Корреспондент портала Павел Леонов в своей колонке рассказывает о доступности городской среды. В этом материале он обсудит с собеседниками работу звуковых светофоров.
Жители крупных и малых городов по умолчанию являемся пешеходами. Об этом говорят современные урбанисты, с этим крайне трудно спорить. Даже самый активный водитель тоже является пешеходом — до автомобиля ведь нужно дойти.
Среди пешеходов есть отдельная группа – незрячие и слабовидящие люди, которые передвигаются исключительно общественным транспортом или пешком, преодолевая переходы, светофоры и прочие трудности на дорогах.
Сейчас почти в каждом крупном городе на перекрестках и просто переходах можно слышать различные мелодичные и не очень звуки, означающие возможность перехода улицы незрячему человеку. В моем детстве, в далекие девяностые годы, таких светофоров со звуковым сигналом было два, оба — возле школы-интерната №1, где я учился.
Мне говорили, что такие светофоры удобны незрячим людям, что именно так можно определить, когда можно переходить улицу, а когда – нет. Я поражался, что долгое время как было два светофора возле школы, так и оставалось, и лишь к началу нулевых годов появился третий светофор — возле Российской государственной библиотеки для слепых в Протопоповском переулке.
А ведь сейчас мы действительно не можем представить жизнь без звуковых сигналов светофоров, а жители Санкт-Петербурга, например, уже более десяти лет имеют возможность переходить дорогу не просто со звуковым сигналом, а еще и с уточнением, переход какой улицы или проспекта сейчас разрешен.
Трудно сейчас даже сказать, какой город был передовым в вопросе светофоров. Но прежде чем переходить к дискуссии и рассказу моих собеседников, я, как всегда, поделюсь своим опытом активного слабовидящего и любителя городской инфраструктуры.
Фото Элина Штанько
Тифлокомментарий: цветная фотография. Пасмурный зимний день в Москве. Легковые машины в два ряда стоят на светофоре перед выездом на садовое кольцо. На дальней стороне пешеходного перехода – дворник в черно-оранжевой форме с лопатой. Пешеходная зебра под снегом не различима.
Много лет прожив на Садовом кольце в районе Сухаревской площади и проспекта Мира, я частенько мечтал о самостоятельности, о том, что не только объекты ВОС получат звуковые светофоры. И моя мечта быстро осуществилась. В старших классах улицы города постепенно стали оснащать звуковыми сигналами, одним из первых таких светофоров стал как раз тот, что пищал под моим окном.
В 2013 году я оказался в Петербурге, там я услышал из динамика светофора фразу, что переход разрешен. Долгие годы мечтал о подобном и в Москве. К Чемпионату мира по футболу в 2018 году на Пушкинской площади у Тверского бульвара такой светофор появился и даже дублировал информацию на английском. Но этот эксперимент быстро свернули и вернулись в Москву с ним только в прошлом году, возле метро «Аэропорт». Этот светофор пришел уже вместе с набирающей обороты в Москве системой «Говорящий город». Но речь пойдет не об этом.
За годы работы звуковых светофоров в российских городах вопросов накопилось много. Например, что лучше, просто писк или объявление в динамике? Какой громкости должен быть светофор? Нужны ли такие светофоры везде?
Об этом и не только я поговорил с сегодняшними собеседниками: Анастасией Самсоновой – слабовидящей студенткой, живущей в Москве и Петербурге, Павлом Дреминым — активным незрячим из подмосковного Королева, массажистом и участником первого сезона программы «Действуй без барьеров», Надеждой Василенко — сотрудницей РООИ «Перспектива», Натальей Зайкиной — сотрудницей музея Н.А. Островского и культурного центра «Интеграция» и Наталией Медведевой — девушкой, недавно полностью потерявшей зрение. Вместе мы попытались разобраться в вопросах светофоров и передвижения по городу.
Анастасия Самсонова живет в Москве, но учится в Петербурге. По этим двум городам она ходит самостоятельно. Остаток зрения ей это позволяет, но особенности зрения все же не дают возможность пользоваться городским пространством полноценно.
В Петербурге Настя регулярно пользуется пешеходными переходами, оснащенными речевым информатором.
«Это очень удобно. Ты понимаешь, какую улицу переходишь, а на каком-то перекрестке ты порой не понимаешь, что это там звенит, такой сигнал помогает сориентироваться. Обычный звук лично меня раздражает и как раз путает», — сказала она.
Анастасию не смущает такой звуковой элемент в центре города, где много туристов, музыки и машин.
