Информационный портал “Особый взгляд” публикует педагогический дневник актрисы, хореографа и куратора инклюзивной театральной школы “Инклюзион” Ларисы Никитиной. Она возглавила школу на втором годе ее существования, в феврале 2017 года. Напомним, что “Инклюзион.Школа” была создана в 2015 году группой педагогов и режиссеров ведущих театральных школ Москвы (Михаилом Фейгиным, Светланой Опаленик, Дмитрием Брусникиным, Михаилом Мокеевым, Ольгой Прихудайловой), продюсером и автором проекта Викторией Авдеевой при содействии фонда поддержки слепоглухих “Со-единение”. Перед вами вторая часть заметок Ларисы. Все материалы сюжета смотрите здесь.
Группа. Характеры
Тифлокомментарий: цветная групповая фотография. В зале с черными стенами и белым полом в три ряда позируют 16 участников «Инклюзион.Школы». Они в разных репетиционных костюмах: брюках, футболках или майках. Все улыбаются и приобнимают друг друга.
Саша Монич - неслышащий, видит тоже плохо, в очках. Уже имеет опыт участия в проекте «Женитьба». Обаятельный, усатый, взрослый и… вечно опаздывает, показывает: проспал!
Надежда Голован - глухая-слабовидящая. Сделали операцию на одном глазу, стала немного видеть, передвигается сама. Всегда яркая, быстрая, эмоциональная, активная, руки выразительные, как у всех жестовиков. Очень переживает, когда нет переводчика вовремя, ругается. Опыт участия в проекте «Женитьба».
Валя Новикова – глухая-слабовидящая, частичные остатки зрения есть, но совсем немного, может сама передвигаться только когда светло. Обаятельная и активная в обучении. Хочет петь, танцевать. Очень пластичная, мягкая и эмоциональная. При очень плохой речи – хочет читать стихи и заниматься вокалом.
На фото: одно из занятий студии, играет Мария Чернова
Тифлокомментарий: цветная фотография. Зал с черными стенами, белым широким экраном, белым полом и серым подимумом. На полу в центре зала лежит женщина в черной одежде с темно-красными забранными в пучок волосами. Ноги ее согнуты в коленях, прижаты к полу и развернуты влево, руки распростерты в стороны. Рядом с ее головой лежит небольшой разноцветный мячик. Это Мария Чернова. Лица остальных актеров обращены к ней, они сидят в ряд на подиуме, у всех руки на коленях, еще одна участница стоит за черной трибуной, установленной на подиуме справа. На белых стульях у стены справа сидят рыжеволосая девушка и изящная женщина в черном костюме и белых кроссовках - это Лариса Никитина.
Маша Чернова (неслышащая). Потеряла слух в 20 с небольшим лет, когда закончила три курса театрального вуза и родила ребенка. Но говорит почти хорошо: память голоса есть. Как все не рожденные с глухотой, испытывает трудности с жестовым языком (сколько не учи, а не родной). Очень важно, чтобы на уроке был переводчик с хорошей артикуляцией. Тогда она складывает одно с другим и понимает. Учит меня жестовому языку, говорит: «Практика и практика – запоминай!» Садимся в метро намеренно на противоположные сидения и начинаем говорить, говорить, говорить…. Правда, легче китайским заниматься!.. Ох, пытаюсь. Что не знаю, говорю на дактиле, а она мне показывает на жестовом – запоминай!
Никита Паничев (с синдромом Дауна). Опыт участия в проекте «Женитьба», «Чайка». Обаятельный фрукт. Большой и тучный. Пластичный, но ленивый (всегда что-то болит). Талантлив, знает себе цену. Много выдумывает: он известный музыкант, певец, художник, драматург, режиссер, педагог, перформер и многое другое. Основная тема – селфи с известными людьми и популяризация своих намерений. Это его – активная позиция, понимание личного пути развития, свой взгляд на собственную жизнь. Старается быть независимым от родителей, вне контроля, - поэтому часто возникают проблемы.
Сережа Пекарский (с ментальными и физическими особенностями). Опыт участия в проекте «Женитьба». Тонкий, изысканный в движениях. Интересно и умно рассуждает. Приходит всегда один. Самостоятельный, аккуратный. Можем вместе посидеть в кафе, поболтать. Очень рад, что нашел театральную практику, хочет работать дополнительно, больше репетировать. Живет с мамой в однокомнатной квартире, которая разделена перегородкой. Поэтому не может дома дополнительно заниматься тренингами. А очень хочет! Всегда первый и всегда вовремя, никогда никаких жалоб на усталость – готов заниматься бесконечно. Вдохновенно читает стихи. В каждое упражнение входит как в некий ритуал. Реагирует на громкую музыку и шум в метро, не может долго находиться в таких помещениях – начинается приступ эпилепсии. Но отлично умеет справляться, правда, его методы меня пугают - почти ломает себе пальцы…
Максим Согоян (слабовидящий и слабослышащий). Похож на цыгана. Да он и есть цыган. Кудрявый, улыбчивый, разговорчивый. Пишет стихи, пьесы, любит музыку. Не слышит без аппарата. Да и с ним очень слабо и только одним ухом. Поэтому, когда приходит, надевает аппарат и сверху плотную бандану, чтобы можно было двигаться. Плохо видит. Но пока справляется. Много делает замечаний, дает советы педагогам. Хочет быстро освоить технику актерского мастерства – называет это «приемчики». Поэт, пишет стихи, выступает в клубах. Его стихотворения в стиле Маяковского, Блока всегда завершают наши отчетные уроки. В них не только подражание стилю автора, но, прежде всего, личное отношение к проблеме, глубокое понимание истории, человеческая позиция.
