Категории

Куда пойти учиться: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге

Куда пойти учиться: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге

Кратко:

О том, как проходит обучение незрячих и слабовидящих студентов в РГПУ им. А.И. Герцена, рассказал сотрудник вуза Владимир Валерьевич Казанкин.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге — один из ведущих педагогических вузов России. В его структуру входит множество институтов и факультетов, позволяющих абитуриентам выбрать именно то направление деятельности, которое позволит им профессионально реализоваться в будущем.

Обучение студентов с инвалидностью по зрению — обычная практика для университета, и с каждым годом в этот процесс вовлекаются новые технологии и успешные решения.

О том, как проходит обучение незрячих и слабовидящих студентов в РГПУ им. А.И. Герцена, «Особому взгляду» рассказал Владимир Валерьевич Казанкин, советник при ректорате по работе с общественными организациями инвалидов и инклюзивными студенческими сообществами аппарата ректора.

Тифлокомментарий: цветная фотография. В сквере перед главным корпусом РГПУ им. А. И. Герцена стоит бронзовый памятник Константину Дмитриевичу Ушинскому — русскому ученому, педагогу и писателю. Он изображен стоя, со скрещенными сзади руками и вдумчивым взглядом. У него густые волосы до середины шеи и окладистая борода. На прямоугольном постаменте из серого гранита темная надпись: «К. Д. Ушинский. 1824–1871».

— Какие направления обучения чаще всего выбирают незрячие и слабовидящие абитуриенты?

— Каждый год число абитуриентов с нарушением зрения разное, но обычно университет принимает на обучение от семи и выше незрячих и слабовидящих человек.

Особой популярностью среди абитуриентов с нарушением зрения давно пользуются институт дефектологического образования и реабилитации, институт музыки, театра и хореографии, институт истории и социальных наук, институт психологии, юридический факультет, а сегодня еще институты информационных технологий и технологического образования и педагогики.

Я тоже заканчивал РГПУ им. А.И. Герцена будучи человеком с инвалидностью по зрению, поэтому в рамках своей работы мне нередко приходится консультировать перед поступлением незрячих абитуриентов и их родителей.

Есть молодые люди, которые хорошо понимают, чему именно они хотят научиться в университете, но есть и те, кто не знает, зачем они собираются сдавать вступительные испытания, а зачастую просто следуют решению своей семьи.

Отдельные родители абитуриентов с нарушением зрения уверены, что их незрячий ребенок должен быть только юристом или только музыкантом, и не интересуются его желанием развиваться в других направлениях профессиональной деятельности. В таком случае мотивация к обучению и к дальнейшему трудоустройству по профессии у него будет, скорее всего, снижена.

Другая проблема, с которой приходится сталкиваться при работе со студентами с инвалидностью по зрению — это низкий уровень социально-бытовой реабилитации. Далеко не все могут самостоятельно передвигаться в пространстве и решать бытовые задачи, в университете, между тем, обучать этому не должны. Конечно, нам приходится решать и эти проблемы, иногда мы не знаем заранее, какого они уровня сложности.

С незрячими и слабовидящими абитуриентами, проживающими в Санкт-Петербурге, нам удается заранее встретиться, а вот с теми, кто связывается с нами по телефону или с помощью электронных средств связи, мы знакомимся, можно сказать, заочно. Если бы со всеми молодыми людьми с инвалидностью по зрению, планирующими поступление в РГПУ им. А.И. Герцена, нам удавалось встретиться, мы бы понимали уровень их социально-бытовой реабилитации и были бы готовы к ликвидации возможных проблем.

— Как проходят вступительные испытания для абитуриентов с нарушением зрения?

— Вступительные испытания для абитуриентов с инвалидностью по зрению проходят согласно федеральным правилам поступления людей с инвалидностью в высшие учебные заведения. В настоящее время в этом вопросе права незрячих и слабовидящих людей не ущемлены, они имеют гораздо больше вариантов зачисления в вуз, нежели их коллеги без инвалидности.

Абитуриенты с инвалидностью по зрению приходят к нам и после школы, и после колледжа. Согласно правилам приема, лица, имеющие инвалидность, в том числе и по зрению, могут на выбор сдавать ЕГЭ, вступительные испытания или профильный экзамен. В случае, если баллы ЕГЭ не устраивают абитуриента, он может сдать вступительные испытания в вузе, в зачет ему пойдет более высокий балл. Этим правом обладают только абитуриенты с инвалидностью. При условии успешной сдачи вступительных испытаний абитуриенты с инвалидностью имеют право на поступление на специально квотированные бюджетные места и преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами.

— Как реализуется принцип инклюзивного обучения и доступной среды в вузе?

