Категории

Люди: культурный обозреватель «Особого взгляда» Лариса Овцынова

Люди: культурный обозреватель «Особого взгляда» Лариса Овцынова

Кратко:

Лариса Овцынова работает массажистом, а еще она культурный обозреватель, актриса и постоянный автор портала «Особый взгляд».

Лариса Овцынова работает массажистом, а еще она культурный обозреватель, актриса и постоянный автор портала «Особый взгляд». Мы попросили ее рассказать о себе.

1970 год. Стояла зима, наступил сочельник — 6 января. Именно в тот день в Майкопе родилась девочка, которую назвали Ларисой, что с греческого — чайка. Имя было редким. Девочка выросла и сейчас пишет эти строки.

Мое первое воспоминание связано с Новым годом, точнее — с елкой и атмосферой волшебства, окружавшей ее. Хотя это даже не воспоминание, а ощущение. Сижу с родителями на постели, елка светится огоньками. Первые шаги я сделала, желая добраться до пушистой красавицы.

Все детство у нас на Новый год стояла живая елка. Задолго до праздника я доставала игрушки, перебирала их, раскладывала по кучкам. Все шло хорошо, но в три года я вдруг елку не увидела. Оказалось, что это кровоизлияние в стекловидное тело глаза. Потом их было еще восемь.

Помню, сидим с бабушкой и подружками, играем в домино, на фишках изображены разные грибы. Вдруг розовые сыроежки становятся серыми, потом коричневыми, потом вовсе исчезают. Начались поездки по больницам, выяснение причин, различные анализы и пробы. Все было отрицательным.

Во время кровоизлияний — постельный режим, что особенно мучительно для ребенка. Конечно, эти обстоятельства сыграли свое дело — жизнь пошла по иному сценарию. Однако нельзя во всем винить обстоятельства.

Я всегда стремилась к знаниям, учиться обожала. Не меньше стремилась и к творческим занятиям, и к общению. Мне хотелось участвовать во всех школьных мероприятиях. В первый класс я пошла в обычную школу. Зрение было уже очень плохое, но позволяло писать и читать плоскопечатный шрифт, тем более что в букваре он был достаточно крупным. Однако делать это становилось все труднее, с четвертого класса я сама учебников уже не читала. Это взяли на себя мама и бабушка.

Надо отдать им должное, до определенного времени они мне читали очень много художественной и учебной литературы. В школе роль чтецов возлагалась на сидящего со мной за одной партой. Не всем это нравилось. Вот и сидела я с отстающими ребятами. Они мне читали, а я помогала им решать примеры и писать диктанты. Своеобразная инклюзия и интеграция.

Писать еще было возможно, но прочитать написанное уже нет. Однако с шестого класса и эта возможность была утрачена. До восьмого класса я училась устно. Учителя шли навстречу: принимали мои сочинения, записанные мамой, и устные ответы — даже при решении алгебраических и геометрических задач. Но при таком обучении неизбежно многие навыки теряются или просто остаются за кадром. В нашем регионе была специальная школа-интернат для слепых и слабовидящих. На мой вопрос, почему меня не отдали туда, мама отвечала, что было жалко. Удивляюсь, что никто не разъяснил моим родным, чем это чревато для ребенка.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Концертный зал с фортепиано и тяжелым бордовым занавесом. На сцене лицом к зрителям, держась за руки, стоят Лариса Овцынова и Геннадий Карцев. У обоих расфокусированный взгляд, волнистые, длинные, до плеч, волосы: у Геннадия— темные, у Ларисы— светлые. Лариса одета в красное атласное платье с коротким рукавом и широким поясом, Геннадий— в черные брюки, черную рубашку и удлиненный белый пиджак.

Когда я оканчивала пятый класс, родился брат. Само по себе событие это естественное и радостное, но для меня оно имело серьезные последствия. Закончились вечера и выходные, наполненные чтением и занятиями со мной. Теперь времени едва хватало на основную учебную программу. Не лишним, наверное, будет напомнить, что никаких аудиокниг и учебных пособий в то время не существовало. Художественные аудиокниги, записанные на кассетах, были, но мало, да и магнитофонов у нас не было.

Обучение в то время осуществлялось только на основе шрифта Брайля, а его я не знала. В моем распоряжении были одна передача по телевизору и одна программа всесоюзного радио. С телевизором тоже было непросто. Врачи запрещали его смотреть. Родители за этим следили фанатично. Стоит ли говорить, что я испытывала в то время жесточайший информационный голод. Моя жизнь превратилась в постоянную охоту за любыми знаниями и впечатлениями.

