рамках государственной поддержки.