"Увидеть картину" без зрения: как музеи адаптируют коллекции для незрячих людей

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: на фото - фрагмент фрески Микеланджело "Сотворение Адама". Две мужские руки тянутся друг к другу и почти касаются указательными пальцами. Рука справа дает более активный посыл навстречу, а кисть руки слева выглядит расслабленной - принимающей импульс.

Живопись — объемный мир в рамках плоской картины, удивительный и притягательный. Наверняка каждый человек когда-либо испытал желание, глядя на нравящуюся ему картину, погрузиться в нее, шагнуть в ее пространство: ощутить прохладу пруда в Живерни, провести рукой по колосящейся пшенице с картины Ван Гога, стать луной или деревом, слиться с природой. Шедевры живописи — больше, чем то, что видно человеческому глазу. Это художественно воплощенный фрагмент мира с особыми красками, звуками, запахами, историями.

Художник, созерцая окружающий мир, выражает свое видение и переживание в собственном творении. В процессе создания картины он движется от внутреннего образа к его художественному воплощению, результатом которого является произведение изобразительного искусства. Человек, смотрящий на картину, совершает обратное путешествие — от того, что он видит, к внутреннему образу. Сам факт существования внутреннего образа картины и у художника, и у созерцателя может означать, что человек без зрения способен «увидеть» ее в своем воображении. Осознание этого открывает множество способов адаптации музейных экспонатов для людей с нарушением зрения. Незрячего человека перед картиной можно сравнить с художником, который стоит перед белым холстом видит в своем воображении картину благодаря тому, что слышит, чувствует и проживает.

На фото: фрагмент картины Рене Магритта «Состояние человека». 1933 National Gallery of Art, Washington

Тифлокомментарий: на фото — фрагмент картины Рене Магритта «Состояние человека». В центре — деревянный мольберт на трех ножках, на котором закреплено полотно. Он стоит у открытого окна с раздвинутыми коричневыми шторами. На картине — пейзаж, повторяющий вид из окна: летний ясный день, на голубом небе — белые облака, по зеленому полю идет тропа, справа — изящное дерево с молодыми листочками, на заднем плане — лиственный лес.

Ведущие музеи мира, желая поделиться наследием мировой культуры со всеми, находят разные способы представления картин для незрячих и слабовидящих посетителей. Некоторые из них создают тактильные копии картин и аудиоописания (аудиодескрипции), полагаясь на наиболее активные каналы восприятия информации. Другие же идут дальше, считая, что для формирования полного представления о картине нужно задействовать также обоняние и кинестетику. Согласно мнению незрячих посетителей, больше всего информации о произведении изобразительного искусства дает тактильное изучение его рельефной модели, сопровождающееся аудиодескрипцией. Использование ароматов и других стимулов восприятия вызывает вопросы и дискуссии: насколько они информативны и необходимы, насколько субъективны, не отвлекают ли от самого произведения? Как найти идеальный способ, который сможет наиболее точно передать форму, композицию, образы, смыслы и настроение картины?

На фото: один из залов музеев Ватикана

Тифлокомментарий: на снимке — один из великолепных залов Ватикана, отделанный бежевым мрамором. Вдоль стен — греческие колонны, между которыми выставлены древние скульптуры и бюсты. Группа туристов проходит по шахматной мраморной плитке под высокими арочными потолками с лепниной. Над проходом в следующий зал — декоративный балкон, его держат на головах четыре статуи.