«Я, несмотря на слабое зрение, стараюсь ориентироваться на то, что вижу, а так я понимаю, что такие магистрали, как Невский проспект, где много людей и машин, требуют более четкого произношения в динамике, более яркие сигналы светофора, а лучше разработать приложение, где будет интегрирован светофор и улица, на которой ты находишься», — сказала она.
В таком разговоре не обойти тему конфликтов. Часто люди без нарушения зрения возмущаются и говорят о том, что звуки светофоров им мешают.
«В моем окружении или просто на практике таких конфликтов не было. Но я знаю, что такая проблема существует. Здесь людям нужно понимать, что мы живем в городе, а не в деревне, и что просто необходима такая функция. Другой вопрос — ночью лучше звук отключать и запускать его по требованию», — сказала Анастасия.
Она добавила: «Не важно, в каком городе программа реализуется. Такие светофоры должны быть везде – в малых и в больших городах, на перекрестках, на улицах и проспектах, но главное, чтобы была озвучка. Лучше, конечно, чтобы в динамике была озвучка, что переход разрешен, а на красной фазе был стук, который показывает, что ты пришел к переходу, к светофору, который тебе скажет, что переход разрешен».
С Анастасией согласен и следующий участник беседы, Павел Дремин. Он не видит с рождения и передвигается по улице самостоятельно. Павел также считает, что все светофоры должны озвучиваться и помогать переходить улицу.
При этом он поделился интересным опытом: «Подобные светофоры я встречал в Тернополе, там был четкий звуковой сигнал, хотя я встретил такой светофор на шумном перекрестке. После того, как озвучивается, что переход разрешен, там играет музыка, хотя можно было и поставить обычный писк. Такие светофоры нужны, потому что ты четко понимаешь, что ты переходишь и когда».
Павел лично не сталкивался со спорами о необходимости звуковых светофоров, но слышал от окружающих, что звуковые сигналы мешают.
«Я также сталкивался с тем, что местные жители просили отключить светофоры, а потом незрячие их с боем возвращают», — сказал он.
На фото: улица Неделина Автор фото: Наталья Леонова
Тифлокомментарий: цветная фотография. Пасмурный зимний день в отдаленном от центра районе Москвы. На пешеходном переходе через двухполосную расчищенную проезжую часть на улице Неделина горит красный свет. На дальней стороне улицы – магазин, обшитый синими панелями, с крупной белой надписью над входом «Рыбалка».
С подобной ситуацией столкнулся я сам, когда в районе улицы Неделина в Можайском районе Москвы у нас поставили звуковой светофор. Местные жители попросили его вечером отключать. Его стали выключать на ночь и ставить на мигающий желтый. После того как меня сбили в данном месте, я попытался вернуть светофор к полноценной работе. Но споры шли несколько лет и ни к чему не привели.
О сложностях перехода улицы без звукового сигнала и страхе за свою жизнь получилось поговорить с остальными тремя участницами моего исследования. Надежда Василенко, незрячая девушка с частичной потерей слуха, ведет активную жизнь, но в своем районе сталкивается с трудностями передвижения.
«Звуковые сигналы светофоров, безусловно, помогают, но из-за того, что у меня сниженный слух, мне легче, когда звук четкий и громкий. Я сталкивалась с большими перекрестками, как, например, на Таганской площади, где куча светофоров пищит одновременно, поэтому трудно за что-то зацепиться. В тихих районах с этим лучше, но не в моем», — рассказала она.
Дальний от центра район Москвы, в котором живет Надежда, по ее собственным словам, почти не оборудован звуковыми сигналами светофоров, а самый ближайший к ней – звучит только возле метро, до которого еще нужно добраться.
«Я сталкивалась с тем, как на наших двухполосных улицах гоняют таксисты, тяжело переходить дорогу, а добраться же как-то нужно. У нас вообще сложно с передвижением. В районе много лестниц, а вся жизнь возле метро или недавно построенного ЖК», — сказала она.
Надежда – единственная из моих собеседниц была в Санкт-Петербурге, но не слышала «говорящих» светофоров.
«В Питер я езжу к сестре, которая живет за городом, поэтому мы передвигаемся на машине, и я один раз спустилась в метро и доехала одну станцию», — пояснила она.
Однако идею Надежда уловила и высказала интересную мысль: «Было бы здорово запускать светофор через приложение, которое находит нужный светофор, особенно на шумных проспектах. И, поскольку в городе и так много шума, то на больших магистралях лучше ставить просто какой-то звуковой сигнал, а на средних и маленьких улицах – уже делать озвучку голосом».
