-
Помогайте ребенку изучать собственное тело: название и назначение частей тела; право/лево; понятие зеркальности (право/лево у человека напротив); верх-низ тела и т.д.
-
Поощряйте физическую активность ребенка и создавайте для этого условия. Активно взаимодействуйте с ним, просите подойти и т.д.
-
Помогайте обследовать окружающее пространство и расширять представление ребенка об окружающем мире. При каждой удобной возможности давайте ребенку новые и интересные предметы в руки, наложите свои руки на руки ребенка и вместе осмотрите предмет, опишите его, расскажите о нем и его назначении, покажите, как им можно пользоваться. Изучайте с ребенком не только мелкие предметы, но и большие объекты везде, где считаете осмотр уместным и безопасным. Показывайте разные фактуры.
-
Обращайте внимание ребенка на то, что находится у него под ногами. Обязательно выберите безопасный момент и дайте руками осмотреть асфальт, бордюры, то, как асфальт переходит в бордюр и газон, и т.д. независимо от того, сколько сейчас лет незрячему ребенку.
-
Поощряйте любознательность ребенка, но не забывайте о мере.
Изучайте вместе с ребенком окружающий мир и делайте это активно, но не забывайте говорить ребенку о правилах приличия и нормах поведения, которые приняты в обществе. Учите ребенка контролировать свое любопытство. Говорите о безопасности. Оговаривайте с ребенком, что можно посмотреть с разрешения, а в каких ситуациях и где смотреть нельзя ни при каких условиях.
-
Рассказывайте ребенку о том, как устроено пространство и что его наполняет. Описывая происходящие события и пространство, делайте это выборочно. Говорите только о важных, постоянных и интересных объектах и событиях.
-
Старайтесь ходить с ребенком по возможности одними и теми же маршрутами, делайте четкие повороты под прямым углом. Это поможет ребенку запомнить маршрут и в дальнейшем пройти его самостоятельно.
-
Учите отслеживать направление движения транспорта и проходящих мимо людей. Обращайте внимание ребенка на транспорт, который проезжает мимо. Сообщайте сначала сами, в каком направлении проехала машина (слева направо), потом просите ребенка озвучить. Обязательно показывайте ребенку его рукой, как проехал автомобиль: возьмите его руку и покажите движение автомобиля, например, слева направо. Научите ребенка локализовывать звук.
-
Сделайте из картона дорогу с рельефной дорожной разметкой, перекрестки с тремя и четырьмя лучами и катайте с ребенком машинки на этих моделях перекрестков. Покажите, в каком направлении движутся автомобили, какой стороны они придерживаются, почему не сталкиваются, куда могут повернуть и т.д. Эту работу можно начинать в дошкольном возрасте.
Учите инструментальному обследованию предметов. С помощью палочки, карандаша или тактильной белой трости осматривайте предметы и определяйте их материал и форму. Белую трость стоит дать ребенку в руки сразу, как только у него появится потребность в самостоятельном передвижении.
-
Соблюдайте дома постоянство и порядок. Не передвигайте мебель. Заведите порядок в вещах ребенка и не перекладывайте их. Скоро ребенок поймет, если нужна вещь, ее нужно искать в определенном месте.
-
Предоставьте ребенку свободу передвижения в знакомом безопасном пространстве.
-
Правильно называйте предметы, направление движения и действия.
-
Побуждайте ребенка убирать игрушки: последовательно, от себя, осматривать раскрытыми ладонями поверхность пола и складывать их на места.
-
Побуждайте ребенка самостоятельно искать упавший предмет. Сначала нужно слушать, куда упал предмет, потом, последовательно продвигаясь в нужном направлении, искать предмет раскрытой ладонью или ступней.
-
Приучайте ребенка к правильному передвижению с сопровождающим: ребенок держится за сопровождающего, за запястье или за палец.
Начинать обучение незрячего ребенка ориентированию нужно как можно раньше. Однако это не означает, что есть возраст, в котором учить самостоятельному передвижению поздно. Помните, что обучение должно быть целенаправленным и регулярным.
Учить ребенка ориентированию должен тифлопедагог, инструктор по пространственной ориентировке. Детей с нарушением зрения учат в детских садах и школах, а после 18 лет — в реабилитационных центрах. Но без участия семьи хорошего результата добиться всегда сложнее – родитель играет ведущую роль в обучении ребенка. Идеально, если родитель пройдет специальное обучение и будет целенаправленно работать с ребенком каждый день.
Инструкции разработаны тифлопедагогом Мартой Любимовой. Подробнее читайте в статье на портале «Особый взгляд».