— В университете инклюзивные группы студентов, то есть молодые люди с нарушением зрения, обучаются в группах студентов без инвалидности и студентов с инвалидностью других нозологий. Общение, взаимодействие между ними — процессы двусторонние. Сами незрячие студенты должны быть готовы к общению и взаимодействию с одногруппниками.

Когда я потерял зрение, то осознал, что люди без меня смогут прожить, а я без них прожить не смогу, поэтому сам должен идти на контакт.

К примеру, некоторые студенты с инвалидностью по зрению приходят на занятия с мамами или бабушками, тем самым как бы выстраивают коммуникационную преграду между собой и одногруппниками. Но это их выбор.

Студенты без инвалидности рады идти на контакт, общаться и при необходимости оказывать помощь незрячим ребятам. Специальные тренинги для них на тему взаимодействия с людьми с инвалидностью мы не проводим, но сейчас много информации об этом в интернете, при желании ее легко можно найти.

Что касается доступной среды, то она в университете реализована в полной мере. У незрячих студентов есть возможность получать учебные материалы в адаптированной форме: к примеру, если студенту необходимо работать с текстами, напечатанными шрифтом Брайля, их можно распечатать при помощи университетского принтера Брайля.

В Фундаментальной библиотеке и в структурных подразделениях вуза есть специально оборудованные места для учащихся с нарушением зрения, включающие в себя компьютер с программой экранного доступа и дисплей Брайля. Для студентов с инвалидностью доступен индивидуальный план обучения, который разрабатывается специалистами реабилитационно-образовательного центра «Инклюзия». Специалисты этого центра всегда готовы помочь студентам с инвалидностью в решении учебных и бытовых проблем.

Незрячим иногородним студентам предоставляется общежитие. Жилые корпуса могут находиться далеко от учебных, в этом случае им необходимо добираться до общежития самостоятельно.

В Санкт-Петербурге активно реализуется проект «Говорящий город», благодаря которому жизнь незрячего человека становится комфортнее. И, конечно же, неоценима помощь студентов-волонтеров. Я полагаю, что в вузе для студентов с инвалидностью должны создаваться условия, которые помогут им интегрироваться в общество, а не будут препятствовать этому. «Тепличные» условия, созданные в некоторых специализированных образовательных организациях, не способствуют развитию самостоятельности незрячих людей. А между тем, выпускники вузов с инвалидностью — это специалисты, которые будут выходить на рынок труда и пытаться занять или, можно сказать, отвоевать свое место под солнцем.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Актовый зал с бежевыми стенами и колоннами заполнен выпускниками в черных квадратных академических шапочках и черных магистерских мантиях с красными треугольными воротниками. Они сидят в красных бархатных креслах, куда-то с вниманием смотрят.

— Удается ли незрячим выпускникам найти работу?

— Удается, но все зависит от самих незрячих людей — от их профессиональных навыков, самостоятельности, готовности идти на контакт с людьми. Не так давно ко мне обратились с просьбой найти соискателя с инвалидностью по зрению для работы в одном из музеев Санкт-Петербурга. И я, к сожалению, не смог этого сделать. Многие незрячие старшекурсники отказались от этого предложения, ссылаясь на разные причины. Не всегда обучение человека в вузе говорит о том, что он хочет найти работу и быть востребованным специалистом. Те, кто хочет работать, ищут возможности и, как правило, находят их; те, кто не хочет работать, находят причины не делать этого.

Человек с нарушением зрения с мотивацией к трудоустройству будет соглашаться на любую работу, чтобы доказать свою востребованность и значимость. А ведь есть незрячие люди, которые получают высшее образование ради интереса, и после получения диплома решают немного отдохнуть, подумать о том, где хотелось бы работать, потому что родители им помогают, пенсия есть и потребности в деньгах они не испытывают.

Если говорить о положительных примерах трудоустройства незрячих выпускников РГПУ им. А.И. Герцена, то можно назвать, к примеру, меня и моего коллегу Захарова Виктора Витальевича. Мы оба закончили этот вуз и успешно трудоустроены. Виктор Витальевич стал первым незрячим человеком, который получил в университете инженерную специальность и начал работать сначала техником, а потом инженером. У нас была мотивация на обучение и дальнейшее трудоустройство. Приехав в Санкт-Петербург из других городов в 2014 году, мы жили в общежитии, ездили на пары сначала при помощи студентов-волонтеров. Во время обучения были открыты к общению с одногруппниками. Я практически сразу начал участвовать в студенческом самоуправлении, что в дальнейшем помогло мне стать штатным сотрудником.

Получить информацию об обучении в РГПУ им. А.И. Герцена и найти контактные данные для обращений можно на официальном сайте университета по ссылке.

Об авторах

Елена Федосеева

Елена Федосеева

Автор портала

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.