Категории

Вера в абсолют: как благотворительный фонд может помочь музею

Вера в абсолют: как благотворительный фонд может помочь музею

Кратко:

Председатель Общего собрания фонда «Абсолют-Помощь» Александр Светаков — об инклюзии и программе «Доступный музей» в ГМИИ.

«Не трогать» и «не приближаться» — эти правила изобразительного искусства надолго сформировали представление о художественном музее, как о месте, недоступном для людей с инвалидностью по зрению. Но последние годы крупные и малые, государственные и частные музеи начали делать специальные программы для незрячих и слабовидящих. Один из первых в этой работе — ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Сегодня в Пушкинском есть целая коллекция тактильных рельефов, выполненных по мотивам знаменитых произведений искусства. Теперь занятия для детей и взрослых с проблемами зрения проходят с их использованием. Музей работает и с незрячими, и со слепоглухими посетителями. Люди с инвалидностью также выступают в качестве экспертов по формированию доступной среды, а иногда и сами проводят мастер-классы или даже театрализованные выступления.

На карантине Пушкинский проводит экскурсии онлайн, публикует беседы с хранителями и тифлоаудиогиды. Все это можно слушать из дома и путешествовать по музею в своем воображении. Музей проводит ежегодную международную конференцию, где встречаются представители крупнейших фондов, общественных организаций и музеев из разных городов России и мира.

У истоков инклюзивной деятельности Пушкинского музея стоит Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь», благодаря поддержке которого в музее появился Отдел инклюзивных программ, в также постоянная программная, методическая и научная деятельность по включению людей с инвалидностью в культурную и общественную жизнь.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На зеленой поляне у леса установлен логотип: оранжевые строчные буквы складываются в слово «абсолют». Позади расположен комплекс современных двухэтажных строений, выполненных в коричневом цвете с разноцветными яркими вставками. Это школа-интернат «Абсолют».

Александр Светаков: «Благотворительный фонд „Абсолют-Помощь“ поддерживает проекты, которые не просто помогают, но и меняют отношение к инвалидности в обществе»

Фонд «Абсолют-Помощь» основан 18 лет назад и сегодня реализует более 60 проектов в разных регионах России. Председатель Общего собрания фонда «Абсолют-Помощь» Александр Светаков входит в Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, а также лично патронирует развитие программы «Доступный музей» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Он рассказал порталу «Особый взгляд» о проектах фонда.

Сфера благотворительности в России сегодня активно развивается. Каждый день появляются новые направления для поддержки и новые просьбы о помощи. Фонд «Абсолют-Помощь» существует давно. Расскажите, с чего все начиналось.

Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» был создан в 2002 году и является корпоративным. Приняв решение заняться благотворительностью системно 18 лет назад, мы начали с коррекционных школ, то есть в фокусе внимания фонда всегда были дети с ограниченными возможностями здоровья и опытом сиротства. Сегодня мы продолжаем работать в этом направлении и развиваем инфраструктуру поддержки таких детей.

Какие проекты поддерживает «Абсолют-Помощь» и почему?

У нас очень широкий спектр поддержки по разным направлениям — от образовательных программ для детей с ментальной инвалидностью до паллиативной помощи и семейных программ реабилитации. Мы помогаем детям с опытом усыновления, отказа и другими жизненными травмами. Все проекты объединены идеей развития сервисов для детей с особенностями, а также обучения их семей и специалистов, которые с ними работают.

То есть фонд работает и с родителями?

Конечно. Дети неразрывно связаны с родителями и, в первую очередь, ребенок связан с матерью. Есть много программ, где мы помогаем не только ребенку, но и всей семье, а также отдельно матерям. Один из проектов, который мы поддерживаем, разработал фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». В рамках проекта оказывают помощь молодым мамам, которые оказались в трудной жизненной ситуации и находятся на грани отказа от ребенка. Когда в семье появляется ребенок с особенностями развития, это большое испытание для всех. Необходима психологическая поддержка, еще больше нужна достоверная информация: где можно получить помощь, что положено такой семье, как правильно с таким ребенком взаимодействовать. Поэтому многие проекты направлены на помощь всей семье.

В период изоляции Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» продолжает свою деятельность и продолжает рассматривать заявки на поддержку. Кроме того, проводятся информационные мероприятия, поддерживающие родителей и детей, чья ситуация в период карантина стала еще более сложной.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Коридор школы «Абсолют». На следующий этаж ведет лестница и длинный двухсекционный пандус. У лестницы и пандуса стеклянные ограждения и двухуровневые металлические поручни. Зона пола перед лестницей выделена желтым цветом. Пространство школы очень светлое: белые стены прорезают горизонтальные окна, на потолке линейные светодиодные лампы и круглые светильники. Вдалеке на стенах висят яркие стенды и фотографии.

Флагманский проект фонда — инклюзивная школа «Абсолют». У школы очень прогрессивный подход к обучению и организации образа жизни детей. Как возник этот проект?

