Фонд «Спорт для жизни» был зарегистрирован в начале 2016 года, но его работа началась почти пять лет назад. Благодаря его деятельности у взрослых и детей с инвалидностью есть возможность развиваться в спорте и менять жизнь к лучшему. Среди подопечных фонда – Алексей Горелов. У него синдром Ушера, который характеризуется частичной или полной врожденной глухотой с нарушением вестибулярного аппарата и медленно развивающимся сужением поля зрения (пигментным ретинитом), впоследствии приводящим к слепоте. Алексей не слышит с рождения, а терять зрение начал еще в школе. Сейчас он видит, как будто через дверной глазок. Предсказать развитие синдрома довольно сложно, а лечения пока не существует.
На фото: фрагменты спектакля In touch, одну из ролей в котором исполнил Алексей
Тифлокомментарий: фотоколлаж. На снимке слева залитая синим светом сцена. Крупная женщина с короткими волосами в свободном красном платье в пол стоит рядом с мужчиной средних лет в кремовой рубашке, коричневых брюках и ботинках. У мужчины короткие темные волосы и легкая щетина. Это Алексей Горелов. Указательным пальцем левой руки он показывает вперед и вниз, а указательным пальцем правой руки – на свои губы. Женщина внимательно смотрит на мужчину, губы ее приоткрыты, правая рука опущена, левую руку она поднесла к груди. В глубине сцены – другие актеры, за ними из темноты выступает черный экран со светящимися голубыми надписями на английском языке. На снимке справа Алексей кремовой рубашке с закатанными до локтя рукавами. Он поднес ладони к лицу и смотрит на небольшой округлый красный предмет, который аккуратно держит в руках. На правой руке – металлическая цепочка. Голову и плечи Алексея освещает луч синего света.
Тем не менее Алексей Горелов – спортсмен и актер. В 2014 году его позвали играть в спектакле «Прикасаемые» - это первая в мире постановка, в которой одновременно играют и слепоглухие, и зрячеслышащие актеры, совместный проект Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Театра наций. Спектакль состоит из воспоминаний и интервью слепоглухих разных поколений. В 2017 году Алексей сыграл самого себя в спектакле In Touch - международной версии «Прикасаемых» - в Национальном театре в Лондоне и штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. А еще у него главная роль в спектакле о восприятии живописи людьми, которые по-разному видят, Anima Chroma. В нем Алексей, как и другие актеры, играет цвет, который из картины в картину приобретает новые формы и смыслы. Он проходит очень сложный путь от небытия и ничто (в «Черном квадрате» Малевича) до олицетворения блудного сына в картине Рембрандта и покаяния. В этом спектакле слепоглухие актеры максимально независимы - зрячие только слегка направляют их через хореографию.
На фото: Алексей Горелов в спектакле «Кармен»
Тифлокомментарий: на черном фоне стоят Алексей Горелов и женщина. Они склонили головы и смотрят на белую пышную розу на коротком стебле, которую женщина держит в руках. Мужчина протягивает к розе руки, их ладони встречаются. У женщины длинные светлые и слегка пушащиеся волосы. На ней черная кофта с полукруглым неглубоким вырезом. Алексей стоит спиной вполоборота. На нем синяя футболка с белыми горизонтальными полосами.
На сцене нет никаких ориентиров – только экран с анимацией и пол. Ориентироваться актерам помогает внутренний ритм и специальные вибродатчики. Но на премьере в Санкт-Петербурге произошел форс-мажор: вибродатчики перестали работать. Сначала спектакль хотели остановить из-за технической неполадки, но Алексей доиграл его до финала. Алексей не слышит аплодисментов – зато зал очень громко топал и стучал ногами, так что он почувствовал вибрацию. В спорт его тоже привел театр. Мы поговорили с Алексеем и директором фонда «Спорт для жизни» Анастасией Плетминцевой о том, что нет ничего невозможного.
Расскажите о том, как все начиналось в спорте.
Алексей Горелов: Еще маленьким ребенком мама возила меня в бассейн «Москва», где сейчас Храм Христа Спасителя, мне там очень нравилось плавать. А в фонде я сначала занимался бегом и спустя два года занятий Анастасия Плетминцева предложила мне участвовать в старте среди слышащих и людей с ограничениями здоровья на соревнованиях по триатлону в Сочи. Это был мой первый старт. И я до сих пор активно участвую, но теперь хочется поучаствовать в соревнованиях еще и за рубежом.
Анастасия Плетминцева: Алексей не единственный слепоглухой триатлет в мире, но единственный в России. Основная сложность – это донесение информации при отсутствии слуха и наличии минимального зрения. С Алексеем мы экспериментировали. Мы всегда показываем упражнения сначала на нас - он смотрит руками, - либо ставим его в то движение, которое он должен сделать. Сейчас Алексей уже профи, мы поставили все базовые упражнения, но если появляется что-то новое, то с этим приходится очень долго работать. Сложности были на велотренировках, но это было больше основано на чувствах.
В плавании вся техника для него новая, и это для нас самое сложное: каждый его гребок нужно поправлять. Он проплывает - я перевожу, показываю, как правильно. В возрасте очень сложно даются упражнения, особенно когда не видишь их. Мы всегда снимаем тренировки и отправляем их Алексею – у него есть остаточное зрение, он надевает очки, увеличивает экран и смотрит. Я всегда показываю, как неправильно и как правильно. Так и работаем.
