Поход в театр — такое важное событие в культурном становлении человека — для людей незрячих и слабовидящих до недавнего времени было неразрешимой проблемой. Но с недавнего времени ситуация стала сдвигаться с мертвой точки.
Ночь и туман
Одним из пионеров этого движения стал Московский театр кукол. Два его спектакля начинаются не с вешалки, а с глухой поролоновой черной маски на глазах. Надел — и тут же потерял связь с миром, баланс, ориентацию, отдавшись в руки ведущего, а затем актеров.
Впрочем, на спектакле «Майская ночь» у тебя есть выбор — остаться в своем стане зрячих или перейти демаркационную линию и полностью «ослепнуть» ради нового опыта. Литовская постановщица Каролина Жерните вспомнила, что помимо слуха и зрения (на которые ориентируется обычный режиссер), у человека есть еще много других чувств — «зрячих пальцев стыд и выпуклая радость узнаванья», как сказал Осип Мандельштам.
Фото: сцена из спектакля «Майская ночь»
Тифлокомментарий: вид из зрительного зала. В центре сцены стоят полукругом восемь деревянных кресел. На них лицом к зрителям сидят взрослые и дети. Они одеты современно, буднично. У всех завязаны глаза, и каждый держится за конец своей веревки. Противоположные концы веревок держит девушка в черном. Она сидит на полу напротив людей в креслах, спиной к зрителям. Ее длинные, темные волосы распущены. Справа и слева от нее — еще трое молодых девушек в черном. Одна из девушек держит в руках деревянную трещотку. У всех четверых на ногах валенки.
Ранее в Литве она поставила детский спектакль «Сказки пчелки для шести чувств», то есть для зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и пресловутого шестого чувства (назовем его интуицией). Разумеется, все уже было в этой жизни — были и театральные мыслители, обращавшиеся к полисенсорному театру, — например, итальянские футуристы Филиппо Томмазо Маринетти и его жена Бенедетта Каппа: опыт Первой мировой войны, необходимости ориентироваться в темноте окопов, привели их к созданию манифеста тактилизма и составлению тактильных таблиц с различными фактурами и формами. Своим предшественником они называли Умберто Боччиони, создавшего первый объект в духе touch-art из железа, глины, фарфора и волос.
Но это история искусства. А молодая литовская художница руководствовалась скорее соображениями этики. «Мне хотелось бы придумать спектакль-утопию, такой, где звездой был бы не актер — сейчас слишком много актеров играют для себя, — а зритель. Потом я подумала, что это должен быть зритель с какими-то особенностями восприятия, например, слабовидящий», — призналась госпожа Жерните в одном из предпремьерных интервью.
Зрителям с нарушением зрения отводятся на ее спектакле почетные места на сцене: восемь специальных вертящихся кресел на колесиках, катаясь на которых можно вспомнить о карусели, центрифуге или комнате страхов. У зрячих есть выбор: надеть повязку на глаза и почувствовать себя в ситуации незрячих или остаться при своем и увидеть уникальное зрелище — актеров, которые буквально травой стелются и ветром вьются вокруг своей необычной публики. Это своего рода служение и самоотречение, такое неожиданное для актерской профессии.
Над головой восьмерых зрителей «Майской ночи» шелестит листва, в лицо им дует свежий ветерок с Днепра, пахнет травами, жасмином, полынью, чесноком и салом, мокрыми водорослями, скрипит галька под ногами. Зрители чувствуют прикосновения девичьих волос, мокрых русалочьих одежд или страшной лапы мачехи-ведьмы, превратившейся в кошку. Подвыпивший казак Калейник опирается на плечи зрителей, несчастная Панночка метет избу, задевая по ногам. В сцене пира незрячие участники лепят из теста пироги, которые затем и съедают вместе с огурцами, яблоками и прочей снедью. Поют ночные птицы, стрекочет сверчок, дивчины и парубки поют украинские песни.
Надо ли говорить, с какой благодарностью и отдачей включаются в действие люди, привыкшие жить в темноте, преодолевая тысячи трудностей. Суровый мир, сквозь который они бредут на ощупь, вдруг окутывает их заботой, точно теплым одеялом. Актеры, которые вошли в эту реку, проходили серьезные тренинги, а экспертами выступали члены Всероссийского общества слепых — именно на них опробовали режиссерские находки. Надо полагать, что после такого эксперимента они будут совсем по-другому относиться к своей профессии.
