Кратко:
Среди европейских стран по числу людей с инвалидностью лидирует Латвия. Одной из приоритетных стратегий ее развития стало создание безбарьерной среды.
10.12.2025
Кратко:
Среди европейских стран по числу людей с инвалидностью лидирует Латвия. Одной из приоритетных стратегий ее развития стало создание безбарьерной среды.
Среди европейских стран по числу людей с инвалидностью лидирует Латвия. Одной из приоритетных стратегий ее развития стало создание безбарьерной среды.
«Особый взгляд» узнал у руководителя компании по созданию тактильных макетов и карт SOCINTEGRA Марии Кожариной и незрячего музыканта и эксперта по доступности Влады Хмелевска, как они помогают учреждениям культуры Латвии адаптировать свои площадки для посетителей с нарушением зрения.
В обществе слепых Латвии насчитывается около 12 000 человек с нарушением зрения, из которых 3 – 5% — тотально незрячие. Большинство из них проживает в районе Югла, он находится в восточной части Риги. Здесь расположены специализированная школа для детей с нарушением зрения, реабилитационный и культурно-досуговый центр, доступные магазины, кафе, а также многоквартирные дома.
«Действующих предприятий общества слепых на территории Латвии в настоящее время нет. Немногие незрячие люди работают в обществе слепых, в центре реабилитации, реже — на открытом рынке труда, к примеру, на выставке в темноте "Невидимый мир". В настоящее время государство поддерживает трудоустройство людей с инвалидностью, выплачивая им заработную плату в течение года после их выхода на работу в любую организацию. Через год организация в течение трех месяцев должна выплачивать зарплату сотруднику с инвалидностью из своего бюджета, а после этого или продолжать выплачивать зарплату из своих средств, или расторгнуть с ним трудовой договор. На сегодняшний день система субсидируемых рабочих мест для людей с инвалидностью в Латвии реализуется именно так. Незрячий человек может устроится на работу и не на субсидированное рабочее место, но для этого он должен быть высоко квалифицированным, самостоятельным, мотивированным специалистом и готовым работать лучше зрячих конкурентов. К примеру, я работаю концертмейстером в большом доме культуры в Риге. Я сама приезжаю на работу и качественно выполняю свои обязанности», — рассказала Влада Хмелевска.
По словам Влады, дети с нарушением зрения чаще всего обучаются в специализированной школе в районе Югла. В некоторых школах Латвии реализуется практика инклюзивного образования, в рамках которого дети с нарушением зрения получают образование вместе с детьми без инвалидности при поддержке тьютора. После окончания школы, по ее словам, многие молодые люди с нарушением зрения при поступлении в высшие учебные заведения выбирают гуманитарные специальности, связанные с философией, филологией, психологией, культурологией и пр.
«Незрячие и слабовидящие люди в Латвии с каждым годом становятся активнее и самостоятельней, но в общество зрячих людей интегрируются медленно. Многие из них не хотят переселяться из Югла в другие районы Риги, а если живут не в Югла, то часто приезжают туда для общения с незрячими друзьями. В Югла люди с нарушением зрения могут получить социальное жилье, оплата за которое будет невысокой. Если они не работают и получают только пенсию по инвалидности, покупать продукты и оплачивать жилье в других районах Риги им будет трудно. Пенсия у людей даже с первой группой инвалидности в Латвии ниже прожиточного минимума», — продолжила Влада Хмелевска.
Помимо пенсии, незрячие люди получают денежную сумму на оплату ассистента. У неработающих людей с инвалидностью эта доплата невысокая, у работающих — гораздо выше. Пенсия при трудоустройстве незрячих людей сохраняется так, что уровень дохода работающего незрячего человека, по словам Влады Хмелевска, может быть выше среднего по стране.
Влада Хмелевска продолжила: «Отношение к незрячим людям в Латвии хорошее. Они достаточно давно ходят по улицам, люди привыкли видеть прохожих с белой тростью. Государство стремится максимально реализовать принцип доступной среды, и за отсутствие доступности пространства или услуг организация может заплатить большие штрафы. В целом городские улицы становятся удобнее для передвижения людей с инвалидностью. В автобусах есть автоматизированная система, которая при подъезде к остановкам озвучивает их номера и маршруты следования. Музеи и театры совсем недавно начали адаптировать свое пространство для незрячих посетителей, и во многом этому способствуем мы с моей коллегой Марией Кожариной».
Мария Кожарина — руководитель компании по созданию тактильных макетов и карт SOCINTEGRA. По ее словам, ее нередко в интервью спрашивают о доступной среде в Латвии.
«Я отвечаю так: она не такая уж доступная, но каждый день я работаю над тем, чтобы она стала доступней, я замечаю заинтересованность в создании доступной среды и со стороны организаций, и со стороны самих людей с инвалидностью. Согласно законодательству, все учреждения должны быть доступны для людей с разной формой инвалидности, в том числе и для незрячих, но на практике это не всегда возможно. Если здание готовят к сдаче в эксплуатацию, то тактильные направляющие и маркировки шрифтом Брайля там будут, но если оно построено давно, элементов доступной среды в нем может и не быть. В последние годы учреждения социального обслуживания стали чаще заказывать наклейки на перила с тактильными обозначениями номеров этажей и дверными табличками со шрифтом Брайля», — сказала эксперт.
По мнению Марии Кожариной, важно создавать элементы доступной среды, которые будут соответствовать общему дизайну помещений. В работе она использует различные материалы: пластик, оргстекло, металл, дерево, пленки. На маркировочных наклейках и указателях надписи могут быть сделаны рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом так, чтобы они были понятны одновременно людям с нарушением зрения и без него.
«Я считаю, что тактильные карты помещений должны быть визуально красивыми и понятными для восприятия одновременно зрячими и незрячими людьми. К примеру, многоцветная карта торгового центра может быть установлена при входе в него. Тактильные непрерывные и пунктирные линии должны повторять траекторию тактильных направляющих, расположенных на территории торгового центра, а возле входов в магазины необходимо размещать наклейки или таблички с их названием, написанным шрифтом Брайля. Конечно, незрячие люди должны уметь читать тактильные карты, если они умеют это делать, им гораздо легче самостоятельно ориентироваться в пространстве», — продолжила Мария Кожарина.
Первую тактильную карту Мария КОжарина сделала в 2011 году. После нескольких лет волонтерской работы с незрячими людьми она поняла, что карт и планов, доступных для них, в Латвии практически нет. Инженерное образование позволило Марии начать изготовление сначала самодельных карт, а затем организовать их автоматизированное производство.
«Моя первая карта до сих пор находится в специализированной школе для незрячих детей в Югла. В словах, написанных на карте шрифтом Брайля, есть ошибки, но она красивая и яркая, и нравится мне до сих пор. Сегодня качество наших тактильных карт и макетов гораздо выше, мы стараемся постоянно совершенствоваться в технике их выполнения. Рига — небольшой город, и Латвия — небольшая страна, так что я имею возможность лично предлагать учреждениям социального обслуживания организовать доступную среду для посетителей с нарушением зрения. Благодаря этому в городе появляется все больше и больше помещений, в дизайн которых включены элементы доступной среды», — продолжила Мария Кожарина.
Помимо адаптации пространства для людей с нарушением зрения, Мария Кожарина с Владой Хмелевска реализуют проекты по созданию доступной среды в музеях Латвии. По их словам, для латвийских учреждений культуры это новое направление работы.
Изучив европейский опыт адаптации музейных пространств для посетителей с нарушением зрения, Мария Кожарина начала знакомить с ним сотрудников латвийских музеев
«Я была удивлена, что объединения музеев Латвии оказались заинтересованы темой адаптации выставочных пространств для незрячих и слабовидящих людей. В настоящее время мы реализуем образовательную программу для музейных сотрудников, в рамках которой объясняем, как можно сделать музей доступным для посетителей с нарушением зрения. Иногда у музеев есть экспонаты, с которыми можно знакомиться тактильно, но они не догадываются об этом и не знают, как можно включить их в экскурсии. Нам кажется важным, чтобы музеи в процессе адаптации пространства для незрячих людей использовали комплексный подход: во-первых, размещали в помещениях элементы доступной среды, тактильные макеты экспонатов и альбомы с их рельефно-точечными изображениями; во-вторых, использовали во время экскурсий аудиодескрипцию; и в-третьих, привлекали незрячих экспертов к тестированию своих проектов и разрабатывали программы, сопровождающие доступные экспозиции и экскурсии», — сказала Мария Кожарина.
Несколько музеев Латвии уже готовы к встрече посетителей с нарушением зрения. К примеру, Арайшский археологический музей-заповедник разместил в экспозиционном пространстве стенды с рельефными изображениями и текстом, написанным шрифтом Брайля, а также подготовил специализированные экскурсии для незрячих посетителей.
Стенды с информацией, доступной для прочтения людьми с нарушением зрения, есть в Рижском музее природы. А в Национальном музее истории Латвии незрячие посетители могут прикоснуться к историческим деревянным объектам. В Рижском музее фарфора скоро появятся альбомы с рельефными изображениями фарфоровых изделий, а для Латвийского национального художественного музея Мария Кожарина в настоящее время готовит тактильные макеты картин с аудиодескрипцией.
Кроме адаптации музейных пространств и помещений объектов социального обслуживания, команда Марии развивает в Латвии услугу аудиодескрипция. Недавно термин «аудиодескрипция» появился в официальных документах, и этой услугой начали интересоваться музеи и театры.
«В настоящее время мы адаптируем для незрячих людей пьесу Рижского кукольного театра. Современные пьесы сложные, их часто не понимают даже зрячие люди, и поэтому мы решили первую аудиодескрипцию сделать для простого и понятного спектакля с участием кукол. Аппаратура, необходимая для организации аудиодескрипции, у театра уже была. Они задумывались и раньше об адаптации спектаклей для зрителей с нарушением зрения и даже поставили спектакль с участием незрячих девочек "Свет, я тебя слышу". Мы с большим интересом занимаемся этим проектом. Для нашего социального предприятия он стал точкой роста. Мы уверены, что для зрителей с нарушением зрения услуга аудиодескрипции необходима и поможет им лучше понять сценическое искусство», — рассказала Мария Кожарина.