Категории

Энциклопедия развития незрячего ребенка: навыки самостоятельного приема пищи и жидкости от года

Энциклопедия развития незрячего ребенка: навыки самостоятельного приема пищи и жидкости от года

Кратко:

Рассмотрим каждый период взросления незрячего ребенка с дефектологом и тифлопедагогом Яшиной Юлией Николаевной.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крепкий годовалый малыш в светлой полосатой маечке сидит в белом стульчике для кормления, держит в руке дольку огурца, откусывает кусочек.

Сегодня я хотела бы рассказать о формировании навыка самостоятельного приема пищи и жидкости у незрячих детей, начиная с года. Мы поговорим о маленьком, но значимом шаге к независимости: «Я сам ем. Стакан, тарелка, ложка, вилка», а также я отвечу на часто задаваемый вопрос: как адаптировать столовые приборы и посуду, где и как их приобрести, а также какую посуду выбрать. 

Представьте: малыш сидит на руках, мама берет маленький стаканчик с водой и делает глоток, она причмокнула и произнесла: «А-а». Малыш прислушивается и поворачивается, направляя руки к лицу матери. Ощупывая губы, он чувствует, что они мокрые. Мама повторяет действие, но теперь руки малыша натыкаются на стаканчик, он начинает ощупывать его, опуская пальцы в стаканчик, ощущая в нем воду. Мама вкладывает стаканчик в руку ребенка, он сжимает его. Мама, поддерживая руку ребенка, подносит стаканчик ко рту со словами: «Пить, а-а, вкусно». Малыш сильно наклоняет стаканчик, на него выливается немного воды, он удивляется. 

Так в руках у ребенка появился еще один предмет, с помощью которого он может пить.

Теперь давайте рассмотрим более детально, какие навыки и умения развивает незрячий ребенок, когда пьет из стаканчика.

  • Ощупывание предмета поисковыми движениями. Ребенок учится исследовать стаканчик с помощью осязания, чтобы понять его форму, размер и другие характеристики.

  • Захват предмета и удержание. Развивается мелкая моторика и координация движений, необходимые для того, чтобы взять стаканчик в руку и удерживать его.

  • Оценка веса. Ребенок учится определять вес стаканчика (как полного, так и пустого) с помощью осязания. Это помогает лучше контролировать предмет в руке.

  • Поднимание стаканчика и поднесение его ко рту. Развиваются навыки координации и равновесия, необходимые для того, чтобы правильно держать стаканчик и подносить его ко рту.

  • Определение наклона стаканчика. Ребенок учится контролировать положение стаканчика, чтобы пить из него комфортно и эффективно.

  • Понимание объема жидкости за один глоток. Развивается способность оценивать количество жидкости, чтобы контролировать размер глотка.

  • Смыкание губ. Этот этап включает в себя координацию движений рта для правильного захвата края стаканчика и последующего питья. Ребенок учится контролировать свои мышцы лица для эффективного и аккуратного глотания жидкости.

Приобретение умения пить из стакана происходит у ребенка постепенно, посредством экспериментов и практического освоения, что позволяет ему выработать необходимый навык. Данные умения играют важную роль в развитии моторики и координации у незрячего ребенка.

Зачастую ребенок позволяет нам манипулировать своим телом, и мы полагаем, что это способствует развитию необходимых умений. Однако, когда мы сами вкладываем предмет в его руку и совершаем подъем, вся инициатива исходит от нас. Мы контролируем предмет и конечность, обеспечивая подъем и перемещение. Ребенок лишь пассивно принимает наши действия, фактически не участвуя в процессе формирования навыка.

На первых порах ваша помощь будет необходима, чтобы ребенок правильно выполнял движения, чувствовал поддержку и контроль. Тем не менее необходимо постепенно, поэтапно позволять ему действовать самостоятельно.

Чтобы помочь ребенку развить навык пить из стакана, важно не только поддерживать его на начальных этапах, но и стимулировать самостоятельность. 

Вот несколько подходов:

  • Начните с простых действий. Позвольте ребенку держать стакан с небольшим количеством жидкости, например, воды. Поддерживайте его руку, но не делайте все за него.

  • Поощряйте эксперименты. Дайте ребенку возможность экспериментировать с разными положениями стакана и способами его удержания. Это поможет ему найти наиболее удобный для себя вариант.

  • Хвалите и поддерживайте. Отмечайте даже небольшие успехи ребенка. Это поможет ему чувствовать себя уверенно и мотивированно.

  • Постепенно уменьшайте свою помощь. По мере того, как ребенок будет осваивать навык, постепенно уменьшайте свою помощь. Это поможет ему развить моторику и координацию.

  • Используйте игровые элементы. Используйте игровые элементы. Превратите процесс обучения в игру. Например, можно устроить соревнование, кто быстрее поднимет стакан, или использовать стакан как часть ролевой игры «Напои куклу Катю».

  • Будьте терпеливы. Помните, что развитие навыков требует времени. Не спешите и не раздражайтесь, если у ребенка что-то не получается сразу.

  • Создайте безопасную среду. Убедитесь, что ребенок не может случайно опрокинуть стакан или пролить жидкость. Это поможет избежать неприятных ситуаций и поддержит его интерес к процессу.

