С появлением программ экранного доступа незрячие люди смогли не только пользоваться всеми возможностями компьютеров и смартфонов, но и разрабатывать для них программное обеспечение. Выучиться на программиста можно в любом вузе или колледже, где есть соответствующий факультет. Принципам доступного образования следуют, например, на факультете информационных технологий Московского государственного психолого-педагогического университета. Именно о нем и пойдет речь в этом материале.
Уникальный опыт
На факультете информационных технологий в МГППУ студентов с нарушением зрения учат разбираться в устройстве локальных и интернет-сетей, программировать, управлять базами данных.
По его словам, опыт факультета уникален: учебные материалы печатаются шрифтом Брайля регулярно — с учетом того, что они постоянно обновляются. Преподаватель может рекомендовать студентам для изучения предмета любой учебник, и он будет напечатан шрифтом Брайля. Учебные аудитории оснащены компьютерами с программами экранного доступа и дисплеями Брайля. Помещение университета адаптировано для студентов с инвалидностью с учетом госстандартов: названия кабинетов и направляющие промаркированы шрифтом Брайля, на стеклянных дверях есть яркие желтые кружки.
«Табличками со шрифтом Брайля незрячие студенты пользуются только первое время обучения. Они быстро привыкают к новому помещению и уже не обращают внимания на тактильные маркеры», — добавляет Владимир Вячеславович.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Молодой человек сидит за деревянным столом перед открытым ноутбуком. На белом экране цветные диаграммы, графики и черные надписи на английском языке. В левой руке он держит планшет, на белом экране которого открыт календарь.
Специально для студентов с нарушением зрения на факультете проводят дополнительные занятия по разным предметам. Преподаватели иногда читают лекции так, как привыкли, — без учета того, что их слушают незрячие студенты. И если студенты с нарушением зрения не поняли тему, то могут получить объяснение на дополнительных занятиях. Владимир Вячеславович отмечает, что учащиеся нуждаются в них только на первом курсе, а дальше привыкают общаться со сверстниками и вместе с ними разбирать новый материал.
Группы на факультете смешанные: студенты с ОВЗ обучаются в тех же группах и на таких же условиях, как и учащиеся без физических ограничений. Четверть от всех студентов университета составляют ребята с инвалидностью, обычно на факультете информационных технологий обучаются
Общежития у МГППУ нет. Проблема проживания молодых людей, приехавших на обучение из других городов, решается индивидуально: у кого-то есть возможность арендовать квартиру, кто-то может жить у родственников.
«Был период, когда незрячие студенты жили в общежитии других вузов-партнеров МГППУ и в гостинице университета, предназначенной для гостей конференций из других городов. Но отдельного общежития у вуза нет и абитуриенты с нарушением зрения должны это учитывать при поступлении», — говорит Владимир Вячеславович.
Зачисление абитуриентов с ОВЗ на факультет «Информационные технологии» происходит по результатам ЕГЭ или после сдачи внутренних экзаменов, перечень которых может меняться в зависимости от решения приемной комиссии. Актуальную информацию о вступительных экзаменах можно получить по ссылке.
По словам Владимира Вячеславовича трудоустройством выпускников занимается соответствующий отдел, но иногда возникают сложности.
«Формально мы говорим, что все наши выпускники трудоустроены, но, конечно, проблемы с трудоустройством у некоторых ребят бывают. В университете есть отдел, который занимается трудоустройством выпускников, но все зависит главным образом от них: если студент не ленился, а учился хорошо, то с трудоустройством проблем у него не будет. Наши незрячие выпускники работают в ’’Яндексе’’, в Сбербанке, в Министерстве внутренних дел, в коммерческих компаниях и даже на руководящих должностях. Большинство студентов понимает, зачем идет учиться и после окончания вуза находит работу», — отмечает доцент.
О чем говорят студенты
«Я поступил на факультет информационных технологий МГППУ три года назад. Информатика была моим самым любимым предметом в школе, я проходил различные программы, например „Шаг в профессию“ от „БФ Действуй“, где мне удалось получить знания по базам данных, а затем пройти стажировку по направлению Data Engineering. Все это помогло определиться с тем, что я хочу связать себя с информационными технологиями. Что касается выбора вуза, то скорее всего я выбрал его из-за того, что в нем уже обучались и обучаются другие незрячие. В случае необходимости можно всегда обратиться к старшекурснику и получить релевантный совет по нужному вопросу, узнать, как он в свое время справлялся с этой задачей. Это очень помогло мне при обучении», — рассказывает незрячий студент Всеволод Попов.
По словам Всеволода, сложностей при поступлении на факультет он не испытал, а вот во время учебы на первом курсе проблемы возникли. Преподаватель одного из математических предметов не умел работать с незрячими людьми, материал объяснял непонятно и готовиться по нему было сложно. Молодому человеку стало легче учиться только на втором курсе, когда этот предмет закончился.