Влад Саноцкий (с синдромом Дауна). Влад приходит с мамой – Галиной Михайловной. Пластичный, утонченный, умный, разборчивый, теплый. Всегда точно знает, что он хочет, а чего ‑ нет. На занятиях очень мешает мама, делает замечания, контролирует, чтобы дома отрабатывать. Выносим ее за рамки класса (она все понимает, спасибо ей за это). Влад сразу становится до невероятности свободен – почти неуправляем, распоясывается в своих желаниях-предпочтениях. Иногда бывает сложен в общей коммуникации. Но маму не вернем – это точно! Столько силы появляется в человеке Владе!
Хотя, для мамы стоило бы спеть отдельную восторженную песню – такое количество внимания и желания сделать все для развития сына!.. путешествуют вместе, везде ходят - все вместе.
На фото: слева направо - Дима Сенин, Гена Аляпин и Максим Согоян
Тифлокомментарий: цветная фотография. На сцене, залитой синим светом, стоят трое мужчин. Слева темноволосый юноша в белом мешковатом комбинезоне с рукавами. Это Дима Сенин. Он развернулся в три четверти, с мягкой улыбкой вглядывается в лицо стоящего в центре брюнета с залысинами и тянет левую ладонь к его голове. Брюнет смотрит на Сенина искоса. На нем – черный свободный комбинезон с подвернутыми рукавами, на груди слева красная гербера. Это Гена Аляпин. Справа за ними наблюдает крупный мужчина с темными с проседью волосами, забранными в хвост. На нем синий рабочий комбинезон, черная рубашка, пестрый галстук. Это Максим Согоян. За актерами стоят стулья и вертикальные металлоконструкции. На полу лежит скомканная полиэтиленовая пленка.
Дима Сенин (с синдромом Дауна). Диму приводят мама или папа. Когда Дима маршрут запоминает, ходит сам, чем бывает страшно доволен. Аккуратист – всегда и все должно быть аккуратно сложено, если пришел один – обязательно отзванивается маме, что все хорошо. Мама и папа – замечательные, позитивные, всегда на связи. Дима трудно читает с листа, всегда слушает аудио, которое записывают родители. Поэтому, когда надо что-то выучить – они начитывают ему аудио, и он учит. Легко идет на контакт. В глазах всегда легкая улыбка. Мягкий и пластичный, - просто восторгаюсь его мышцам и связкам, когда занимаемся пластическим тренингом. Удивительно быстро включается в процесс. Долгая пространственная память, несмотря на заболевание. Никогда не нуждается в напоминании, удивительно.
Гена Аляпин (слабовидящий и слабослышащий). Ох, уж наш Гена! С Геной приходит мама, или он ходит сам. Теперь, конечно, сам. Приходит и уходит, когда хочет. Мама просит нас, чтобы он смотрел на занятиях на жестового переводчика, т.к. Гена почти не слышит. А Гена предпочитает воспринимать все каким-то своим чутьем: чуть-чуть посмотрит, чуть-чуть услышит. Как можно его заставить? Увлекается бальными танцами. Если не нравится занятие, бурчит или просто одевается и уходит. Но так было только с двумя педагогами и поначалу. Потом нашли общий язык, выстроили отношения. Вообще, Гена - это наш вечный критик. К нему надо прислушиваться. Когда ему интересно, он всегда с нами.
Настя Крылова (с ментальными нарушениями). Наша Настя – очень чуткий, но непростой человечек. Если что-то не нравится, сразу говорит вслух (неважно, где и с кем это происходит), плачет или садится и выключается. Очень эмоциональна. Трудно работает в общей группе. Может намеренно уходить от контакта. Внимание держит с трудом. Сильное перенапряжение в мышцах. Но - хорошо поет!.. На следующий год решили с Алиной включить в программу индивидуальные занятия по вокалу с несколькими ребятами, и с Настей тоже. В музыке она успокаивается и немного расслабляется. Вечный скрытый конфликт с Васей. Постоянно делает ему замечания вслух. Вася обижается. Но - уже скоро мы поймем - это лишь внутренний процесс сближения…
На фото: Ирина Поволоцкая
Тифлокомментарий: цветная фотография. На темном фоне вполоборота стоит Ирина Поволоцкая. У нее короткие красные волосы и ярко-красный маникюр, темная одежда с повязанной на груди черной тканью с цветочной вышивкой. Кисть левой руки поднята к плечу. В руке зажат небольшой желтый предмет, напоминающий кисть для рисования, с зеленым краем. Она повернула голову влево и наклонила немного назад. У нее крупные черты лица, густые брови. Фигура Ирины освещена ярким лучом софита слева, спина и правая часть лица – в тени.