У нас проект нетиповой. Мы взяли опыт северной Европы — Дании и Швеции, которые продвинуты в вопросах инклюзивного образования и правильного подхода к доступности среды в целом. Оттуда пришел принцип нормализации по отношению к людям с ОВЗ, который мы полностью разделяем в школе. Эта концепция заключается в том, что жизнь человека с любыми особенностями должна быть максимально приближена к жизни обычного человека. У всех людей должно быть право на самоопределение и уважение, экономические права. То есть для интеграции человека с инвалидностью в общество не нужно пытаться изменить его самого, а напротив, окружающая среда должна быть адаптирована под его потребности.

Как этот принцип удается реализовать на практике?

В нашей школе больше детей с особенностями развития, чем нормотипических. Это позволяет особенным детям тянуться за обычными, а обычным — развивать толерантность и открытость. Когда дети с инвалидностью общаются только друг с другом в изолированных условиях, это приводит к еще большему отчуждению и проблемам социализации. Инклюзивное образование полезно и обычным детям: есть данные, что в таких условиях у них повышается коэффициент внимательности и эффективности обучения. Такое единство — большая ценность, после окончания школы всем им предстоит жить в реальном мире, а он полон разнообразия. Хорошо, когда понимание этого складывается с детства.

Кроме школы, какие еще проекты, связанные с инклюзией, поддерживает фонд?

По большому счету почти все наши проекты напрямую или косвенно связаны с инклюзией и доступной средой. Чтобы инклюзия работала по-настоящему, одних пандусов недостаточно: нужна готовность общества взаимодействовать с инвалидами на равных. У нас есть проекты, направленные на повышение качества жизни конкретных групп подопечных. Например, слабовидящих и незрячих детей в детских домах-интернатах (ДДИ). Команда врачей и экспертов наших партнеров посетила несколько подмосковных ДДИ и провела серию мониторингов для составления индивидуальных рекомендаций по ведению воспитанников. Перед нами стояла задача максимально полно отразить картину по каждому ребенку и помочь скорректировать план его развития и лечения индивидуально, поэтому в рабочей группе были психологи, психиатры, диетологи, стоматологи, офтальмологи и отоларингологи.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный день. Вид снизу на группу подростков, над ними яркое голубое небо. Два мальчика широко улыбаются, рядом с ними стоит юноша в классическом костюме с бабочкой.

Случаются ли по-настоящему серьезные коррективы? Что выявил мониторинг?

Бывает, что в первые годы жизни, до периода развития речи, у детей остаются невыявленными ограничения по зрению. Ребенок отстает в развитии, но это не связано с ментальными особенностями: причина оказывается именно в плохом зрении. В этих случаях детям просто проводят корректирующие операции или подбирают оптику, и в результате дети развиваются полноценно.

Еще одна категория людей, для которых вопрос инклюзии стоит остро, — люди с особенностями психоэмоциональной сферы. Сегодня активно дискутируется вопрос психоневрологических интернатов (ПНИ). Что Вы думаете по этому поводу?

Я непосредственно участвую в этой дискуссии. Последнее заседание Совета (Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере под председательством Татьяны Голиковой) было посвящено реформе ПНИ, поиску более гуманных альтернатив. Эту проблему сможет решить закон о раздельной опеке, который мы ждем: он уже принят в первом чтении и должен быть принят во втором. Смысл этого закона в том, чтобы правами попечителя обладал не только директор учреждения, но и члены семьи и благотворительные фонды. Этот закон очень нужен сегодня. Наш фонд стремится стимулировать общественную дискуссию на эту тему, чтобы люди разных профессий, активисты, журналисты, знаменитости говорили об этом и привлекали еще больше внимания к этому вопросу.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Александр Светаков на выставке Томаса Гейнсборо в Пушкинском музее. Светлый зал с высоким потолком. Между колоннами стоит темноволосый мужчина в черном костюме и голубой рубашке с расстегнутой пуговицей на воротнике. У него открытое лицо, внимательный взгляд темных глаз и крупный нос. Губы складываются в едва заметную улыбку.

Какие еще проблемы, связанные с инклюзией, существуют?

Существует большая проблема отношения к людям с инвалидностью в обществе. Безусловно, сдвиги есть и тенденция — положительная, но есть еще много, над чем работать. Сегодня благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» поддерживает проекты, которые не просто помогают, но и меняют отношение к инвалидности в обществе, меняют существующую ситуацию. К таким проектам я бы отнес и «Доступный музей» в Пушкинском, где поднимаются вопросы отношения к инвалидам и проводится много дискуссий на эту тему.

Как вы начали работать с ГМИИ им. А.С. Пушкина?

Я москвич, и для меня Пушкинский — самый московский музей. Поэтому с 2018 года я являюсь меценатом музея и особое внимание уделяю инклюзивному направлению. Программа «Доступный музей» в Пушкинском сегодня предлагает тактильные занятия для детей и взрослых, тифлокомментирование и многое другое. Важно, что у посетителей есть возможность разделить опыт людей с инвалидностью, пообщаться с ними и испытать одни и те же ощущения. Этот опыт очень обогащает жизнь. Мое представление о слепых людях расширилось после посещения Музея Диалога (Dialogue Museum) во Франкфурте-на-Майне, где посетителям предлагают прожить часть дня в полной темноте — погулять в парке, где поют птицы, пообедать в кафе, потрогать фрукты на рынке. После этого опыта ни один человек не сможет воспринимать мир так, как прежде.

Об авторах

Евгения Киселева

Евгения Киселева

Автор портала

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.