Например, я могла просидеть весь вечер, прильнув ухом к радио, если шел какой-то спектакль, а звука почти не было, потому что идет дождь, провода отсырели. Театр — это была еще одна моя страсть. Любовь эту мне никто не прививал и не воспитывал. В Майкопе был театр, но самое большее, на что я могла рассчитывать, это походы туда раз в четверть с классом. Какие это были восхитительные дни!

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный летний день. Лариса и Геннадий прижимаются к шершавому стволу раскидистого дуба, обхватывают его руками с обеих сторон, касаясь друг друга ладонями. Оба улыбаются. На Ларисе светлых тонов блузка с кружевом и пышная юбка до середины колена, яркие синие босоножки. Геннадий одет в светлые брюки и синюю полосатую рубашку с коротким рукавом.

Дедушка однажды попытался определить меня в музыкальную школу, но с моим состоянием зрения попытка эта была обречена на провал. Даже в школьных мероприятиях я смогла участвовать лишь до седьмого класса, пока зрение не стало минимальным. Последние два года в своей первой школе я прожила в вакууме.

Нет, меня никто не игнорировал, одноклассники со мной общались, но класс жил своей жизнью. Никто не был виноват, что я не могла играть в популярный тогда пионербол, участвовать в смотре строя и песни, свободно перемещаться вместе со всеми, а ближе к восьмому классу — танцевать, ходить на экскурсии и в кино. Я была активна, но мне этого было мало. Природные склонности требовали выхода, не получая его, кипели внутри, выливались в депрессивные состояния, ощущение скуки, томления и тоски.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Лариса и Геннадий стоят на сцене с микрофонами в руках. Лариса чуть подалась вперед, она что-то говорит, обращаясь к зрителям. Она одета в лаконичное темное платье с цветочным узором, на ее глазах— темные очки, на ногах — туфли с застежкой на лодыжке. Геннадий, улыбаясь, смотрит в зал. На нем белая рубашка и брюки, светлые туфли и ремень. Воротник его рубашки застегнут, на шее висит темный круглый медальон.

Наша школа была восьмилетней, в другую меня бы уже не взяли. Пришлось оформляться в специальную. Я знала, что там все такие же, как я. Значит, можно будет жить полной жизнью. Летом я набросилась на изучение Брайля. Мне показали принципы этого способа письма и чтения в первичной организации ВОС. Я все освоила, но техника была, конечно, на уровне первого класса. С этим я и пришла в десятый, тогда в специальных школах было одиннадцатилетнее обучение. Класс наш был очень сильным, учеба стояла на первом месте. Дисциплина в школе — строгая, требования — серьезные. Выпускники сдавали семь экзаменов, никаких освобождений быть не могло.

Обо всем этом я не жалею. Мы прошли хорошую закалку. Никогда позже я не испытывала такого стресса во время экзаменов, а было их немало. Вот только тогда, в десятом классе, я была просто сбита с ног новой жизнью. Ее реалии оказались совсем не такими, о которых я мечтала. Помню свою первую самоподготовку в новой школе — выполнение домашнего задания. Я сижу и час пытаюсь прочитать по Брайлю алгебраический пример в учебнике.

С того дня началась долгая и упорная борьба. Учиться я привыкла хорошо. Тут же выяснилось, что я ничего не успеваю: ни писать на уроках, ни читать при самоподготовке. С чтением еще помогали одноклассники, но я опять оказалась в зависимости, от которой так хотела избавиться.

При письме все внимание и силы уходили на написание букв. Из-за этого катастрофически пострадала грамотность. К тому же сказалось то, что долгое время я просто не писала. Не могу сказать, что учителя проявляли понимание и оказывали поддержку. Это привело к тому, что много лет мне пришлось избавляться от ощущения враждебности и несправедливости мира.

У нас были и трудовые обязанности. Мы сами убирали классы, спальни, по дежурству мыли посуду в столовой, подметали школу, в последнем классе работали по четыре часа в неделю на предприятии ВОС. Конечно, сами себя обслуживали, ведь жили в школе от каникул до каникул.

Адаптироваться пришлось и к общению. Прежде общение с одноклассниками было несколько искусственным. Я была вроде бы с ними, но отдельно. Думаю, что мое поведение казалось странным моему новому окружению. Иногда я сама удивляюсь, как тогда не забросила учебу, не попала в плен апатии и депрессии.

После каникул целую неделю я испытывала практически физическую боль в груди, слезы что называется стояли в глазах. Ни о какой легкости, мечтательности юности и речи не было. А жаль, ведь такое не повторяется. Для моих одноклассников школа была вторым домом. Девчонки плакали, выпускаясь, а я была рада.

