
Кратко:
Незрячая пианистка из Вьетнама Трейси Нгуйен рассказала, какую поддержку получают от государства люди с нарушением зрения.
24.09.2025
Кратко:
Незрячая пианистка из Вьетнама Трейси Нгуйен рассказала, какую поддержку получают от государства люди с нарушением зрения.
В 2010 году во Вьетнаме был принят закон о людях с инвалидностью (Law on Persons with Disabilities), который определил понятие инвалидности и запретил дискриминацию людей по этому признаку.
«Инвалидность человеку с нарушением зрения устанавливается Местным Советом по определению степени инвалидности, который оценивает способность человека выполнять повседневные действия, — объяснила Трейси Нгуйен. — На основании решения Совета ему выдается сертификат инвалидности, которая может быть легкой, тяжелой и особо тяжелой. Инвалидность человека без остаточного зрения во Вьетнаме определяется как особо тяжелая. Сертификат инвалидности необходим для получения государственной поддержки и льгот. Правовая база существует, но на практике процессы оформления и определение степени инвалидности в разных регионах страны могут отличаться. Сертификат инвалидности важен, хотя его наличие не всегда обеспечивает легкий доступ к гарантированным законом услугам».
Людей с инвалидностью государство поддерживает по нескольким направлениям: люди с тяжелой и особо тяжелой инвалидностью имеют право на ежемесячное денежное пособие (незрячие вьетнамцы могут получать ежемесячно до 1 000 000 донгов (42 доллара)); для них предусмотрены льготные кредиты, субсидии на социальную аренду жилья и медицинскую страховку; они имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте.
По словам Трейси Нгуйен, на практике в некоторых регионах страны эти льготы могут быть не реализованы: к примеру, незрячий человек имеет право бесплатного проезда в автобусе, а водитель автобуса не разрешает ему ехать без оплаты билета. Он может не знать о том, что существуют транспортные льготы для людей с инвалидностью или просто не хочет везти незрячего пассажира.
Во Вьетнаме дети с нарушением зрения могут получать образование в специализированных школах, к примеру, в школах имени Нгуен Динь Чиеу (известный вьетнамский поэт, учитель и врач, потерявший зрение из-за болезни).
Кроме того, в стране развивается и инклюзивное образование, в рамках которого незрячие и слабовидящие школьники обучаются вместе с детьми без физических ограничений. Цель такой формы образования, по словам Трейси Нгуйен, связана с интеграцией незрячих школьников в среду сверстников без инвалидности. После окончания школы молодые люди с нарушением зрения поступают в университеты или осваивают доступные им специальности на специализированных образовательных курсах.
«Государство поддерживает профессиональное обучение незрячих людей, — продолжила Трейси Нгуйен. — Студенты с инвалидностью могут претендовать на получение стипендий и технических средств реабилитации, необходимых в процессе их обучения. Несмотря на это, они все равно сталкиваются с большим количеством трудностей. К примеру, сейчас я учусь на третьем курсе по специальности "классическое фортепиано" в университете Махидол в Таиланде, и мне постоянно приходится сталкиваться с дискриминацией со стороны преподавателей. Меня не хотели допускать до вступительных экзаменов только потому, что я не вижу. Некоторые преподаватели не воспринимают меня всерьез, ставят мне из-за жалости высокие оценки и тем самым мешают мне получать честную обратную связь и профессионально развиваться».
Согласно законодательству, добавила Трейси Нгуйен, незрячие люди могут получать профессиональное образование бесплатно, но ей и ее друзьям с нарушением зрения за обучение в университете всегда приходилось платить.
«Далеко не все обучающие материалы доступны для прочтения незрячими людьми. Я, будучи студентом отделения классического фортепьяно, часто ощущаю себя перед закрытом сундуком с сокровищами: мои зрячие одногруппники могут без проблем скачивать ноты в PDF, а для меня они остаются недоступными. Нот, напечатанных шрифтом Брайля, очень мало, ноты в электронном формате скринридер не читает, а восприятие музыкальных произведений только на слух часто не подходит для глубокого изучения музыки. Правда, программа MuseScore становятся доступнее для незрячих людей, а значит, читать ноты и сочинять музыку им скоро будет проще. Пока еще в библиотеке платформы много нот с ошибками, и профессиональный музыкант использовать их в полной мере не может. Недоступность нот является одной из главных причин, по которой незрячие люди не хотят профессионально заниматься музыкой», — добавила пианистка.
Самой популярной профессией среди вьетнамцев с нарушением зрения остается профессия массажиста. В стране много массажных салонов, в которых работают незрячие и слабовидящие люди. Такие салоны пользуются большой популярностью среди жителей и иностранных гостей Вьетнама. Кроме этого, люди с нарушением зрения осваивают специальности, связанные с психологией, иностранными языками, IT-технологиями, сельским хозяйством (выращивание грибов и кур), преподаванием, маркетингом, ремесленным делом.
Нередко незрячие и слабовидящие вьетнамцы занимаются развитием своего бизнеса или работают в уникальных проектах, например, в ресторанах в темноте. Несмотря на это, уровень занятости людей с инвалидностью по зрению остается очень низким: по разным данным, только 15-20% вьетнамцев с нарушением зрения работают. Причина этого не связана с отсутствием у них профессиональных навыков, а с их дискриминацией со стороны работодателей. Нередко руководители организаций просто не хотят брать на работу людей с инвалидностью.
По словам Трейси Нгуйен, доступная среда во Вьетнаме только начинает развиваться. В крупных городах на тротуарах появляются тактильные направляющие, светофоры, регулирующие переход пешеходов через проезжую часть, оснащаются звуковыми сигналами, а в новых зданиях устанавливаются лифты с кнопками, промаркированными шрифтом Брайля.
Для самостоятельного передвижения на улице незрячие люди используют тактильную трость и навигационные приложения на мобильных устройствах. В сопровождении собак-проводников они практически никогда не ходят. Это связано с отсутствием во Вьетнаме школ подготовки собак- проводников и с ограниченным доступом людей с животными в общественные места.
«Объекты культуры во Вьетнаме мало доступны для незрячих людей, — продолжила Трейси Нгуйен. — Тактильные модели экспонатов в музеях встретить можно крайне редко, аудиодескрипции в театрах и в кинотеатрах пока нет. Не так давно в крупных городах начали появляться программы развития инклюзивного туризма и доступности туристических объектов для людей с инвалидностью, в том числе незрячих. Некоторые компании предлагают им туры, специально разработанные с учетом их физических ограничений. Доступная среда во Вьетнаме развивается медленно, но все-таки с каждым годом в стране появляется все больше и больше мест, доступных для незрячих и слабовидящих людей. Это положительная тенденция, и вьетнамцы с нарушением зрения активно ее поддерживают».