А Московский театр кукол продолжил «ночную» тему — вслед за «Майской ночью» режиссер Наталья Пахомова выпустила «Сказку с закрытыми глазами «Ежик в тумане». На «ежика» публика не валит валом — каждый зритель, «ослепший» хотя бы на время прохода в зал, входит, держась за прутик поводыря, блуждает, спотыкаясь на кочках, набредает на свою. Глаза можно открыть, но создатели спектакля настоятельно рекомендуют не делать этого, тем более, что один из главных героев спектакля — кто-то, кого никогда не видно. В лесу Сергея Козлова настает время сумерничать, и в гости к Ежику (Евгений Казаков с подушкой-ежиком) и Медвежонку (Евгений Ильин в полу надетой спереди шубе-медвежонке) приходит Заяц (Мирон Овсянников с почти обычной плюшевой игрушкой-зайцем). Ночные птицы хлопают крыльями (раскрытых зонтов). Заяц бегает по лесу — «оттеняет неподвижность» (несколько актеров по залу передают его бег перестуком маленьких барабанчиков). Звенят комары (бокалы с водой), травинки жалуются на холод поющими голосами лежащих актрис, которых Заяц, ежик и Медвежонок бросаются греть по-рыцарски самоотверженно. Ползущий ночной туман холодит влагой (с белой простыни капает вода). Галька под лапами хрустит, как фасоль в миске. Растет коллекция звуков и приемов для «слепого» театра. А маленькие и взрослые (последних почему-то больше) завороженно слушают философские притчи про Зайца, который так всех боялся, что пошел топиться к Черному омуту — и обрел бесстрашие. Про ежика, который не мог пережить, что его не было, а хоть бы даже и в заячьем сне, где был Медвежонок. И про Медвежонка, который так и не понял, как оттеняется неподвижность, но понял, как важно ежику — быть. Тут же выдумал ему место в чужом сне и сам быстро поверил в свою выдумку.
Серьезный мальчик лет восьми так и просидел рядом со мной, старательно зажмурив глаза на весь спектакль. Пожалуй, он был прав.
Очами внутрь
Фото: зрители на спектаклях-невидимках.
Тифлокомментарий: зрительный зал на спектакле-невидимке. Все кресла заняты зрителями, у которых глаза закрыты черными повязками. На переднем плане две юные девушки внимательно прислушиваются к происходящему. Одна подпирает подбородок рукой.
Эти спектакли созданы для незрячих детей, но зрячие дети, получив подобный зрительский опыт в кромешной темноте, сполна почувствуют, как просыпается их фантазия. Да и зрячие взрослые испытают довольно сильное впечатление, точно их вытащили из этого протекающего сквозь них информационного потока (часто совсем им не нужного) на какой-то берег, где можно выдохнуть и наконец-то услышать себя. Спектакли, которые нельзя увидеть, но можно услышать, понюхать, потрогать, задвигаться с ними в такт, становятся чем-то вроде портала для входа в другую реальность с визуальной невесомостью.
Проект «Спектакли-невидимки» вырос из довольно простой идеи записать диск со сказками для незрячих детей из специализированных интернатов. Идея принадлежала слепому от рождения психологу МГУ Леониду Шорохову. Так родилась почти новогодняя история о безволосом мальчике Карле, который стеснялся насмешек и однажды украл шляпу. Чтобы загладить свою вину, он должен совершить свой первый большой поступок в жизни в сказочной стране с помощью волшебного облака Вольке. Эту историю вычитали дети, пробравшиеся ночью в кабинет отца, где лежала старинная книга писателя Корги Вельш. На самом деле сказку написала Ксения Дмитриева, а поставила Екатерина Негруца, режиссер театра-музея «Булгаковский дом». Поставила после того, как диск по разным причинам не получился, зато звуковое решение становилось все богаче и разнообразнее, пока наконец не родилась идея сделать из нее спектакль для незрячих. К обеим создательницам присоединились молодые актеры Янина Исаичкина, Олеся Абрамова, Егор Сальников и Ярослав Жалнин. Где-то за порогом остались их «нормальные» роли и съемки в кино и сериалах. Здесь им приходится говорить на разные голоса, петь, скрипеть, шуршать фантиками, резать бумагу, блеять, мычать, таскать вентиляторы и распылители, чистить мандарины, размахивать мокрым полотнищем — и знать, что никто их не увидит и тем более не узнает. Зато услышит и почувствует. Создатели первого спектакля-невидимки, сами зрячие, в буквальном смысле слова двигались на ощупь, постигая, что такое мир слепых. Их проводниками в этот мир в буквальном смысле стали ученики московской школы-интерната № 1 для слабовидящих детей. Их восприятие служило индикатором того, в верном ли направлении движутся авторы невидимого спектакля.
