
Кратко:
Рассмотрим каждый период взросления незрячего ребенка с дефектологом и тифлопедагогом Яшиной Юлией Николаевной.
17.10.2025
Кратко:
Рассмотрим каждый период взросления незрячего ребенка с дефектологом и тифлопедагогом Яшиной Юлией Николаевной.
Так в руках у ребенка появился еще один предмет, с помощью которого он может пить.
Теперь давайте рассмотрим более детально, какие навыки и умения развивает незрячий ребенок, когда пьет из стаканчика.
Ощупывание предмета поисковыми движениями. Ребенок учится исследовать стаканчик с помощью осязания, чтобы понять его форму, размер и другие характеристики.
Захват предмета и удержание. Развивается мелкая моторика и координация движений, необходимые для того, чтобы взять стаканчик в руку и удерживать его.
Оценка веса. Ребенок учится определять вес стаканчика (как полного, так и пустого) с помощью осязания. Это помогает лучше контролировать предмет в руке.
Поднимание стаканчика и поднесение его ко рту. Развиваются навыки координации и равновесия, необходимые для того, чтобы правильно держать стаканчик и подносить его ко рту.
Определение наклона стаканчика. Ребенок учится контролировать положение стаканчика, чтобы пить из него комфортно и эффективно.
Понимание объема жидкости за один глоток. Развивается способность оценивать количество жидкости, чтобы контролировать размер глотка.
Смыкание губ. Этот этап включает в себя координацию движений рта для правильного захвата края стаканчика и последующего питья. Ребенок учится контролировать свои мышцы лица для эффективного и аккуратного глотания жидкости.
Приобретение умения пить из стакана происходит у ребенка постепенно, посредством экспериментов и практического освоения, что позволяет ему выработать необходимый навык. Данные умения играют важную роль в развитии моторики и координации у незрячего ребенка.
Зачастую ребенок позволяет нам манипулировать своим телом, и мы полагаем, что это способствует развитию необходимых умений. Однако, когда мы сами вкладываем предмет в его руку и совершаем подъем, вся инициатива исходит от нас. Мы контролируем предмет и конечность, обеспечивая подъем и перемещение. Ребенок лишь пассивно принимает наши действия, фактически не участвуя в процессе формирования навыка.
На первых порах ваша помощь будет необходима, чтобы ребенок правильно выполнял движения, чувствовал поддержку и контроль. Тем не менее необходимо постепенно, поэтапно позволять ему действовать самостоятельно.
Чтобы помочь ребенку развить навык пить из стакана, важно не только поддерживать его на начальных этапах, но и стимулировать самостоятельность.
Вот несколько подходов:
Начните с простых действий. Позвольте ребенку держать стакан с небольшим количеством жидкости, например, воды. Поддерживайте его руку, но не делайте все за него.
Поощряйте эксперименты. Дайте ребенку возможность экспериментировать с разными положениями стакана и способами его удержания. Это поможет ему найти наиболее удобный для себя вариант.
Хвалите и поддерживайте. Отмечайте даже небольшие успехи ребенка. Это поможет ему чувствовать себя уверенно и мотивированно.
Постепенно уменьшайте свою помощь. По мере того, как ребенок будет осваивать навык, постепенно уменьшайте свою помощь. Это поможет ему развить моторику и координацию.
Используйте игровые элементы. Используйте игровые элементы. Превратите процесс обучения в игру. Например, можно устроить соревнование, кто быстрее поднимет стакан, или использовать стакан как часть ролевой игры «Напои куклу Катю».
Будьте терпеливы. Помните, что развитие навыков требует времени. Не спешите и не раздражайтесь, если у ребенка что-то не получается сразу.
Создайте безопасную среду. Убедитесь, что ребенок не может случайно опрокинуть стакан или пролить жидкость. Это поможет избежать неприятных ситуаций и поддержит его интерес к процессу.
Меня часто спрашивают, как адаптировать столовые приборы и посуду, где и как их приобрести, а также какую посуду выбрать.
