Не на полный день: какую подработку найти человеку с нарушением зрения

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. В светлом помещении на столе стоит открытый ноутбук. Руки мужчины лежат на клавиатуре.

Какую подработку найти человеку с нарушением зрения? Некоторые профессии позволяют трудиться из любого места и в любое время, лишь бы соблюдались сроки выполнения работы, а результат был качественным. «Особый взгляд» составил список таких специальностей.

Транскрибатор

Тифлокомментарий: цветная фотография. Большое панорамное окно. Мужчина в наушниках сидит за столом перед монитором. Заходящее солнце освещает комнату.

Транскрибация — перевод устной речи в текст. Транскрибация используется для перевода в текстовый формат аудио- и видеозаписей различных встреч, публичных выступлений, конференций, интервью и многого другого. Это нужно для того, чтобы содержание речи можно было обрабатывать: редактировать или анализировать. Запись передается транскрибатору, затем он ее прослушивает и набирает текст на компьютере.

Незрячая журналистка Анастасия Павлюченкова, которая занимается транскрибацией уже более пяти лет, рассказывает: «Для меня это основной заработок. Главные преимущества — это в первую очередь свободный график. Можно работать в любое время, главное — сдавать заказ вовремя. У меня маленький ребенок, поэтому это очень удобно. Ну и, конечно, то, что я не привязана к конкретному месту. Я живу в Белоруссии, но основная часть работы поступает из России.

Первый заказ я получила из издательства. Там было два задания, и они предложили одно из них на выбор. Когда я уже на следующий день отправила работу, они очень удивились и предложили выполнить и второе тоже.

В этой деятельности очень важна репутация. Многие заказчики не хотят работать ни с кем, кроме того, чья работа им нравится. Даже когда я не могу взять заказ и предлагаю кого-то из своих знакомых, то клиент отказывается и говорит, что подождет, когда я освобожусь, или передает кому-то другому сам.

Сейчас у меня три клиента на постоянной основе и несколько таких, которые выходят на связь периодически. Конечно, так было не всегда. Когда я начинала, иногда не было заказов по полгода.

В среднем за рабочий день (8 часов) я расшифровываю примерно полтора часа записи. Но это, конечно, сильно зависит от качества звука, дикции говорящих и многого другого.

Когда я начинала, стоимость одного часа записи была одна тысяча рублей. Сейчас я беру немного больше. Также могу повысить стоимость в полтора раза, если заказ срочный или запись плохая, но все всегда зависит от конкретного случая.

Конечно, для этой работы важны скорость набора текста и внимательность. Необходимо также тренировать память. Чем больший кусок записи вы запомните, тем быстрее сможете расшифровывать. Не стоит забывать и о грамотности, текст с ошибками заказчик не примет. Важно понимать, что транскрибатор не редактор. Ни в коем случае нельзя интерпретировать сказанное, важно точно передавать содержание и смысл».

Копирайтер

Копирайтинг — написание текстов. Это могут быть информационные статьи, посты в блоги и разделы каталогов, тексты для продвижения в поисковых системах и многое другое. Здесь открывается полная свобода действий. Вы можете выбрать конкретное направление, а можете писать тексты на любые темы, предварительно хорошенько их изучив.

О работе копирайтера рассказала незрячий филолог из Риги Анастасия Проскурякова: «Копирайтинг сейчас мое основное занятие, хотя иногда я занимаюсь переводами и транскрибацией. Первые заказы стала брать еще когда была студенткой, но их было немного — скорее для опыта, чем для заработка.

В этой работе первостепенное значение имеет качество текста. Он должен приносить именно тот результат, которого хочет клиент.

Заработок копирайтера может быть довольно высоким, но при условии, если вы готовы много работать, особенно в первое время. Например, недопустимо наличие в тексте фактических ошибок, всю информацию необходимо проверять. Если тема незнакомая, то на это может уйти много времени.

Важно также учитывать специфику ресурса, на котором ваш текст будет публиковаться. Например, инстаграм позволяет написать текст до 2200 символов, и необходимо уместить суть в этот объем. Здесь также нет инструментов для форматирования, а если все будет написано сплошным текстом, то читателю будет трудно воспринимать такую информацию. Самый простой способ — разделять тематические отрезки пропуском строк вручную или использовать специальных ботов, которые форматируют тексты для инстаграма. Правда, они не все доступны для незрячего человека. И таких особенностей очень много.

Очевидно, что любой текст должен быть отформатирован, часто незрячие люди забывают об этом. Поскольку читать его будут люди без нарушения зрения, то это имеет огромное значение.

Копирайтер обязан писать грамотно, соблюдать стиль и логику. Важно не отправлять текст клиенту сразу, а прочитать его несколько раз. Еще лучше, если есть возможность дать прочитать кому-то еще.

Сейчас в интернете есть много предложений по написанию текстов. Существуют также копирайтинговые агентства, которые будут искать вам клиентов, но они забирают часть гонорара или взимают фиксированную периодическую плату за свои услуги».

Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Открытый ноутбук стоит на коленях сидящего человека. Правой рукой он водит по сенсорной мышке, левая приподнята над клавиатурой.

Менеджер социальных сетей

Обычно для обозначения этой профессии используется аббревиатура SMM, которая образована от английского названия social media manager. Не без оснований считается, что продвижение компании, продукта или услуги в социальных сетях является самым эффективным. Трудно представить себе организацию или предпринимателя, у которых не было бы страничек в соцсетях. Развитие социальных сетей — привлечение подписчиков, продажи и реклама — уже давно стало отдельной индустрией бизнеса.

Может ли незрячий человек заниматься продвижением в этой области и зарабатывать? Об этом рассказала слабовидящий менеджер социальных сетей из Красноярска Дина Степаненко: «Работа по продвижению в социальных сетях состоит из множества компонентов. Возможности, которые предоставляют разные ресурсы, очень многообразны, важно использовать их полностью. Также не стоит забывать о специфике каждой социальной сети. Например, ограничение количества символов в тексте.

Для каждого блога или страницы важен стиль. Если это личный бренд, то и упор следует делать на самом человеке, на том, как он выглядит, в каких ситуациях оказывается. Если продвижение продукта, то эта работа похожа на дизайн. Нужно показывать его максимально красиво и эстетично.

Публикации в социальных сетях — это не только текст и картинка. Во-первых, важно, как все это выглядит: цвета, шрифты, фон, эмодзи и т. д. Кроме того, важно не просто описывать или давать информацию, а вести диалог с подписчиками. Людям должно быть интересно взаимодействовать с ресурсом.

Также важно постоянно учиться, следить за тем, что модно и популярно. В социальных сетях все меняется с огромной скоростью — постоянно возникают новые тренды и появляются новые функции. Необходимо следить за тем, что делают коллеги.

Я думаю, что эта профессия недоступна для абсолютно слепого человека. Нужно очень много взаимодействовать с визуальной составляющей контента. Если только работать в тандеме с маркетологом, который будет оформлять идеи».