Музеи Ватикана называют музеями для всех. Они представляют копии экспонатов в виде тактильных барельефов в открытом доступе и организуют специальные бесплатные мультисенсорные экскурсии. Во время двухчасового визита в Григорианский египетский музей, Григорианский этрусский музей, Музей Пио-Кристиано, Ватиканскую пинакотеку, Этнологический музей и Сикстинскую капеллу посетители с нарушением зрения могут ознакомиться с некоторыми шедеврами коллекции Ватикана, представленными в виде барельефов с экспликациями на шрифте Брайля. Среди доступных незрячим ценителям искусства — детальные барельефы картин «Снятие с Креста» Караваджо и шедевров Рафаэля, копия фрагмента мозаики «Ангел» Мелоццо. Экскурсия состоит из нескольких частей. Сначала посетители считывают тактильно картину либо объект с барельефа, анализируют ее части, композицию, цветовую и пластическую схемы. Затем слушают поэтическое или музыкальное произведение, связанные с картиной. Воркующие звуки смеющейся лютни и арф, ароматы мирта, лимона и кипариса... Тактильные и звуковые стимулы дополняются обонятельными — и все вместе создает наиболее полный и глубокий образ произведения искусства, помогает почувствовать атмосферу той эпохи, когда оно создавалось. Над поиском средств знакомства незрячих людей с живописью работала команда специалистов по доступности и искусствоведов из разных стран мира. По мнению одного из создателей экскурсии доктора искусствоведения Изабеллы Саландри, ароматы помогают в передаче цветов и атмосферы, а музыка и поэзия погружают в эпоху и отражают настроение. В завершение экскурсии посетители проходят по ватиканским садам, слушая стихи и музыку, вдыхая ароматы и уже по-новому ощущая пространство. Такие впечатления наверняка надолго оставят в памяти образ Ватикана как сокровищницы мировой культуры, музея для человека. Попасть на экскурсию достаточно просто — стоит отправить запрос на имейл, который можно найти на страничке Accessibility официального сайта. В таком случае посещение музея будет бесплатным и без очереди.

Опыт мультисенсорного знакомства с живописью предлагает незрячим посетителям и музей Пети Пале в Париже. Проект реализован группой художников и скульпторов на основе концепции, разработанной образовательным отделом музея. Доступность всех экспонатов протестирована членами ассоциаций людей с нарушением зрения. Экскурсия для людей с нарушением зрения начинается с того, что им выдается тактильная карта, помогающая представить план музея и сформировать общее впечатление о нем, а затем и самостоятельно ориентироваться в его пространстве. На постоянной основе в залах экспонируется несколько 3D-копий скульптур и барельефов картин с описанием на шрифте Брайля, выполненных из различных материалов. Отдельные объекты в виде рельефных изображений представлены в книге, которая находится у гида. Для тех, кто хочет отправиться в мультисенсорное путешествие по картинам известных европейских художников, предлагается полуторачасовая программа. Сначала посетители проходят по залам, знакомятся с рельефами и 3D-копиями картин и скульптур, потом отправляются в сенсорную комнату. Здесь они могут приобщиться к уникальному опыту «узнавания» произведений изобразительного искусства, их творцов и эпохи.

На фото: скульптура в нише. Музеи Ватикана.

Тифлокомментарий: на фото: в нише стены — мраморная скульптура мужчины. У него густые вьющиеся волосы и борода. На мужчине свободная одежда в древнегреческом стиле. Его взгляд суров, он поднял мускулистую руку и вытянул указательный палец вперед.

Автор проекта Катрин Андрэ, как и ее коллеги из музеев Ватикана, считает мультисенсорный метод передачи живописи незрячим людям наиболее эффективным и информативным. Она убеждена, что нет единого универсального способа создания модели картины, поэтому для одних подходит барельеф, для других — макет, для третьих — 3D-композиция. При этом очень важно давать возможность людям с нарушением зрения знакомиться с экспонатами как в общем музейном пространстве вместе со всеми посетителями, так и в специально отведенных залах, где можно экспериментировать с материалами, техниками и стимулами восприятия. В «Мультисенсорном сундуке» (так называется экспозиция макетов полотен для незрячих посетителей) представлены шесть картин европейских художников. Они интерпретированы и воссозданы разными способами в зависимости от техники живописи, сюжета, композиции и других факторов. К каждому из полотен на основании ассоциации с цветом, ключевым образом или настроением подобрана композиция ароматов — в этом отношении учтены результаты современных исследований о связи аромата и цвета, аромата и звука, а также их влияния на формирование образа в сознании человека. Очевидно, обонятельные впечатления не для всех людей с нарушением зрения являются одинаково информативными и могут вызывать разные ассоциации. Например, аромат ментола связан у одних незрячих людей с ощущением свежести, с голубым цветом и образом неба, а другим он напоминает морской бриз. Как дополнительный стимул они помогают незрячему или слепоглухому человеку точнее определить образ и ощутить атмосферу.