Ирина Поволоцкая (слепоглухая, различает только крупные силуэты и яркие цвета) актриса, поэт, художник. Участница проектов «Прикасаемые», «Живые картины», «Чайка». Изысканная, красивая в пластике. Сильная и точная в спектаклях. В жизни много пишет о психологии, активна в соцсетях. Ира – лидер по энергетике на сцене, но очень ранима и уязвима в обычной жизни. Наша «Фиолетовая фея Феникс» - это любимый цвет, который живет в ее волосах, одежде, аксессуарах, смело и дерзко напоминая всем о том, что мир надо раскрашивать!
Вера Лыженкова (тотально слепоглухая) - актриса проектов «Прикасаемые», «Живые картины». Вера – наша мама, так я чувствую ее природу. Она, и правда, мама двоих детей и бабушка четырех внуков. Ослепла поздно, было сложно адаптироваться и учиться заново читать, писать на брайле (об этом много текстов в спектакле «Прикасаемые»). Одержима репетициями и обучением. Заставляет восхищаться стойкостью и выносливостью на репетициях. Задает много уточняющих вопросов. Когда понимает, результат сказочный. Всегда смеемся, когда Вера «мудрит» и импровизирует. Но смеемся не потому, что смешно-нелепо, НЕТ, просто очень здорово и талантливо, живо, человечно, естественно, как нам всем и не снилось. Вера нам дает фору в органике.
Леша Горелов (слепоглухой, с тоннельным остаточным зрением) - актер проектов «Прикасаемые», «Живые картины», «Кармен». Леша - наш спортсмен, вечно улыбающийся человек. Приходит на занятие и сразу начинает разминаться. Ездит в метро сам, без сопровождения и без палочки. Спрашиваю: «Почему без трости?». Отвечает: «Ну, тогда нельзя смотреть в телефон, а то не поверят, что слепоглухой. А ехать долго, скучно». У Леши остаточное тоннельное зрение, и телефон – это источник информации. Леша – уникальный в своем желании развиваться. Неутомимый и страстный. Сильный и добрый одновременно. Просто душа и солнце группы!
Александр Сильянов (тотально слепоглухой) - актер, скульптор, участник проекта «Прикасаемые». Александр – человек из поколения нашей уходящей эпохи интеллигентов. Всегда аккуратный, с шарфиком под рубашкой, опрятный и изысканный, вежливый и деликатный. Скульптор, талантище с большой буквы, работяга и просто обаятельный человек. Можно писать много, в том числе о его способности решать все сложное тактично и обдуманно. Но, как мне кажется, его главное качество, дар – это скромность. Я имею ввиду, что он, будучи по-настоящему разносторонним талантливым человеком, невероятно скромен в жизни. Добавлю также: и потому нуждается в защите и поддержке.
Наташа Данилюк (с синдромом Дауна). Привела Наташу мама, спрашивает: “А нам можно ходить? Мы очень хотим. А что надо, чтобы ходить?.. Наташа играет на флейте… А вы ей поможете? Чтобы она не испугалась?!” Наташа вошла в группу ‑ не испугалась, стала заниматься. Всегда вовремя, всегда готова к занятию; как все люди с ментальными расстройствами, уходит в себя, если что-то не воспринимает; плохо и кратковременно держит внимание. Но сразу откликается, когда понимает и увлекается (сложно с движением, координацией тела, может запутаться в ногах и упасть на ровном месте - надо больше уделять внимания, особенно на первых порах).
Вася Тимашков. Наш Вася! (с синдромом Дауна) На первом же занятии прочитал нам кучу стихотворений. Мама – педагог по речи, Вася – ее детище и в этом отношении. Он читает высоким тонким голосом (а сам огромный, как коренной американский индеец, и ‑ плотный). Очень чисто произносит звуки (кроме «р»), хорошая речь. Постоянно все повторяет за всеми – особенно последнее слово. Вася – наше эхо (думай, чем заканчиваешь предложение!) Любит читать учебник по физике, еще рисует станции метро. У него целая выставка работ. Может зависнуть в метро и сидеть там долго, забыв о репетиции и рисуя. Основная коммуникация через рисунок или текст – тут Васе равных нет: все видит, слышит, «партнирует».
Все материалы сюжета читайте здесь.