Потом было Кисловодское медучилище. Там с учебой проблем уже не было, с бытом тоже, хотя объем задач увеличился. Необходимо было покупать продукты. Передвигаться по городу я не умела, в этом был минус школьного воспитания. В то время совсем не уделяли внимания ориентированию в пространстве с тростью. Кисловодские годы оставили заметный след, были насыщены событиями и эмоциями. Я остро и долго тосковала по ним и по студенческим друзьям.

Окончив училище и получив специальность медсестры по массажу, я вернулась домой в Майкоп. Устроилась на работу в поликлинику. После водоворота студенческой жизни я попала в болото, как сама определила свое положение. Общения не было никакого, занятий, развлечений — тоже. Работать в поликлинике оказалось скучно. Энергии же было много, желания развиваться и двигаться дальше. Положение осложнялось ситуацией в стране — начались девяностые. Делала, что могла: побывала в Волоколамске в Центре реабилитации на курсах макраме, ездила на курсы повышения квалификации в любимый Кисловодск. Постепенно созрело решение, и я поступила в университет имени Герцена в Санкт-Петербурге на факультет коррекционной педагогики. После окончания училища к тому моменту прошло семь лет. Пришлось изрядно потрудиться при подготовке к поступлению, но это был радостный труд.

Однако в Питере все оказалось непросто: в учебе я быстро разочаровалась, рассчитывала получить знаний гораздо больше. Культурные богатства северной столицы оказались в большей степени недоступны для человека без зрения, ни о какой доступной среде речи не было. Люди, встретившиеся мне на пути, к общению и к активной жизни стремились мало, общежитие наше могло, вероятно, соперничать со знаменитыми спартанскими лагерями.

Зато открыла для себя оперу и компьютер, отучилась на курсах. Конечно, возможности машин были совсем другие, но это было началом новой эпохи в жизни незрячих людей. Машиной тогда пользовались в специальных центрах, строго по записи и ограниченное количество времени. Поэтому дипломную работу я писала весьма оригинальным способом. Родственник раздобыл для меня списанный компьютер, без какой-либо голосовой программы. Я набирала текст как на обычной печатной машинке, работой на которой овладела раньше.

В Питере произошел качественный прорыв в ориентировании, иначе там жить было невозможно. Надо сказать, что я сознательно пошла на это, уехав одна в незнакомый город. Знала ведь, что в передвижениях смогу рассчитывать только на себя.

После университета обстоятельства сложились так, что я и мои близкие переехали в Подмосковье. Постепенно я осваивала московское пространство. Столица открыла мне свои ресурсы: культурные, творческие, материальные в виде работы, человеческие. Появились возможности для реализации.

Сейчас я работаю в школе для слепых детей в качестве массажиста и педагога по массажу. Педагогика меня увлекала всегда: периодически проводила обучение по массажу и в группах, и индивидуально.

Я реализуюсь как журналист, чего тоже всегда хотела.

Меня всегда притягивал театр. Хотелось быть не только зрителем, но и участником захватывающего процесса. Я искала пути своей реализации в этой области. Кое-что получалось, но этого было мало и в количественном, и в качественном отношении.

Однажды в музее Станиславского экскурсовод рассказала о примете: если подержаться за массивную ручку в виде кольца на двери зрительного зала и загадать играть в театре, то желание обязательно исполнится. Я подержалась, хотя отнеслась к этому действию скептически.

И вот несколько лет назад я встретилась со своим мужем Геннадием Карцевым. У нас практически сразу сложился творческий дуэт «Совпадение». Мы и познакомились, когда готовились к проведению концерта.

Сначала мы создавали литературно-музыкальные композиции, в которых каждый не выходил за рамки своего жанра: Геннадий — вокала, он профессиональный певец, а я — художественного слова. Но постепенно границы стали размываться, сейчас я немного пою, Геннадий вовсю читает. Мы перемещаемся в театральную сферу. На нашем счету два авторских спектакля, где все наше — и сценарий, и исполнение.

Кроме сольных концертных программ и спектаклей, мы участвуем в коллективных проектах. Один из них — проект «Музыкальная вселенная. Таланты России» Алексея и Ларисы Волжаниных. Успели поучаствовать и в нескольких конкурсах. В «Наследии» стали лауреатами первой степени, в «Сплетении» наш спектакль «Их было двое» о взаимоотношениях Николая Гумилева и Анны Ахматовой признан лучшим премьерным спектаклем.

Хотелось бы сделать еще очень многое: получить новый опыт, прочувствовать и прожить его, но для этого сутки должны быть как минимум длиннее вдвое. Закончить мне хочется советом, который дал Чехов: «Главное — будьте веселы. Смотрите на жизнь не так замысловато, вероятно, она гораздо проще».

Об авторах

Лариса Овцынова

Лариса Овцынова

Автор портала

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.