С недовольными людьми без нарушения зрения Надежда тоже сталкивалась: «Это мы привыкли к звуку светофора еще в школе, а так обязательно найдётся тот, кому нужно сделать тише. Но мы обсуждали как-то эту тему с коллегами по работе и поняли, что звуковые сигналы удобны и зрячим людям. Мы все в телефонах, все в своих мыслях, а звуковой сигнал поможет сориентироваться».
Фото Элина Штанько
Тифлокомментарий: цветная фотография. Пасмурный зимний день на одной из центральных улиц Москвы со зданиями в стиле сталинского ампира. Женщина в красной шапке и синей куртке стоит на заснеженном тротуаре у пешеходного перехода перед пустой проезжей частью. На дальней стороне пешеходного перехода – светофор с сигналом в виде красного стоящего человечка.
Следующая моя собеседница — Наталья Зайкина, работающая в музее Н. А. Островского и центре «Интеграция». Окна музея выходят на перекресток Тверской улицы и Бульварного кольца, Наталья частенько слышала первый установленный «говорящий» светофор в Москве.
Она потеряла зрение в 14 лет, несмотря на это, сохранила зрительную память, которая и помогает ей ориентироваться.
«Когда звучит звуковой сигнал светофора, я даже представляю, как горит зеленый свет или красный. Звуковые сигналы помогают сориентироваться и понять, где переход, как правильно встать, это звуковой ориентир, я понимаю, что переход недалеко. А когда перехожу дорогу, слышу на противоположной стороне сигнал и понимаю, с какой он стороны. Это тоже удобно», — сказала Наталья.
Она отметила: «Я была в Питере и, конечно, слышала светофоры. Я тогда улыбнулась и даже посмеялась, но понимаю, как это удобно. Но, например, в Москве или том же Питере, где я бываю часто, это будет вызывать улыбку или просто ощущение, что это есть. А если оказаться в незнакомом городе, то такие объявления, что переход такой-то улицы разрешен, будут полезны».
Наталья также отмечает, что звуковой сигнал — постукивание или что-то иное в красной фазе – не менее удобно. По ее словам, нечто подобное есть в Липецке, но светофор там не «говорит», а вот звук при красном или зеленом свете меняется.
Рассуждая об удобстве звуковых сигналов светофоров в любом виде, Наталья затронула тему конфликтов: «Главное, чтобы любой сигнал светофора был на умеренной громкости, потому что в нашем районе, прямо рядом с моим домом, есть один активный жалобщик, который постоянно просит убрать звук светофора, потому что он мешает. Лучше в спальных районах делать просто звуковой сигнал, а в центре города можно и дублировать информацию голосом. Главное, чтобы на перекрестках звуковой сигнал немного отличался от светофора рядом, чтобы было понятно, какую дорогу сейчас можно переходить».
Спальные районы крупных городов – головная боль для всех. Например, последняя участница моего исследования, Наталия Медведева, потеряла зрение два с половиной года назад. Хотя проблемы с ним у нее начались еще около десяти лет назад.
«Иногда выйти из дома без сопровождения является проблемой. И дело не в моей плохой ориентировке. Я училась и могу ходить сама, но рядом с домом есть дорога без звукового сигнала светофора с интенсивным движением, которую мне самой перейти крайне трудно», — сказала она.
У Наталии также нет опыта перехода улицы с «говорящим» светофором, но, как и все незрячие, она спасается любым звуковым сигналом на переходе. Но при этом Наталия подтверждает поговорку: «Сколько людей, столько и мнений». Во-первых, считает она, такие светофоры должны быть только на крупных магистралях, вдали от жилых домов, во-вторых – запускаться только с кнопки или приложения.
Я дал ей послушать «говорящий» светофор и звук, который он издает после фразы «Переход разрешен», и она сравнила его с писком старой сигнализации.
«Я бы первая писала жалобы, если бы под окнами у меня был такой светофор», — сказала она.
Наталия добавила: «Я присутствовала при разговорах с работниками Центра организации дорожного движения, они говорят, что звук светофоров приходится делать тихо, потому что сразу поступают жалобы местных жителей».
Хочется обратиться ко всем: найти золотую середину в озвучке светофоров сложно. Это факт. Но подумайте, решив написать жалобу, вдруг вы написали жалобу сегодня, а завтра, не дай бог, такой светофор понадобится лично вам или вашим близким. Светофоры озвучиваются не просто так.
«У меня, если говорить просто, отсутствует радужка, и это сказывается при дневном свете. Вечером я вижу намного лучше, но днем местами очень тяжело», — рассказала она.