Еще одна особенность специальной выставки в Пети Пале в том, что модель каждой из картин состоит из нескольких элементов. «Портрет Амбруаза Воллара» импрессиониста Поля Сезанна представлен в виде барельефа, который передает геометричность форм, присущую стилю художника. Строгость образа и палитра цветов подчеркнуты ароматами металла и кожи. Для пейзажа «Закат над Сеной» Клода Моне выбран другой способ представления — несколько копий, написанных маслом. На копии, отображающей картину полностью, ощущается водная гладь, цепкие и острые ветки деревьев, силуэты домов и круг луны. Техника, в которой она выполнена, позволяет считать тактильно не только визуальные образы, но и саму воздушность и легкость импрессионизма. На отдельных планшетах воспроизведены главные образы картины в увеличенном виде. Водно-древесный прохладный аромат навевает ощущение ночной прогулки вдоль Сены.

Фото: Вечерний Париж. Вид с моста.

Тифлокомментарий: на фото — вечерний Париж. Вид с моста Александра III, украшенного бронзовыми скульптурами с позолоченными деталями. Набережная Сены освещена фонарными столбами, в воде отражается фиолетово-розовое закатное небо, вдалеке виднеется верхушка Эйфелевой башни.

«Поединок гяура с пашой» Эжена Делакруа — одна из наиболее сложных моделей. Жестокая борьба двух всадников, тела людей и лошадей, смешавшихся в схватке, — все это приобрело объем в 3D-скульптуре. Композицию картины можно ощутить в рельефном изображении. Планшеты с миниатюрными костюмами, точно повторяющие фактуру и фасон одежды всадников, воспроизводят дух эпохи и культуры. Атмосфера и накал чувств персонажей ощущаются еще до тактильного знакомства с картиной — в запахе свежей крови и металла.

Для объемного воссоздания картины голландского художника Питера Янсенса Элинга «Подметающая женщина» используется театральный макет. Эта форма дает возможность передать все детали до мельчайших. Материалы подобраны точно: деревянные объекты выполнены из дерева, для зеркала выбран тонкий лист холодного металла, для кувшина — глина. Сложнее всего передать цвета. В этом помогают ассоциативные связи и детальное описание. Кажется, что картины уже перестали быть просто картинами, а наполнились историями, чувствами, стали ощутимыми. Ведь в этом и проявляется искусство. Оно вызывает жизнь мысли, игру воображения, эмоциональный отклик, внутренний образ. И этот образ может быть похож на тот, который послужил источником произведения, а может и отличаться. Главное, что он пробуждает эстетическое переживание и расширяет границы мира.

Многие музейные учреждения могут перенять опыт музеев Ватикана и Пети Пале, чтобы создать собственное инклюзивное пространство. Тем более, реализовать такие проекты реально даже с весьма скромным бюджетом по сравнению с другими затратами. Но если у небольшой галереи или музея пока нет средств, можно начать с более доступного. В этом отношении ценным является опыт авторов проекта «Anima Chroma/Живые картины», в ходе реализации которого художники Дмитрий Петров и Александр Петров, режиссер Альберт Рудницкий и хореограф Александра Рудик исследовали способы передачи живописи слепоглухим людям посредством языка театра и пластики. В итоге получился анимационно-пластический спектакль о восприятии живописи людьми, которые по-разному видят. Если для незрячих людей тактильный макет и звуковое описание картины могут быть достаточно информативны, то слепоглухому человеку необходимо прожить ее эмоционально в действии, в пластике. В рамках эксперимента для знакомства с картинами использовались и самодельные мультисенсорные макеты, и «живые картины», воссоздаваемые актерами. Каждая изучаемая картина оказывалась созвучной личным переживаниям и эмоциональному опыту участников. Техника проживания картин в этюдах оказалась наиболее эффективной, а сами этюды были построены по принципу развития и домысливания сюжета полотна: до зафиксированного на нем момента и после. Такое классическое актерское упражнение может стать основой экскурсии-перформанса и войти в программу любого музея, тем самым вовлекая людей с разными возможностями в совместное познание мира и творчество.

Существует множество способов знакомства незрячих посетителей с произведениями изобразительного искусства. Важно понимать, что зрение не единственный, хотя и главный путь к их восприятию и переживанию.