На фото: Анастасия Плетминцева
Тифлокомментарий: светлый зал. На фоне пресс-вола сидят три спикера: мужчина и две женщины. На столиках рядом с каждым – табличка с логотипом фонда «Спорт для жизни» и именем. У мужчины слева нет ног и правой руки, левая рука до локтя. На столике рядом с ним табличка «Алексей Таллай». В центре блондинка с короткой стрижкой говорит в микрофон. На столике – табличка «Юлия Толкачева». Рыжеволосая женщина справа смотрит на Юлию Толкачеву, на столике рядом с ней – табличке «Анастасия Плетминцева». На пресс-воле логотипы Агентства социальной информации, Медиацентра «АСИ-Благосфера» и Центра «Благосфера».
Много ли еще слепоглухих спортсменов, вы с кем-то общаетесь?
Алексей: У меня есть знакомая слепоглухая Валентина Новикова. Она в этом году в первый раз участвовала в забеге в Сочи.
Анастасия: До Алексея у меня опыта общения со слепоглухими не было. Мы с нуля создали методику - методом тыка, проб и ошибок. Мы не нашли на тот момент никакой информации об этом. Сейчас среди подопечных фонда шесть слепоглухих, и с ними всегда по-разному. Мы ищем способы взаимодействия индивидуально.
Как все сложилось с театром? Есть какие-то сходства между стадионом и сценой?
Алексей: На театр я смотрел с завистью, думал, что у меня ничего не получится. Театр дает мне возможность быть свидетелем психологических драм и участником исторических свершений и событий. И заниматься спортом мне посоветовала коллега по сцене Ирина Поволоцкая. Спортом заниматься мне нравится - я всегда теперь в форме. И, конечно, это труд.
Анастасия: Алексей хорош и в театре, и в спорте. Такая натура и сила духа у человека, что ему важно, чтобы везде было хорошо, четко. Он трудолюбив и на сцене, и в спорте. Радостно, что я видела эти изменения – Алексей похудел на 20 килограммов. Я первый раз его видела в театре, когда он только-только начал худеть, и вижу сейчас: красивое мужское тело на сцене стало смотреться эффектнее.
На Паралимпиаде нет группы для слепоглухих. На главной театральной премии страны «Золотая маска» до сих пор нет номинации для инклюзивных спектаклей. Почему это так, и нужно ли это менять?
Алексей: Конечно, я хотел бы участвовать в Паралимпиаде по триатлону, но здесь помешать может возраст. А вот играть спектакли, и по всему миру, можно, несмотря на возраст.
На фото: участники соревнования Iron Star от фонда “Спорт для жизни”, в центре Алексей Горелов
Тифлокомментарий: на фоне пресс-вола шестеро улыбающихся участников соревнований: пять девушек и один мужчина, Алексей Горелов. На четырех участниках белые футболки с логотипом фонда «Спорт для жизни», они также держат флаг с логотипом фонда. Слева направо: высокая шатенка с приятным круглым лицом, брюнетка в темных очках с красной табличкой с белыми цифрами 2014 в руке. Далее Алексей в темных очках и белой кепке с голубой табличкой с белым номером 3027, блондинка с такой же табличкой и женщина в очках для велоспорта и бело-розово-черной футболке, которая подняла вверх большой палец левой руки. Замыкает ряд блондинка в темных очках, она тоже показывает большой палец.
Анастасия: В России слепоглухие получили внимание только три года как, это маленький срок. И больше возрастных – они теряли зрение и слух в процессе жизни. А когда появятся молодые, уже будет что-то создано. Я не уверена, что нужно что-то отдельное. Сейчас есть один такой Алексей. Ему как мужчине нужен этот адреналин, кайф от спорта, он это проявил и показал.
Чтобы человек захотел и поверил в себя, должно пройти время. У нас пока нет цели выступать на профессиональных стартах, а на любительских можно показать, что люди с такой инвалидностью тоже могут участвовать в соревнованиях. Мы хотим скоро вывести Алексея на зарубежный старт: он вполне может выступать среди незрячих, слепоглухота никак не влияет на физическую подготовку, просто сложнее эту подготовку вести. Но в России триатлона для незрячих не существует, хотя это и паралимпийский вид спорта.
Какие дальнейшие планы у фонда?
Анастасия: У нас много подопечных с разной инвалидностью по всей России. Мы вывозим их на старты, помогаем экипировкой, оборудованием, тренировками - чем можем, тем и помогаем. Самое важное – продолжать все это делать.
Я не хочу, чтобы работа обесценивалась. Проходит год, два, три - человек вырастает, у него меняется жизнь, и для него все становится само собой разумеющимся, он не смотрит назад. Люди перестают ценить свои результаты и результаты тех, кто помогал. Бывает, конечно, выгорание, но есть такие люди, как Алексей – ради них мы продолжаем двигаться. Сегодня Алексей, а завтра Вася, Петя, Марина, Наташа – они приходят, и мы работаем. Много людей, которые хотят развиваться в спорте, и им нужна помощь.