ЛОЖКА |
Ключевой момент при выборе ложки – ее размер: углубление (черпало) должно без труда помещаться в рот малыша. Желательно, чтобы ручка была удлиненной, это позволит вам помогать и направлять ребенка в процессе еды. Ложки с рельефными отметками на ручке также могут быть полезны, так как они помогают ребенку лучше ощущать предмет, но это скорее приятное дополнение, чем необходимость. |
ТАРЕЛКА |
Выбирайте тарелку с умеренным весом, чтобы она не ездила по столу, когда ребенок набирает еду. Для начала можно применять тарелку с фиксацией на присоске, хотя это и не обязательно. Приучайте малыша придерживать посуду самостоятельно. Используйте разные виды тарелок: глубокие и мелкие, ориентируясь на подаваемое блюдо. Учитывайте, что суп представляет собой наиболее сложную для употребления консистенцию, лучше начинать с более густой консистенции, например, с каши. |
ЧАШКА |
При выборе чашки или стакана для ребенка важно, чтобы он мог легко держать и поднимать емкость. На первых порах подойдут небольшие эргономичные чашки с углублением по краю. Благодаря такой конструкции малыш сможет пить, наклоняя чашку, что сделает процесс комфортным. Ребенок сможет самостоятельно регулировать угол наклона, ритм и объем напитка. |
ВИЛКА |
Выбирайте вилку с закругленными зубцами для безопасности ребенка. Вилка лучше подходит для блюд, нарезанных на кусочки. Ее зубцы надежно удерживают пищу, предотвращая ее падение. Учитывайте уровень развития навыков жевания малыша. Когда начинать: обычно это происходит в возрасте двух-трех лет, когда ребенок уверенно пользуется ложкой. |
Техника формирования правильности движения у незрячего ребенка при приеме еды:
Создание комфортной обстановки.
Создайте удобное пространство на кухне для приема пищи.
Крайне необходимо следить, чтобы ребенок занимал физиологически верное положение: спина прямая, колени согнуты под углом 90 градусов, ступни твердо стоят на опоре.
Описание расположения предметов.
Перед едой объясните ребенку, где находятся тарелка, столовые приборы и стакан. Дайте понятные и конкретные указания, например: «Твоя тарелка перед тобой, потрогай ее руками, а ложка лежит справа».
Для удобства используйте тактильные метки.
Например, положите салфетку или другой предмет рядом с нужным местом, чтобы ребенок мог легко найти все необходимое. Также можно использовать сервировочные адаптированные салфетки.
Демонстрация правильных движений.
Покажите ребенку, как правильно держать ложку и вилку, как подносить их ко рту и как брать пищу.
Примените технику «рука в руке»: расположитесь позади ребенка, поместите его руку поверх ложки, охватите ложку целиком его ладонью (используя ладонный хват), учитывая, что мелкая моторика еще формируется. Наложите свою руку на руку ребенка, поднимите ложку и опустите в тарелку, набирая пищу. Поднесите ложку ко рту, коснитесь губ, дайте малышу возможность снять еду с ложки, затем опустите ложку обратно в тарелку. Дайте ребенку время на осознание процесса, а затем повторите весь алгоритм сначала. Со временем захват ложки станет более сложным и правильным, когда движения станут независимыми, скоординированными и уверенными.
Пошаговая помощь:
На первых порах помогайте ребенку на каждом этапе еды. Поддерживайте его руку и направляйте движения. Повторяйте действия несколько раз, чтобы он мог их освоить.
Постепенно уменьшайте поддержку, передавая ему отдельные шаги. Например, пусть ребенок сам возьмет ложку и опустит ее в тарелку. Вы лишь помогаете набрать пищу. Вместе подносите ложку ко рту, затем дайте ему снять еду губами. Попросите его самостоятельно опустить ложку обратно в тарелку.
Не ругайте за беспорядок: помните, что сейчас главное – научиться, а не соблюдать идеальную чистоту. Запаситесь влажными салфетками и фартуком. Постепенно, шаг за шагом, ребенок научится есть самостоятельно.
Формирование навыка самостоятельного приема пищи – это важный этап в развитии незрячего ребенка. Будьте терпеливы, поддерживайте его, создавайте позитивную атмосферу вокруг еды, и у вас обязательно все получится! Помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и не стоит сравнивать его с другими детьми. Главное – любовь, поддержка и вера в его силы.
ВАЖНО
Если у незрячего ребенка имеются сочетанные нарушения, техника кормления и выбор посуды должны быть скорректированы специалистом с учетом возможностей конкретного ребенка. Посоветуйтесь со специалистом, врачом, которому вы доверяете.
В статье использовался не только личный опыт, но и доступная отечественная и зарубежная литература по этой теме. Если у вас возникли вопросы, напишите в редакцию, и я с удовольствием на них отвечу.