Спектакль «Вольке» в итоге показали в 34 российских городах. Однажды спектакль чуть не провалился: пришли не слепые, а слабовидящие зрители и увидели то, что не предназначено для посторонних глаз — кухню создания иллюзорного мира. С тех пор зрячим зрителям строго-настрого предписано «смотреть» спектакль в черной повязке.
«А без маски вы вообще ничего не поймете, — говорит Екатерина Негруца. — Ведь то, что происходит в зале, не имеет отношения к содержанию. Здесь в проигрыше оказывается как раз тот, кто снял маску.
На первом этапе нам было довольно страшновато. Мы вообще не понимали, насколько мы может вторгаться в мир незрячих, каким должен быть интерактив. Когда мы обратились в Первый интернат, к нам сначала отнеслись с подозрением. Но уже первый спектакль прошел просто феерически — дети сами сказали, что это спектакль 3D.
Фото: Спектакль-невидимка «Чучело».
Тифлокомментарий: сцена из спектакля. За приоткрытым окном без занавесок в профиль сидит девушка в белой просторной рубашке. Глаза ее закрыты, голова запрокинута. Русые волосы собраны ниже затылка.
Самым сложным было прописать техническую инсценировку. Как сделать, чтобы запах исчезал вовремя? Вносим, распыляем, и выносим из зала. Как сделать звук объемным? На футляре гитары крепим всякие замки — и создается объемное звучание открывающихся и закрывающихся дверей. И так далее. На первом этапе репетиций мы занимаемся драматическим разбором, как везде. На втором — техническими задачами. Актеры совсем не страдают от того, что им приходится таскать вентилятор или чем-нибудь щелкать — это входит в партитуру спектакля. Ведь не обижаются же они, что танцуют, если спектакль пластический? Главная сложность — мы не видим глаз. Все сидят как бы без эмоций, первый раз вздрогнули, когда мы брызнули водой. А так — просто мертвый зал. И только на поклонах мы видим их настоящую благодарность. Но сейчас мы уже научились чувствовать атмосферу в зале и понимать, когда есть нужный эффект.
Со своими спектаклями мы объездили уже больше тридцати городов: в месяц получается примерно по два-три выезда. Мы отнюдь не антреприза, которая ездит по театрам, а если говорить про Школы-интернаты для незрячих, то туда вообще театры из Москвы не приезжают. Для гастролей нам не нужны ничего, кроме розеток: в любом классе можем расположиться этаким цирком-шапито. Распределяем наш реквизит на всех: в «Чучеле» нас одиннадцать человек, в «Вольке» — девять вместе с администратором. Мечтаем о собственном минивене, чтобы минимизировать расходы«.
В «Вольке» актеры сидят за столом с микрофонами, уставленным всякой всячиной. Чтобы хрустел снег под шагами, надо ритмично резать стопку бумаги перед микрофоном. Чтобы запахло Новым годом — почистить мандарины и пронести вдоль рядов чайник со свежезаваренным чаем с корицей. Чтобы зажурчал ручей — поболтать пластиковой бутылкой с водой перед микрофонами. Чтобы мычали коровы, лились песни над рекой, завывал ветер — хватит и голоса. Чтобы понять, как понравилась Карлу черная шляпа, надо пустить по рядам ее потрогать. А чтобы поверилось в привидение, надо привязать к палке полотнище и развевать его над залом.
В «Чучеле», втором спектакле-невидимке, публика находится в плотном окружении звуков — артисты перемещаются по залу, уставленному звукоусилителями, а звукорежиссер, наверное, должен ощущать себя осьминогом. Лену Бессольцеву играет актриса Янина Исаичкина — именно ей, когда-то поступившей в театральный институт с отрывком из «Чучела», захотелось вернуться к этому произведению в уже полноценной постановке. Конечно же, все взрослые и зрячие помнят культовый фильм Ролана Быкова, но команду это не остановило. Автор повести Владимир Железников дал согласие на такую неожиданную постановку.
