Категории

Как сделать тактильную иллюстрацию полезной и безопасной

Как сделать тактильную иллюстрацию полезной и безопасной

Кратко:

Рассказываем о правилах композиции, техниках изготовления, методах крепления предметов к странице и выборе материалов.

Портал «Особый взгляд» подготовил серию материалов о тактильных книгах. Их автор — заведующая издательским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГСЦБС), специалист в области тифлографики, тифлокомментатор высшей категории Виктория Сперанская.

В предыдущих материалах мы рассказывали о том, чем тактильные книги могут быть полезны детям с нарушением зрения, как правильно их читать, а также о том, что должен знать дизайнер. Сегодня мы поговорим о тактильных иллюстрациях: о правилах композиции, техниках изготовления, методах крепления предметов к странице и выборе материалов.

Эскиз страницы

Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. Шесть женщин в повседневной одежде сидят за длинным столом в помещении со светлыми стенами. Они рисуют простыми карандашами эскизы тактильных иллюстраций на белых альбомных листах. На столе лежат ножницы, краски, ткань.

Мы уже говорили о том, что тактильные иллюстрации должны быть понятны, узнаваемы и привлекательны. Чтобы композиционно правильно выстроить иллюстрацию, необходимо сделать эскиз каждой страницы. На этом этапе нужно детально продумать методы изготовления предметов и отдельных элементов, принципы их крепления и возможность использования игровых моментов. Конечно, в процессе работы могут произойти накладки и от каких-то элементов или структур придется отказаться.

Тифлокомментарий: две цветные фотографии на сиреневом фоне — эскиз тактильной иллюстрации и ее воплощение в книге. На эскизе простым карандашом на белом листе нарисована старуха в платке, рубахе, длинной юбке и фартуке. На шее висит связка ключей, на поясе — кошелек. Она стоит у арочной двери с шестью замками. На иллюстрации старуха в той же одежде на синем фоне, рядом с ней — связка — настоящих ключей.

Приведу в пример иллюстрацию из книги «Калевала». Изначально эскиз старухи Лоухи был довольно сложен. Уже в готовой иллюстрации мы видим, что дизайнер убрал из ее костюма некоторые мелкие детали: поясной кошель, длинный платок, ювелирные украшения. А связку ключей, которую Лоухи носила на шее на длинном шнурке, художник разместил рядом, чтобы ее можно было потрогать, открепив от иллюстрации.

В данном случае дизайнер использовал технологию послойной аппликации, когда с помощью разных материалов наращивается объем изображения. Лицо и руки выполнены из полимерной глины, контур тела вырезан из картона, на который затем слоями наклеен костюм, выполненный из разных тканей.

Тифлокомментарий: три цветные фотографии в ряд на сиреневом фоне. На каждой — тактильная иллюстрация кузнеца на разных этапах сборки. Слева — на бордовой материи из картона и белого фетра вырезаны силуэт и элементы костюма. В центре — на сером фоне картонный силуэт кузнеца в белой рубахе, синем фартуке, коричневых штанах и сапогах. Слева — на сером фоне кузнец с черными бровями, голубыми глазами, прямым носом и широкой улыбкой. Он стоит, одной рукой придерживает подол фартука.

Вот пример сборки костюма кузнеца Ильмаринена из той же книги. Можно увидеть отдельные элементы и сложность их исполнения. Создавая эскиз, помните, что страницы нельзя перегружать информацией, так как при этом перегружается тактильная память ребенка. Избегайте лишних предметов, упрощайте изображение, но обязательно сохраняйте его форму и контур. Иллюстрация должна быть легкой и комфортной для чтения.

Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. На зеленой ткани объемное изображение белого козлика. У него пушистая шерстка, маленькие черные рожки, копытца, нос и глазки-бусинки.

Избегайте сложных ракурсов. Изображайте объекты так, чтобы их легко можно было узнать. Помните, в тактильных иллюстрациях нет перспективы. Если у предмета, например у стола или кресла, четыре ножки, то они должны быть изображены все и одинаково. Животное должно иметь два глаза, два уха и т. д. Если персонаж показан на каждой странице, то он не должен изменяться ни в размерах, ни по форме.