Меня часто спрашивают, как адаптировать столовые приборы и посуду, где и как их приобрести, а также какую посуду выбрать.

ЛОЖКА

Ключевой момент при выборе ложки – ее размер: углубление (черпало) должно без труда помещаться в рот малыша. Желательно, чтобы ручка была удлиненной, это позволит вам помогать и направлять ребенка в процессе еды. Ложки с рельефными отметками на ручке также могут быть полезны, так как они помогают ребенку лучше ощущать предмет, но это скорее приятное дополнение, чем необходимость.

ТАРЕЛКА    

Выбирайте тарелку с умеренным весом, чтобы она не ездила по столу, когда ребенок набирает еду. Для начала можно применять тарелку с фиксацией на присоске, хотя это и не обязательно. Приучайте малыша придерживать посуду самостоятельно. Используйте разные виды тарелок: глубокие и мелкие, ориентируясь на подаваемое блюдо. Учитывайте, что суп представляет собой наиболее сложную для употребления консистенцию, лучше начинать с более густой консистенции, например, с каши. 

ЧАШКА


При выборе чашки или стакана для ребенка важно, чтобы он мог легко держать и поднимать емкость. На первых порах подойдут небольшие эргономичные чашки с углублением по краю. 

Благодаря такой конструкции малыш сможет пить, наклоняя чашку, что сделает процесс комфортным. Ребенок сможет самостоятельно регулировать угол наклона, ритм и объем напитка.

ВИЛКА

Выбирайте вилку с закругленными зубцами для безопасности ребенка. Вилка лучше подходит для блюд, нарезанных на кусочки. Ее зубцы надежно удерживают пищу, предотвращая ее падение. Учитывайте уровень развития навыков жевания малыша.

Когда начинать: обычно это происходит в возрасте двух-трех лет, когда ребенок уверенно пользуется ложкой.


Техника формирования правильности движения у незрячего ребенка при приеме еды:

  • Создание комфортной обстановки.

Создайте удобное пространство на кухне для приема пищи.

Крайне необходимо следить, чтобы ребенок занимал физиологически верное положение: спина прямая, колени согнуты под углом 90 градусов, ступни твердо стоят на опоре.

  • Описание расположения предметов.

Перед едой объясните ребенку, где находятся тарелка, столовые приборы и стакан. Дайте понятные и конкретные указания, например: «Твоя тарелка перед тобой, потрогай ее руками, а ложка лежит справа».

Для удобства используйте тактильные метки. 

Например, положите салфетку или другой предмет рядом с нужным местом, чтобы ребенок мог легко найти все необходимое. Также можно использовать сервировочные адаптированные салфетки.

  • Демонстрация правильных движений.

Покажите ребенку, как правильно держать ложку и вилку, как подносить их ко рту и как брать пищу.

Примените технику «рука в руке»: расположитесь позади ребенка, поместите его руку поверх ложки, охватите ложку целиком его ладонью (используя ладонный хват), учитывая, что мелкая моторика еще формируется. Наложите свою руку на руку ребенка, поднимите ложку и опустите в тарелку, набирая пищу. Поднесите ложку ко рту, коснитесь губ, дайте малышу возможность снять еду с ложки, затем опустите ложку обратно в тарелку. Дайте ребенку время на осознание процесса, а затем повторите весь алгоритм сначала. Со временем захват ложки станет более сложным и правильным, когда движения станут независимыми, скоординированными и уверенными.

Пошаговая помощь:

На первых порах помогайте ребенку на каждом этапе еды. Поддерживайте его руку и направляйте движения. Повторяйте действия несколько раз, чтобы он мог их освоить.

Постепенно уменьшайте поддержку, передавая ему отдельные шаги. Например, пусть ребенок сам возьмет ложку и опустит ее в тарелку. Вы лишь помогаете набрать пищу. Вместе подносите ложку ко рту, затем дайте ему снять еду губами. Попросите его самостоятельно опустить ложку обратно в тарелку. 

Не ругайте за беспорядок: помните, что сейчас главное – научиться, а не соблюдать идеальную чистоту. Запаситесь влажными салфетками и фартуком. Постепенно, шаг за шагом, ребенок научится есть самостоятельно. 

Формирование навыка самостоятельного приема пищи – это важный этап в развитии незрячего ребенка. Будьте терпеливы, поддерживайте его, создавайте позитивную атмосферу вокруг еды, и у вас обязательно все получится! Помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и не стоит сравнивать его с другими детьми. Главное – любовь, поддержка и вера в его силы.

ВАЖНО

Если у незрячего ребенка имеются сочетанные нарушения, техника кормления и выбор посуды должны быть скорректированы специалистом с учетом возможностей конкретного ребенка.  Посоветуйтесь со специалистом, врачом, которому вы доверяете.

В статье использовался не только личный опыт, но и доступная отечественная и зарубежная литература по этой теме. Если у вас возникли вопросы, напишите в редакцию, и я с удовольствием на них отвечу.

Рекомендуем

Об авторах

Юлия Яшина

Юлия Яшина

Автор портала, тифлопедагог

Таиса Марченко

Таиса Марченко

Тифлокомментатор

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.