Вера в абсолют: как благотворительный фонд может помочь музею

Тифлокомментарий: цветная фотография. В художественном музее перед тактильной копией стоят мужчина и женщина. Это Евгения Киселева и Александр Светаков. Евгения — молодая женщина невысокого роста со светлыми волосами и тонкими чертами лица — достает тактильную копию из ящика, висящего на стене, Александр внимательно смотрит на тактильный рельеф.

«Не трогать» и «не приближаться» — эти правила изобразительного искусства надолго сформировали представление о художественном музее, как о месте, недоступном для людей с инвалидностью по зрению. Но последние годы крупные и малые, государственные и частные музеи начали делать специальные программы для незрячих и слабовидящих. Один из первых в этой работе — ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Сегодня в Пушкинском есть целая коллекция тактильных рельефов, выполненных по мотивам знаменитых произведений искусства. Теперь занятия для детей и взрослых с проблемами зрения проходят с их использованием. Музей работает и с незрячими, и со слепоглухими посетителями. Люди с инвалидностью также выступают в качестве экспертов по формированию доступной среды, а иногда и сами проводят мастер-классы или даже театрализованные выступления.

На карантине Пушкинский проводит экскурсии онлайн, публикует беседы с хранителями и тифлоаудиогиды. Все это можно слушать из дома и путешествовать по музею в своем воображении. Музей проводит ежегодную международную конференцию, где встречаются представители крупнейших фондов, общественных организаций и музеев из разных городов России и мира.

У истоков инклюзивной деятельности Пушкинского музея стоит Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь», благодаря поддержке которого в музее появился Отдел инклюзивных программ, в также постоянная программная, методическая и научная деятельность по включению людей с инвалидностью в культурную и общественную жизнь.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На зеленой поляне у леса установлен логотип: оранжевые строчные буквы складываются в слово «абсолют». Позади расположен комплекс современных двухэтажных строений, выполненных в коричневом цвете с разноцветными яркими вставками. Это школа-интернат «Абсолют».

Александр Светаков: «Благотворительный фонд „Абсолют-Помощь“ поддерживает проекты, которые не просто помогают, но и меняют отношение к инвалидности в обществе»

Фонд «Абсолют-Помощь» основан 18 лет назад и сегодня реализует более 60 проектов в разных регионах России. Председатель Общего собрания фонда «Абсолют-Помощь» Александр Светаков входит в Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, а также лично патронирует развитие программы «Доступный музей» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Он рассказал порталу «Особый взгляд» о проектах фонда.

Сфера благотворительности в России сегодня активно развивается. Каждый день появляются новые направления для поддержки и новые просьбы о помощи. Фонд «Абсолют-Помощь» существует давно. Расскажите, с чего все начиналось.

Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» был создан в 2002 году и является корпоративным. Приняв решение заняться благотворительностью системно 18 лет назад, мы начали с коррекционных школ, то есть в фокусе внимания фонда всегда были дети с ограниченными возможностями здоровья и опытом сиротства. Сегодня мы продолжаем работать в этом направлении и развиваем инфраструктуру поддержки таких детей.

Какие проекты поддерживает «Абсолют-Помощь» и почему?

У нас очень широкий спектр поддержки по разным направлениям — от образовательных программ для детей с ментальной инвалидностью до паллиативной помощи и семейных программ реабилитации. Мы помогаем детям с опытом усыновления, отказа и другими жизненными травмами. Все проекты объединены идеей развития сервисов для детей с особенностями, а также обучения их семей и специалистов, которые с ними работают.

То есть фонд работает и с родителями?

Конечно. Дети неразрывно связаны с родителями и, в первую очередь, ребенок связан с матерью. Есть много программ, где мы помогаем не только ребенку, но и всей семье, а также отдельно матерям. Один из проектов, который мы поддерживаем, разработал фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». В рамках проекта оказывают помощь молодым мамам, которые оказались в трудной жизненной ситуации и находятся на грани отказа от ребенка. Когда в семье появляется ребенок с особенностями развития, это большое испытание для всех. Необходима психологическая поддержка, еще больше нужна достоверная информация: где можно получить помощь, что положено такой семье, как правильно с таким ребенком взаимодействовать. Поэтому многие проекты направлены на помощь всей семье.

В период изоляции Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» продолжает свою деятельность и продолжает рассматривать заявки на поддержку. Кроме того, проводятся информационные мероприятия, поддерживающие родителей и детей, чья ситуация в период карантина стала еще более сложной.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Коридор школы «Абсолют». На следующий этаж ведет лестница и длинный двухсекционный пандус. У лестницы и пандуса стеклянные ограждения и двухуровневые металлические поручни. Зона пола перед лестницей выделена желтым цветом. Пространство школы очень светлое: белые стены прорезают горизонтальные окна, на потолке линейные светодиодные лампы и круглые светильники. Вдалеке на стенах висят яркие стенды и фотографии.

Флагманский проект фонда — инклюзивная школа «Абсолют». У школы очень прогрессивный подход к обучению и организации образа жизни детей. Как возник этот проект?

У нас проект нетиповой. Мы взяли опыт северной Европы — Дании и Швеции, которые продвинуты в вопросах инклюзивного образования и правильного подхода к доступности среды в целом. Оттуда пришел принцип нормализации по отношению к людям с ОВЗ, который мы полностью разделяем в школе. Эта концепция заключается в том, что жизнь человека с любыми особенностями должна быть максимально приближена к жизни обычного человека. У всех людей должно быть право на самоопределение и уважение, экономические права. То есть для интеграции человека с инвалидностью в общество не нужно пытаться изменить его самого, а напротив, окружающая среда должна быть адаптирована под его потребности.

Как этот принцип удается реализовать на практике?

В нашей школе больше детей с особенностями развития, чем нормотипических. Это позволяет особенным детям тянуться за обычными, а обычным — развивать толерантность и открытость. Когда дети с инвалидностью общаются только друг с другом в изолированных условиях, это приводит к еще большему отчуждению и проблемам социализации. Инклюзивное образование полезно и обычным детям: есть данные, что в таких условиях у них повышается коэффициент внимательности и эффективности обучения. Такое единство — большая ценность, после окончания школы всем им предстоит жить в реальном мире, а он полон разнообразия. Хорошо, когда понимание этого складывается с детства.

Кроме школы, какие еще проекты, связанные с инклюзией, поддерживает фонд?

По большому счету почти все наши проекты напрямую или косвенно связаны с инклюзией и доступной средой. Чтобы инклюзия работала по-настоящему, одних пандусов недостаточно: нужна готовность общества взаимодействовать с инвалидами на равных. У нас есть проекты, направленные на повышение качества жизни конкретных групп подопечных. Например, слабовидящих и незрячих детей в детских домах-интернатах (ДДИ). Команда врачей и экспертов наших партнеров посетила несколько подмосковных ДДИ и провела серию мониторингов для составления индивидуальных рекомендаций по ведению воспитанников. Перед нами стояла задача максимально полно отразить картину по каждому ребенку и помочь скорректировать план его развития и лечения индивидуально, поэтому в рабочей группе были психологи, психиатры, диетологи, стоматологи, офтальмологи и отоларингологи.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный день. Вид снизу на группу подростков, над ними яркое голубое небо. Два мальчика широко улыбаются, рядом с ними стоит юноша в классическом костюме с бабочкой.

Случаются ли по-настоящему серьезные коррективы? Что выявил мониторинг?

Бывает, что в первые годы жизни, до периода развития речи, у детей остаются невыявленными ограничения по зрению. Ребенок отстает в развитии, но это не связано с ментальными особенностями: причина оказывается именно в плохом зрении. В этих случаях детям просто проводят корректирующие операции или подбирают оптику, и в результате дети развиваются полноценно.

Еще одна категория людей, для которых вопрос инклюзии стоит остро, — люди с особенностями психоэмоциональной сферы. Сегодня активно дискутируется вопрос психоневрологических интернатов (ПНИ). Что Вы думаете по этому поводу?

Я непосредственно участвую в этой дискуссии. Последнее заседание Совета (Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере под председательством Татьяны Голиковой) было посвящено реформе ПНИ, поиску более гуманных альтернатив. Эту проблему сможет решить закон о раздельной опеке, который мы ждем: он уже принят в первом чтении и должен быть принят во втором. Смысл этого закона в том, чтобы правами попечителя обладал не только директор учреждения, но и члены семьи и благотворительные фонды. Этот закон очень нужен сегодня. Наш фонд стремится стимулировать общественную дискуссию на эту тему, чтобы люди разных профессий, активисты, журналисты, знаменитости говорили об этом и привлекали еще больше внимания к этому вопросу.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Александр Светаков на выставке Томаса Гейнсборо в Пушкинском музее. Светлый зал с высоким потолком. Между колоннами стоит темноволосый мужчина в черном костюме и голубой рубашке с расстегнутой пуговицей на воротнике. У него открытое лицо, внимательный взгляд темных глаз и крупный нос. Губы складываются в едва заметную улыбку.

Какие еще проблемы, связанные с инклюзией, существуют?

Существует большая проблема отношения к людям с инвалидностью в обществе. Безусловно, сдвиги есть и тенденция — положительная, но есть еще много, над чем работать. Сегодня благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» поддерживает проекты, которые не просто помогают, но и меняют отношение к инвалидности в обществе, меняют существующую ситуацию. К таким проектам я бы отнес и «Доступный музей» в Пушкинском, где поднимаются вопросы отношения к инвалидам и проводится много дискуссий на эту тему.

Как вы начали работать с ГМИИ им. А.С. Пушкина?

Я москвич, и для меня Пушкинский — самый московский музей. Поэтому с 2018 года я являюсь меценатом музея и особое внимание уделяю инклюзивному направлению. Программа «Доступный музей» в Пушкинском сегодня предлагает тактильные занятия для детей и взрослых, тифлокомментирование и многое другое. Важно, что у посетителей есть возможность разделить опыт людей с инвалидностью, пообщаться с ними и испытать одни и те же ощущения. Этот опыт очень обогащает жизнь. Мое представление о слепых людях расширилось после посещения Музея Диалога (Dialogue Museum) во Франкфурте-на-Майне, где посетителям предлагают прожить часть дня в полной темноте — погулять в парке, где поют птицы, пообедать в кафе, потрогать фрукты на рынке. После этого опыта ни один человек не сможет воспринимать мир так, как прежде.