При производстве тактильных иллюстраций можно использовать разные ткани — кроме блестящих, синтетических и очень ярких. Почему? Чтобы не создать дискомфорт для слабовидящего читателя. Люди с нарушением зрения не приветствуют световые блики и избыточную контрастность.

Не рекомендую также использовать натуральные материалы: они быстро разрушаются, могут спровоцировать аллергию, а при неправильном хранении стать разносчиками бактерий (мех, кожа, пенька). Не используйте пластилин и проволоку, а также любые предметы, которые могут нанести ущерб здоровью читателя. Если вы используете акриловые краски или лаки, то они должны быть на водной основе, как и клей. Выбирайте нетоксичные материалы! Помните, что книга должна быть безопасна во всех отношениях, иначе вы рискуете здоровьем ребенка.

Раскрой страниц и крепление деталей

Первое и самое главное — выбор основного материала для книги. Он создает фон и задает нейтральную тактильность. Фон не должен мешать изучению объектов, он должен помогать восприятию контрастности и разных тактильных уровней. Я советую выбирать простые натуральные ткани спокойных пастельных тонов — лен, поплин или бязь. Они хорошо держат форму, приятны на ощупь и легко гармонируют с разными материалами.

Далее, как уже говорилось выше, нужно составить эскизы страниц. На этом этапе необходимо до мелочей продумать тактильный рисунок, комбинацию предметов и крепление их к страницам. Отбирая материалы для изготовления иллюстраций, всегда тестируйте их. Старайтесь подобрать материал, который будет максимально схож по тактильности с натуральным объектом. Следите за контрастностью и безопасностью ваших изображений.

Составьте постраничный эскиз книги. Определите размер и количество страниц в издании. Размер страницы не должен превышать 25-30 см, иначе поле иллюстрации будет слишком большим для тактильного просмотра.

Продумайте, каким материалом будете прокладывать страницы для усиления каркаса. Можно использовать плотный картон, фетр, жесткую ткань в несколько слоев. Если вы выбираете картон, то обязательно прокладывайте его флизелином. Затем приступайте к самому главному — к раскрою страниц и деталей иллюстраций. Делайте это по заданным размерам, не забывая про припуски на швы, высоту подкладочного материала и на переплет книги.

После раскроя и исходя из того, как вы планировали прикреплять те или иные детали, решите — можете ли вы сшить выкроенную страницу сразу или лучше сделать это после прикрепления предмета. Когда сшиваете страницу, помните об ее уголках. Я советую закруглять уголки страниц, особенно если вы прокладываете их плотным материалом, который предполагает острый угол.

Готовые объекты можно прикреплять к страницам разными способами: пришить, приклеить, пристрочить, привернуть на болты. Если предмет имеет сложную конструкцию или объемную форму, то нужно сначала прикрепить его к странице, а потом уже сшить ее и вставить прокладочный материал.

Игровые съемные объекты лучше прикреплять при помощи шнурков, швейных липучек, кнопок, магнитов и пр. Не забывайте про безопасность книги! Съемный предмет не должен быть слишком маленьким, чтобы ребенок не смог его проглотить, потерять или засунуть в нос. Он не может быть колким или распадаться на мелкие части. Конструкция должна быть крепкой, так как дети будут использовать этот предмет много раз.

Протестируйте самостоятельно страницы. Из опыта могу дать совет — всегда делайте дубликаты к съемным предметам, они часто теряются. Всегда помните про расположение объектов на странице — нельзя наслаивать предметы друг на друга, так как это изменит их форму и введет читателя в заблуждение. Правильно, если между предметами будет небольшое расстояние — 1-2 см, что равносильно размеру подушечки пальца. Всегда старайтесь выдерживать пропорции.

Текстовое сопровождение

Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. На белом столе у окна стоят книга, музыкальный диск и тактильная иллюстрация. Книга называется «Я боюсь темноты». На ее обложке рисунок: белая медведица с медвежонком танцуют под луной, взявшись за лапы, и надпись: «Погладь пушистых малышей!». На тактильной иллюстрации — белая медведица на синем фоне идет по снегу.

