Уроки компьютерной грамотности: 5 способов заинтересовать предметом школьников с нарушением зрения

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Перед выключенным монитором спиной к нам сидит рыжеволосый мальчик лет 10. Он одет в голубую рубашку. На столе перед ним лежит белая клавиатура, слева — базовая компьютерная станция и два небольших голубых цветочных горшка с суккулентами. Широкое окно, у которого стоит стол, закрыто белыми горизонтальными жалюзи.

Портал «Особый взгляд» стал партнером Всероссийского конкурса среди незрячих пользователей ПК «С компьютером на ты», организованного Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата».

Мы публикуем работы участников творческого этапа, среди них — работа Екатерины Ходюк из Нижнего Новгорода. Она поделилась советами, которые помогут в обучении школьников с нарушением зрения работе на ПК.

5 способов заинтересовать маленьких начинающих пользователей

Я веду кружок компьютерной грамотности в школе для слепых и слабовидящих детей.

Начало обучения работе на ПК всегда связано с вопросами мотивации — и особенно важно это учитывать, когда речь идет о школьниках. Взрослый человек чаще всего четко знает как и зачем он будет использовать компьютер. Незрячие дети, у которых нет никаких навыков работы на ПК, как показывает практика, живут себе спокойно без компьютеров и не видят необходимости учиться на них работать. Некоторые хотят научиться играть и общаться в социальных сетях. Но ждать от них непреодолимого желания работать в текстовом редакторе или тренироваться в скорости набора текста не приходится. Как правило, разговоры о необходимости навыков работы на ПК для нынешней и дальнейшей учебы, а также для повышения конкурентоспособности не приводят к желаемым результатам. Приходится находить множество способов удержать детское внимание, рассмотрим некоторые из них.

Тифлокомментарий: цветная фотография. У белой стены, сложив губы уточкой, стоит девочка лет пяти. Она подносит к глазам два бежевых куриных яйца. Девочка одета в светло-желтый свитшот. Ее светлые волосы длиной чуть ниже плеч разделены на косой пробор и перехвачены справа небольшой заколкой.

1. Удивление

Ребятам известны далеко не все области применения компьютерных технологий. Чтобы легко обнаружить эти так необходимые нам пробелы, на первом занятии можно предложить учащимся ответить на вопрос: «Зачем нужны компьютеры детям и взрослым?». Проанализировав ответы, легко понять, что о применении компьютеров им еще неизвестно.

2. Игра

Ребята любого возраста играют с удовольствием. В течение дня они загружены серьезными уроками, и эмоциональная разрядка им просто необходима. Примером очень простой в подготовке, но полезной компьютерной игры может быть следующая: изучая тему «Навигация по папкам и файлам», можно предложить учащимся прочитать текстовый файл с инструкцией и первым заданием. Ответом к каждому заданию является название одного из многочисленных файлов, расположенных в папке «Игра». Если файл найден и открыт правильно, участник получает следующее задание. При открытии файла с неправильном ответом звучит смех или другой характерный звук. Эта игра может также служить переходом к теме «Типы файлов».

3. Загадки

При переходе к новой теме можно предложить ребятам отгадать загадку. Ответом будет тема занятия. Приведем примеры загадок:

* * *

Эта штука появилась

у меня давным-давно.

С ней могу играть, работать,

Покупать, смотреть кино.

Без нее я как без рук.

Что же это?

(Ноутбук)

Можно предложить перед первым занятием.

* * *

Когда мы учились в школе,

и доклад нам задавали,

Мы в читальный зал ходили,

там читали и писали.

А теперь ребята ходят

в эту штуку с ранних лет,

чтоб учиться и общаться.

Что же это?

(Интернет)

Для темы «Интернет».

* * *

Эта штука непростая,

Мы ей очень доверяем!

У нее большой объем,

Но мы в карман ее кладем.

До отказа забиваем,

а бывает, и теряем.

Отвечай скорей! Не мешкай!

Что за штука это?

(Флешка)

Для темы «Способы хранения информации».

Тифлокомментарий: цветная фотография. За темным деревянным столом сидит мальчик лет пяти в сине-черной полосатой толстовке. Перед ним лежит планшет. Ребенок увлеченно водит по его экрану указательными пальчиками.

4. Применение на практике

Как правило, люди быстрее обучаются тому, что им действительно необходимо. Полезно создавать ситуации, когда учащемуся нужно узнать о работе на компьютере что-то новое. Это может быть задание по предмету, не связанному с информатикой, общественное поручение или коллективная игра. Главное, чтобы ученик умел практически все выполнить сам, а не хватало бы ему только одной детали. Например, можно предложить отсканировать документ, сохранить в формате Doc и отправить на почту, при этом ученик еще не умеет пользоваться сканером, но все остальные операции уже не раз успешно выполнял.

5. Использование горячих клавиш

Как показывает практика, самое сложное для учащихся — это изучение клавиатуры компьютера. Набирать текст из урока в урок им скучно, особенно на первых этапах, когда из изученных букв можно составить не так уж много слов, тем более осмысленных предложений. На помощь приходят горячие клавиши. Например, использование комбинации клавиш для запуска программы JAWS в начале каждого занятия способствует быстрому запоминанию расположения буквы О на клавиатуре. При этом, естественно, следует вывод, что автоматический запуск программы нецелесообразен. Учащиеся должны сами запустить JAWS. Аналогично можно продумать использование и других букв.

Думаю, это далеко не полный перечень методов и приемов, облегчающих начало работы на компьютере для школьников. Буду рада, если кто-нибудь поможет мне расширить этот список.