В самом центре Москвы в окружении пушистых лиственниц притаилась усадьба. Войдя в калитку, мы попадаем на островок тишины и безмятежности среди грохота и суеты мегаполиса. Усадьбу называют по имени Струйского - потомка князей Шуйских, издателя и поэта. Он покинул ее в конце XVIII века. Позже домом последовательно владели несколько купцов. После революции особняк превратился в коммунальную квартиру, потом там располагались различные учреждения, а сейчас в усадьбе находится музей Русского искусства, где этим летом состоялась премьера невидимого спектакля «Белые ночи» по повести Достоевского, созданного в рамках программы «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт».
«Была чудная ночь» - так начинается одна из самых романтичных, призрачных и очень обаятельных повестей Достоевского. Реальность становится фантазией, а фантазия - может ли она стать реальностью? Все возможно в неверном, иллюзорном свете петербургской белой ночи. Мучительные душевные коллизии проникают сюда, но здесь они оставляют светлое послевкусие, хоть и печальное. Это история о мечтателе, о добром, наивном большом ребенке, которому сделали больно, но это лишь возвело его на такую душевную высоту, которая мало кому по силам.
Герои наши встретились ночью, когда «кончаются дела, должности и обязательства». Для него эти ночи были реальностью, в отличии от всех других ночей, где властвовала ее величество «Фантазия». Ему показалось тогда, что он обрел, наконец, счастье, но почувствовать себя по-настоящему счастливым ему дано было только в эти короткие белые ночи. Для нее те же самые ночи стали чем-то призрачным. Они были наполнены противоречивыми переживаниями и окончились счастливой реальностью. Город в спектакле, становится одним из участников событий: главный герой здоровается с домами, и они ему отвечают. Видно, что они старые знакомые: дома делятся своими переживаниями и тревожатся о друге.
На фото: Усадьба Струйского
Тифлокомментарий: цветная фотография. Улица, солнечный день. Голубое здание усадьбы эпохи классицизма во время реконструкции. Это двухэтажное строение с крестообразным мезонином, главный фасад которого закрывает раскидистое дерево с зеленой листвой. Здание отделяет от улицы ограда на каменном фундаменте: железные решетки с торчащими вверх пиками чередуются со столбами из белого камня. Въезд обрамляют два небольших белокаменных портала с двумя полуколоннами по бокам.
Спектакль проходит в формате «Театр с закрытыми глазами». В зале создается полная темнота, зато пространство наполняется многочисленными звуками и запахами, благодаря чему ночь и становится «белой», то есть видимой, только иными средствами, отличными от привычных большинству визуальных. Звуки и запахи создают картины дневного городского шума и ночной тишины, которую лишь подчеркивает мяуканье котов или собачий лай - при этом мы вдыхаем ночную свежесть каналов. Или вот Матрена варит свой «паршивый кофе и хороший обед», и воздух наполняется аппетитными ароматами. Материалы для создания обонятельных образов используются самые разные: это и натуральные запахи, и эфирные масла, и продукты парфюмерной организации «Деметр», в арсенале которой даже запах свежей земли. Телесные ощущения тоже имеют место, например, дождь идет вполне реально.
Пространство зала тоже организовали необычно - цепями разделили на небольшие сектора. Зрители, находящиеся внутри этой конструкции, могли ощутить себя жильцами Петербургских домов, которые наблюдают за происходящим. Цепи превратились в кованые ограждения, а проходы между «домами» стали улочками и мостиками, по которым все время двигаются герои. Благодаря такой организации действие происходит вокруг зрителя, окружает его со всех сторон.
По залу распределены шесть колонок, у каждой из которых имеется своя дорожка. Благодаря этому звук может двигаться вместе с героями. Любым звуком можно управлять отдельно, что делает звуковое пространство спектакля насыщенным и объемным. На звукорежиссера ложится трудная и ответственная работа по управлению этим сложным механизмом. Задействованы в буквальном смысле все пальцы рук и ног - необходимо достичь колоссальной координации движений. К этому, представьте, добавилась еще и роль Матрены, которую озвучила именно звукорежиссер. Остальные голоса – работа одного актера Филиппа Хитрова. В некоторых случаях, правда, не обошлось без технической обработки.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На черном фоне на деревянной скамейке сидят светловолосая девушка и кудрявый молодой человек. Он всем телом развернулся к собеседнице, его левая рука лежит на спинке скамейки, в правой он держит девушке букетик фиалок. Он нежно улыбается и смотрит на девушку. Она сидит на скамейке боком, руки скрещены на коленях. Ее лицо обращено к юноше, рот приоткрыт, как будто в восхищенном вздохе.