Создавая книгу, не забывайте о текстовой составляющей. Если это готовый текст и вы его иллюстрируете, то ваши иллюстрации должны сопровождать повествование в соответствии с его логикой. Если текст можно разбить на части, разделите его на отдельные главы или рассказы, которым будет соответствовать та или иная иллюстрация.

Небольшой текст может располагаться рядом или на соседней с иллюстрацией странице. Такой вариант хорошо подходит для предметных книг, книг в помощь обучению, сюжетных или игровых.

Если текст к изданию слишком большой, его оформляют как книжку-вкладыш или записывают аудио. Для них в тактильном издании можно предусмотреть карман с закрывающимся краем, пришитый к внутреннему или внешнему краю обложки. Предусмотреть изготовление такого кармана нужно еще во время планирования издания, т. к. пришить его к готовой книге будет очень сложно.

Кроме того, я советую составить рекомендации по работе с вашей книгой для родителей и педагогов, особенно это важно для дидактических изданий и книг-игр. Как показывает практика, такие материалы не бывают лишними и для литературных изданий.

Сборка готовой книги

Тифлокомментарий: цветная фотография на сиреневом фоне. На столе четыре тактильные книги, страницы которых соединены разными способами: прошнурованы, склеены, скреплены заклепками, липучками.

Готовые страницы книги сшиваются в издание разными способами. Рассмотрим некоторые из них.

Самый обычный и простой способ — соединить страницы вместе при помощи шнурка и люверсов. Для этого при раскрое страницы в области переплета (обычно левый край страницы) вы оставляете зазор в несколько сантиметров на подгибку и оформление корешка. Далее оформляете край корешка и пробиваете на каждой странице люверсы на одинаковом расстоянии друг от друга (двух обычно достаточно). Затем с помощью шнура переплетаете готовое издание. Такой переплет довольно универсален для обработки, дезинфекции, реставрации, а также для разъединения страниц книги, когда нужно поработать только с одной иллюстрацией.

Классический способ — сшить страницы вместе, сделать похоже на книжный корешок. Такой вид крепления менее востребован и более сложен по исполнению. Плюс при такой конструкции книга становится монолитной, ее сложно реставрировать и сложнее обрабатывать.

Более трудоемкий способ — скрепить страницы между собой при помощи швейной липучки. Такой способ крепления требует очень тщательного планирования издания и контроля за выполнением. Книга выглядит как слоеный пирог с довольно качественным креплением, которое позволяет разъединять страницы и использовать их на занятии по отдельности. Книгу в подобном переплете легче обрабатывать и реставрировать, но ее изготовление требует высокого профессионализма, так как неаккуратно пришитая лента-липучка будет видна читателю и может вызвать дополнительные вопросы.

«Сказочная коробка» — это скорее не вариант крепления, а вариант упаковки элементов книги в одну емкость. Такой формат обычно выбирают дизайнеры, которые решают сложные задачи. Подобные издания имеют привлекательный вид, создают некоторую интригу для читателя, подразумевают разные формы игры. В будущем об этом виде тактильной книги поговорим подробнее, так как такие издания открывают много возможностей как для читателей, так и для тифлопедагогов.

Итак, мы подробно рассмотрели этапы создания тактильной книги, но многое еще осталось «за кадром». В следующий раз рассмотрим примеры из практики профессионалов.

Читайте также:

Часть 1. Чем тактильные книги полезны детям с нарушением зрения

Часть 2. Как читать тактильные книги

Часть 3. Что должен знать дизайнер

Об авторах

Виктория Сперанская

Виктория Сперанская

Автор портала

Хотите получать рассылку «Особый взгляд»?

Нажимая на кнопку подписаться, Вы подтверждаете. что прочитали и соглашаетесь с нашими условиями использования в отношении хранения данных, отправленных через эту форму.

Произошла ошибка при оформлении подписки.

Спасибо за подписку!

Подписка уже оформлена.