В «Рождественской истории» по Диккенсу, третьей работе, поставленной режиссером Семеном Филипповым на музыку Вадима Каверина, главной становится музыка. Кахон, виолончель, ханг, терменвокс, колесная лира, а также традиционные английские рождественские гимны, колядки, ирландские мотивы, колокола и хоралы — какие только инструменты и жанры здесь не звучат. В партитуре «Рождественской истории» голоса становятся частью музыкальной партитуры. Их игра вплотную приблизилась к границам оперы. Чего стоят трансформации голоса старого Скруджа, который за одну Рождественскую ночь (и за время спектакля) должен превратиться из скряги в святого. Задачи, поставленные здесь перед актерами, напоминают работу в маске: лишенный мимики актер должен стать более выразительным с помощью пластики и голоса. Темнота же забирает и пластику, и тогда только голос берет на себя все задачи по созданию образа.
В «Рождественской истории» играют только зрячие актеры. А в это время Екатерина Негруца начала работу с незрячими при театре Студии для таких особых актеров. Первопроходцем этой студии стала школьница Яна Наместник — не видит от рождения, но поет и играет на гитаре и флейте и пишет песни. Кроме того, каждая гастрольная поездка «Спектаклей-невидимок» сопровождается мастер-классом по созданию звуковых партитур, чтобы незрячие дети (а среди них есть потрясающие «слухачи» и мастера звукоизвлечения), живущие в подобных интернатах, поверили — делать театр бесконечно трудно, но возможно.
«Первый барьер, который мы преодолели, это слова, связанные со зрением, — говорит Екатерина. — Оказалось, что эти ребята совершенно спокойно говорят фразы „Все глаза проглядел“, „а можно мне посмотреть“ (а не „можно мне потрогать“). Их учат быть на равных. Просто они смотрят руками. Конечно, где-то мы слегка привираем, опускаем не нужные им цветовые описания.
Огромную роль в жизни незрячих ребят играют учителя, на которых нам пока везет. Одно время хотели объединить интернаты для незрячих с общеобразовательными школами, но делать этого ни в коем случае нельзя. Их готовят к полноценной жизни, но в определенных условиях, в которых им надо провести самый сложный этап жизни. А жизнь никуда не денется. С определенного времени они начинают выезжать в город. Много работают с компьютером и прочей говорящей техникой, готовятся к конкуренции и поступают в вузы, разве что более ограничены в выборе профессии. Слепота осложняет жизнь, но реализоваться можно. Наша студия покажет им, что для них теперь открыта еще одна область — театральная».
К четвертой постановке «Спектакли-невидимки» освоили фандрайзинг и на собранные средства пополнили свой репертуар новым спектаклем «Все началось со створки для душа» по рассказу Ксении Штерн. Отправной точкой к созданию спектакля стал рассказ про гостеприимного мальчика с Луны, попавшего на Землю
Четвертый спектакль «Невидимок» стал первым, где участвует незрячий актер. Артем Калиев потерял зрение от удара футбольного мяча. Театрального опыта не имел, играет (в том числе и в спектакле) на разных духовых инструментах, поет в хоре. В постановку попал без всяких скидок на свою беду — прошел многоступенчатый кастинг. Его приняли за «волшебный голос» и «отсутствие профессиональных штампов». Для режиссера Тимура Казнова Артем стал своего рода камертоном. «Профессиональный театр наполнен штампами. Мы говорим что-то про оценки, действенный анализ, манеру существования, градус выразительности — его в эту фразеологию ввести невозможно, ему надо объяснять причину его действий. При этом Артем, как профессиональный актер, научился закреплять и повторять свои действия — мы нашли его личные „точки“, обстоятельства его судьбы, и выстроили по ним роль.
Только после спектакля мы объявляем публике, что среди участников есть незрячий исполнитель. В мои задачи не входило вызывать к нему жалость, играть на чувствах людей, в мою задачу входило рассказать историю, чтобы каждый зритель увидел ее, как в кино».
И лед, и солнце
Тем же путем, что и «Спектакли-невидимки», пошла и маленькая театральная компания «Smallfish». На ее счету пока только один спектакль «Потрогай солнце» по «Мороженым сказкам» северного самородка Степана Писахова, писателя и художника. Живописи он учился в Петербурге и Париже, а душу так и оставил на Русском Севере, куда ежегодно приезжал на этюды. Свои сказки он часто писал от лица Сени Малины из деревни Уймы — одного из колоритных, но неизвестных северных сказителей. У сказок Писахова есть что-то общее со сказками Евгения Клюева, одухотворяющего любой предмет и даже само время. У Писахова, например, слова застывают льдинками на морозе и их дают подержать в руки (незрячие дети в первую очередь взахлеб говорят именно о том, как держали в руках слова — кусочки сухого льда).