Всеволод добавляет, что с одногруппниками отношения у него сложились не так, как хотелось бы: «Когда мне нужна помощь с материалами и с некоторыми аспектами, например, с предметом по графическим системам, я очень часто получаю молчание и игнорирование в ответ на просьбу помочь. Я же всегда стараюсь помочь, если меня об этом просят».
А вот преподаватели в случае необходимости всегда оказывают помощь и поддержку. «Преподаватели присылают мне код программ, потому что мне удобнее читать его после пар, а не следить за словами преподавателя во время занятий. Но есть и преподаватель, который не умеет работать с незрячими. Каждый раз спрашивая, есть ли в группе ’’невидящие’’, он начинает по сотому разу объяснять код программы. Казалось бы, можно было после пары открыть код и исследовать его, понять, какое задание нужно сделать, но код у данного преподавателя нечитаемый. По этой причине невозможно понять, какое задание нужно сделать, оно остается невыполненным, либо приходится додумывать своими силами, что не всегда в итоге может быть правильным», — рассказывает Всеволод.
Здание университета, по словам молодого человека, доступно для незрячих людей, есть распечатки шрифтом Брайля по математическим и некоторым другим дисциплинам. «На факультете мне нравится то, что преподаватели, пусть не все, но многие, стараются помогать при необходимости. А не нравится то, что незрячим студентам преподаются предметы, которые им не нужны. Например, предметы по практическому применению графических систем. По этой причине возрастает нагрузка при подготовке к сессии и страх не сдать предмет из-за того, что подготовка происходит посредством описаний функций, но само программное обеспечение мы использовать никогда не сможем, а, соответственно, и не поймем до конца, о чем идет речь», — добавляет Всеволод.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом экран белого ноутбука. На черном фоне желтые и красные строки программного кода.
Слабовидящий выпускник факультета Константин Рыжинков рассказывает, что после выпуска из университета ему было сложно найти работу, в итоге он устроился в сам МГППУ. Константин занимается разработкой и развитием интернет-проектов.
«Я благодарен университету за предоставленное качественное профильное высшее образование. Хочется отметить, [в университете] квалифицированные преподаватели, компьютерные классы оборудованы ЭВМ, оснащенными программами экранного доступа», — отмечает Константин Рыжинков.
Незрячий выпускник МГППУ Павел Попко работать по специальности начал уже на третьем курсе обучения.
«Компьютерами я увлекался с детства, когда встал вопрос о том, куда я буду поступать после окончания школы, понял, что мне хотелось бы в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность с компьютерными технологиями. Значит, обучаться мне надо в этом направлении. Моя школа была как-то связана с МГППУ, преподаватели которого проводили со старшеклассниками встречи и приглашали на обучение на факультет информационных технологий. Университет был молодой, активный, в котором училось несколько моих знакомых. Кроме того, вуз был готов к обучению слабовидящих и незрячих студентов, для которых учебный материал был доступен. Последнее меня особенно привлекало. В итоге я поступил в МГППУ без экзаменов, так как стал победителем организованной им олимпиады. Мне хотелось изучать системное администрирование, настройку компьютеров, но, вопреки моим ожиданиям, все это не входило в учебную программу. Будучи на третьем курсе, я прошел платное обучение в учебном центре ’’Специалист’’ по тому направлению, которое меня интересовало. Это позволило мне очень скоро найти работу приходящим системным администратором в небольшой мебельной фирме. Конечно, сначала я был оформлен не на полную ставку, а вот уже на пятом курсе вышел на полный рабочий день», — рассказывает Павел Попко.
После получения диплома Павел продолжил профессиональную деятельность в области системного администрирования. Он несколько раз менял место работы, пять лет, например, проработал системным администратором в одной из медиакомпаний. После того, как его зрение резко снизилось, ему пришлось оставить полюбившееся место работы. После перерыва и неудачных попыток трудоустроится по специальности без остатка зрения, Павел начал сотрудничать с департаментом информационных технологий Москвы, который на тот момент разрабатывал доступное приложение для вызова экстренных служб. Вскоре Павла приняли на работу в Сбербанк, где он трудится до сих пор — занимается развитием цифровой доступности.
Читайте также:
Куда пойти учиться: Российская государственная специализированная академия искусств в Москве
«Факультет выделяется тем, что на нем обучается много студентов с инвалидностью по зрению. Здесь создана специальная лаборатория, которая обеспечивает процесс обучения незрячих и слабовидящих студентов: шрифтом Брайля издается учебная литература, в том числе материалы по математике, которую трудно воспринимать на слух», — говорит Владимир Вячеславович Соколов, доцент кафедры прикладной математики и заведующий лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения.