Как сделать городское пространство доступнее

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный летний день. Молодая женщина в голубой рубашке, джинсах и черных балетках идет по асфальтированной дорожке вдоль высоких деревьев с зеленой листвой. Одной рукой она держит за поводок палевого лабрадора, второй рукой водит белой тростью перед собой.

Доступный город для незрячего человека — какой он. Корреспондент портала Павел Леонов и его собеседники размышляют о том, как сделать среду комфортнее.

На протяжении года я рассматривал проблему доступности транспорта и даже успел сравнить две столицы — Москву и Санкт-Петербург. Чаще всего мои собеседники говорили о том, что идеальное перемещение по городу — это сочетание степени реабилитированности незрячего человека с сервисом сопровождения, как это организовано в Москве. Так, например, героини моего материала о светофорах говорили, что ориентироваться по городу без сопровождения незрячему человеку крайне затруднительно.

Этот тезис и подтолкнул меня разобраться, а можно ли вообще передвигаться незрячему человеку по городу самостоятельно? Что нужно сделать в городском пространстве, чтобы большинство незрячих людей, предпочитающих пореже выходить из дома, все-таки отправились на улицу?

Ответ на этот вопрос я искал сперва среди тех, кто никогда не ходит по городу самостоятельно. Таким собеседником оказался Рашид Салатханов, он перебрался из Дагестана в Санкт-Петербург с семьей, но самостоятельно по городу он не ходит.

Вот, как Рашид комментирует свою жизнь в северной столице: «Я, возможно, и хотел бы жить самостоятельно в городе, перемещаться по нему, но наш район далеко от центра, а курсы по ориентировке где-то — и до них надо добираться. Никто к тебе на дом с ориентировкой не приедет, а выделять деньги на такси — дело затратное».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный летний день в Санкт-Петербурге. Красный трамвай едет по широкому проспекту мимо верстового мраморного столба и исторических зданий. По тротуарам снуют немногочисленные прихожие. Асфальт влажный, как после дождя.

Выяснилось, что это действительно серьезная проблема. Для создания нашего идеального города данный пункт с обучением незрячих людей на местах занесем в список важных.

Подумав о том, как же создать этот образ идеального города для незрячих людей, я пошел по знакомым. Первая моя собеседница — Ксения Николаева. Она активно передвигается по городу сама благодаря хвостатому помощнику Ларсу. До его появления Ксения боялась ходить по городу самостоятельно.

Появление собаки-проводника в ее жизни — дело вынужденное. Зрение стало падать, а еще некоторое время назад Ксению кто-то столкнул на рельсы в метро, из-за чего она боялась передвигаться по подземке без сопровождения. Однако относительно ориентирования на местности Ксения говорит так: «Я могу сориентироваться, где право и лево, что-то мне лучше видно в темноте, что-то — при дневном свете, но я вспоминаю, что когда жила еще в Подмосковье, объясняла курьеру, как доехать до моего дома, давая пространственные ориентиры».

Сейчас Ксения запросто может доехать сама до любого места с помощью пса Ларса, но при передвижении по городу у нее есть две основные проблемы, их может решить система «Говорящий город». Это пешеходные переходы, которые не всегда оборудованы светофорами и звуковым сигналом, и остановки общественного транспорта.

Светофоры Ксения описывает так: «Сейчас стали делать сенсорные кнопки, которые Ларс находит, я нажимаю их и светофор переключается, но в вечернее время часто бывает так, что светофор перестает пищать. Я понимаю это, но вижу выход в вызове светофора с приложения».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ранее утро в историческом центре Санкт-Петербурга. По проезжей части едут машины, по тротуарам идут прохожие, их силуэты размыты. В дальней части улицы красуется краснокаменная Пантелеймоновская церковь, построенная в стиле барокко.

Относительно остановок общественного транспорта Ксения говорит следующее: «Я пользуюсь приложением „Московский транспорт“, и я знаю, какие маршруты и куда идут с моей остановки, но я не могу определить, какой автобус сейчас подошел. И именно тут приходится спрашивать прохожих, что не всегда удобно».

По ее словам, иногда можно устать или не будет желания с кем-либо говорить, иногда просто нет людей на остановке, а если повсеместно внедрить «Говорящий город», то помощь прохожих не понадобится.

Ксения также рассказала о поликлиниках: «В моем идеальном мире я захожу в поликлинику с собакой, нахожу нужный кабинет, захожу туда с собакой, все решаю и ухожу, но так не будет. Точнее, чтобы так было, надо преодолеть скандалы с поликлиникой, а на это нет времени».

Следующая моя собеседница, Ксения Толкачева, почти не видит, разве что силуэты людей и очертания.

«В своем районе я ориентируюсь и могу дойти сама, могу даже дойти до метро, но относительно всего города — тут уже сложнее. Я могу увидеть силуэты людей или очертания остановки, но главная проблема — пешеходные переходы», — говорит она.

Основная сложность для Ксении — определить, это просто пешеходный переход или регулируемый переход со светофором. Тактильная плитка дает понять, что переход есть, а вот какой он — вопрос. Поэтому она старается ориентироваться по памяти.

«Я запоминаю какие-то объекты, бордюры, заборы, дорожки, но это в моем районе. В районе моих родителей, где я выросла, я бы не сориентировалась самостоятельно. Правда, и в моем районе сложно, когда зима и особенно снегопады. Я так однажды потерялась, решив выскочить в магазин, — запуталась в сугробе», — говорит она.

Ксения — незрячая молодая мама, и один из главных социальных объектов ее нынешнего быта — детская поликлиника.

«В новую поликлинику мы еще не ходили. Она открылась буквально вот-вот. А в старую надо было идти, переходя две дороги без светофора. Не очень понятно, можно ли сейчас переходить, собьют тебя или нет», — рассказывает Ксения.

Вопрос нахождения объектов Ксения обошла, заметив, что о системе «Говорящий город» слышала, но не пользовалась, хотя в поликлинике много запутанных коридоров, поэтому такая система могла бы помочь. Кроме того, Ксения признает, что с коляской идти по улице труднее: в одной руке коляска, в другой — трость, но в их подъезде хотя бы есть пандус.

А вот Анна Качайкина, слабовидящая мама, имеет на счет ориентирования с коляской иное мнение. Она более или менее ориентируется днем, но в вечернее время почти не видит.

«Пока я в метро с коляской не спускалась, — говорит она. — Но на автобусе я езжу часто. Если я еду куда-то одна, а чаще всего мне помогают, я стараюсь садиться на конечной остановке автобуса, потому что если автобус уже забит, я боюсь из-за зрения кому-то заехать по ногам».

В целом коляска Анне иногда заменяет трость: «Трудно себе представить и трость, и коляску вместе, но у коляски есть минусы на светофорах и пешеходных переходах. Если светофора нет или он не пищит, мне тяжело переходить, потому что коляска впереди тебя, она перегораживает обзор».

Анну также беспокоят курьеры и самокатчики: «Они юркие, незаметные, мимо тебя пролетают».

Но самое важное — ходить с кем-то. Как Анна отмечает, даже с пандусом зимой лучше идти с кем-то, потому что коляску тяжело затолкнуть наверх. И посещать различные учреждения без страховки сложно. Но если говорить о перемещении, нужно иметь навыки ориентирования, помогать себе с помощью «Говорящего города», хотя сама Анна о нем только слышала.

«Говорящий город» постепенно приходит в Москву и появляется в магазинах и банках, светофоры часто имеют звуковой сигнал, а навык ориентирования нарабатывается. Поэтому не бойтесь выходить из дома. На первых порах вам обязательно помогут, а потом вы сможете помогать и другим.