В зал, где идет спектакль, публика заходит в повязках на глазах, держась руками за плечо впереди идущего, как на картине Брейгеля. По лицу и по ногам тебя хлещут ветки, а впереди ждет телега и путешествие по северным лесам и по деревенским ярмаркам. Телега, заваленная сеном, особой конструкции — на ножках, как у кресла-качалки или кроватки младенца, так что удастся. почувствовать себя на телеге за спиной кучера. Сквозь деревья пробивается «солнце» (лицу становится тепло), от вечернего поля тянется холодок. А впереди деревенская ярмарка, где никто не уйдет без угощения (соленого огурчика, виноградинки, пирога) и многоголосых песен. Тактильных ощущений здесь немало, ведь память кожи — важнейшая составляющая человеческой памяти. К слову, прозревшие люди не воспринимают те предметы, которые они «не увидели» руками, будучи слепыми. Также важен и запах — единственная доступная человеку «машина времени», ведь именно знакомый запах и вкус способен вернуть человека в его прошлое и помочь «в поисках утраченного времени».
Как и у коллег по незрячим спектаклям, актеры здесь делают все: раскачивают телегу, разносят лед и угощение, рассказывают на разные голоса сказки, играют на разных инструментах и замечательно поют такие же незаслуженно забытые, как и сказки Писахова, фольклорные песни. За музыкальную часть отвечают музыкант фолк-рок группы «Мельница» Алексей Орлов и фольклорная певица Ольга Зрилина. Которая сама однажды чуть не потеряла зрение, и с тех пор стала интересоваться воздействием темноты. Ольга уверяет — в абсолютной темноте даже зрячие музыканты совершенно по-другому чувствуют музыку и импровизируют — и доказывает это на концертах — таких, как «Метаморфозы», в абсолютно черном пространстве.
Создателям таких спектаклей впору читать лекции по стэнд-апам, но они предпочитают развивать свое уникальное «слепое» искусство. «Я участвовала в конкурсе проектов в ВШЭ и неожиданно мой проект из пятисот участников выиграл небольшой грант. Когда мы обратились в общество слепых, нам сказали, что их интересуют только взрослые слепые, а детские спектакли — нет, — говорит продюсер проекта и актриса Мария Смольянинова. — Мы стучались во все двери и в итоге я вышла на Культурный центр „Интеграция“, где есть абсолютно темная комната, воспроизводящая темноту слепого человека (тогда как темнота зрячего — не совсем темнота, где-то пробивается свет, и мы можем видеть хоть какие-то очертания). „Интеграция“ со скрипом нас к себе пустила, но потом они нас полюбили, и мы стали друзьями и партнерами. И мы стали собирать команду — не просто волонтеров, а прекрасных актеров, чья игра должна понравиться не только слепым детям, но и театральным коллегам. Здесь многие мои коллеги по Школе драматического искусства. И ни один еще не ушел из проекта, хотя мы так рассчитывали, что здесь каждый может заменить каждого — мало ли что в жизни случится. Мы сыграли премьеру в Интернате № 1, они пришли в восторг. Но дальше все начинание грозило заглохнуть — не было денег. И все-таки мы стали продолжать без денег. Пригласили на фестиваль в Воронеж „Дети — это мы“. Нашлись деньги на деревяшки (две скамьи-телеги), и наш режиссер Боря Фриш сам их сколотил по проекту завпоста ШДИ Александра Назарова и художника-технолога Саши Алексеевой. Выпиливать круги для телег помогали всем миром в ШДИ. Храним их пока в помещении „Интеграции“. А тем временем, нас пригласили на Международный фестиваль кукольников и батлеечников „Нябесы“ в Минск. Благодаря Союзу русских женщин и фонду „Со-единение“ поедем комфортно, на автобусе». Стоит отметить, что с фестиваля команда «Потрогай солнце» привезла сразу три награды: спецприз и диплом имени Людмилы Жданович «За самый озорной и веселый спектакль», диплом «За лучшее музыкальное оформление» и специальный диплом, учрежденный Представительством Россотрудничества в Республике Беларусь «За лучшее воплощение русской сказки в батлеечном театре».
А впереди — вторая и третья часть проекта, посвященная сказкам народов Якутии и Кавказа.
Информация, в океане которой мы живем, чаще всего визуальная — компьютеры, гаджеты, видеофакты и видеофейки стали важнейшей составляющей нашей жизни. Глаза человека — главный форпост на пути важнейших информационных потоков. Спектакли двух небольших театральных компаний, которые, независимо друг от друга, двигаются в одном направлении, предлагают на время спектакля закрыть этот форпост насовсем и сосредоточиться на внутреннем видении.