Еще одной символичной особенностью спектакля стало участие в нем незрячей актрисы - роль Настеньки сыграла юная Яна Наместник. По словам режиссера Екатерины Негруца, смешение мира действительности и фантазии, ночи и дня натолкнуло ее на решение «поиграть в перевертыши», меняя местами внешнее и внутреннее. В результате более земную героиню играет незрячая девушка, а мечтателя - зрячий актер Егор Сальников. Реальность относительна в произведении Достоевского - участие же незрячей актрисы вносит дополнительную ноту в этот относительный мир. Для зрителей погружение в темноту и участие незрячей актрисы размывает границы между зрячестью и незрячестью, помогает понять и сблизить эти состояния.
Яна Наместник была среди зрителей первой ласточки «Невидимок» - спектакля «Вольке». Позже в школе для незрячих детей, где учится Яна, появилась студия невидимого театра. Там под руководством Екатерины Негруца девочка активно занималась. Творческие люди не стоят на месте - специалисты создали лабораторию для введения незрячего актера в спектакль «Вольке». Яна показала очень хорошие результаты и сыграла в нем. И вот теперь – «Белые ночи». На Яну легла большая нагрузка как на начинающую актрису, а ее партнеру было труднее освоиться с темнотой, она ведь не является для него привычным состоянием. Актеры досконально изучили конструкцию пространства, где им предстояло не только ходить, но и бегать. Яна училась работать со своим телом и речью. И режиссер, и сама Яна, и все остальные участники активно искали новые методы для достижения поставленных целей. Все получилось! Теперь главная задача юной актрисы – удерживаться в форме, в том числе и эмоциональной, регулярно играя один спектакль.
Премьера спектакля «Белые ночи» прошла седьмого июня. Это не первая работа в формате «театр с закрытыми глазами», а продолжение проекта “Спектакли-невидимки”, хотя формально в него не входит. «Белые ночи» появились в рамках гранта программы «Особый взгляд для поддержки людей с нарушением зрения. Спектакль проходит на благотворительной основе - «Белые ночи» играют несколько раз в месяц в течение года.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На черном фоне на деревянной скамейке сидят двое мужчин и девушка. Каждый из них положил левую руку на колено и вытянул правую руку вперед. Глаза мужчин закрыты, девушка прикрыла глаза. Слева направо: темноволосый молодой мужчина в темных брюках, белой рубашке в тонкую черную вертикальную полоску и черном бархатном пиджаке, блондинка со стрижкой под мальчика в светлой блузке без рукавов с цветочным орнаментом и синих брюках и мужчина в велюровом коричневом пиджаке, темных брюках и белой рубашке с синим галстуком-бабочкой.
Кроме показов в Москве «Белые ночи» ждут гастроли в регионах. В Сочи же появятся свои «Белые ночи». Жемчужина черноморского побережья выиграла грант на создания спектакля. История Петербургского мечтателя будет воссоздана в кукольном театре «Саквояж». Темнота будет, но незрячих актеров на сцене не появятся. Курирует Сочинский спектакль и делится опытом Екатерина Негруца.
Проект «Спектакли-невидимки» появился в 2014 году. Первый спектакль стал подарком для незрячих детей к Новому году. В то время команда «Невидимок» была пионером в этой области - других таких работ просто не существовало. Сначала планировалось создание аудиокниги для детей «Сказка всем». Ксения Дмитриева, которая сейчас руководит программой «Особый взгляд», написала для книги рассказ. Она же обратилась к Екатерине Негруца с просьбой о сотрудничестве. Но Екатерина ведь театральный режиссер. В результате родился спектакль «Вольке». Первые показы проходили без масок и без создания темноты, потому что подразумевалось, что спектакль будут смотреть только незрячие дети. Шел активный поиск средств, которые бы позволили сделать сценическую историю абсолютно понятной и эмоционально насыщенной для незрячего, причем без всяких комментариев. Позже стало понятно, что спектакль интересен и слабовидящим людям, и полностью зрячим. Тогда возникла мысль, что зрячий может на время спектакля сравниться с незрячим и почувствовать, как тот воспринимает окружающее. Отсюда возникли маски на глаза - и вот теперь темнота. В рамках проекта «Спектакли-невидимки» было поставлено еще три спектакля: «Чучело», «Рождественская история» и «Все началось со шторки для душа» - в последний уже введен незрячий актер, который играет незрячего же героя. Поиск выразительных средств спектаклей, где исключена визуальная составляющая, активно продолжался и продолжается.