Театр — это чудо. И для зрителей, и для актеров, и для режиссеров — для всех, кто связан с ним. Для наших героев чудом стал народный театр «Внутреннее зрение» КСРК ВОС. Ему более 50 лет, и в этом коллективе у актеров есть различные нарушения зрения. За время существования театра было сыграно множество спектаклей. Если до этого актеры проживали на сцене жизни своих героев, то в последнем спектакле «Просто я живу театром» они проживают уже собственные, делятся своими мыслями и чувствами. Название спектакля говорит само за себя, но обо всем по порядку.
Пьеса Виктории Доценко, режиссера театра «Внутреннее зрение», основана на интервью, она относится к жанру вербатим-театра, то есть документального театра. Этот жанр возник еще в середине 20 века, а в начале нынешнего столетия стал развиваться и в России. Задача автора, режиссера в данном случае, создать пьесу, ничего не меняя в реальных историях, облечь их в яркую и интересную театральную форму. В пьесе Виктории Доценко шесть актеров театра рассказывают свои истории будто бы на репетициях и с помощью актерских этюдов. Из них один с полной потерей зрения, остальные с частичным его остатком. Это непрофессионалы. Их привели в театр обстоятельства, связанные с потерей зрения. Но в нем они нашли себя, новый смысл жизни и друзей, одним словом — обрели новую жизнь.
Спектакль «Просто я живу театром» начинается со сцены из постановки «Село Степанчиково и его обитатели», входящей в репертуар театра, но света на сцене нет. Зрители могут приблизиться к восприятию внешнего мира без участия зрения, ощутить его лишь на слух. Затем актеры представляются. Тут появляется режиссер, начинается репетиция.
Обучение актерскому мастерству включает в себя много аспектов. Это и вокал, и танец, и различные задания: рассказать публично о себе, поговорить с кем-то важным для тебя, но без присутствия этого человека. Для выполнения этюдов предлагаются лишь обстоятельства, остальное — актерская импровизация. Вот так, выполняя задания режиссера, участники спектакля рассказывают о себе, о своих поисках, об адаптации к новой жизни, а в конце — о том, как они пришли в театр и чем он стал для них. Мы узнаем о первых неуверенных шагах, иногда — курьезных. Узнаем и о последующих серьезных работах: играются сцены из спектаклей, читаются монологи. Театр помог актерам исцелить душу. В спектакле, как и в жизни этих людей, театр и реальность переплелись самым тесным образом.
Настало время ближе познакомиться с некоторыми актерами.
Фото: предоставлено театром «Внутреннее зрение».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Сцена из спектакля «Село Степанчиково» театра «Внутреннее зрение». На диване с синей обивкой сидит пожилая пара: мужчина в валенках, укутанный в клетчатый синий плед, и дама в алом длинном платье. Вокруг них стоят другие герои пьесы: трое мужчин и три женщины. Все жарко что-то обсуждают и активно жестикулируют.
История Елены
Итак, мы на репетиции. Актеры получают задание — рассказать о себе. Все они отмечают, что это намного труднее, чем играть роли, проживать жизнь другого человека. «Когда играешь самого себя, то не за кого прятаться, ты полностью эмоционально обнажен», — говорит Елена Бурнашкина.
Она продолжает свой рассказ: «Мне было 23 года, я заканчивала педагогический университет. Я работала сурдопедагогом — учителем в школе для глухих детей. У меня было много планов, желаний, и у меня было стопроцентное зрение. Вдруг в течение двух месяцев зрение стало резко снижаться. Я сначала не поняла, что происходит. Пошла к окулисту. Он на меня странно посмотрел и сказал срочно ложиться в больницу. И меня прямо из поликлиники на скорой увезли в больницу. Там врачи пришли в ужас. Оказалось, у меня произошло кровоизлияние в глазном дне в обоих глазах. Стали лечить. Уколы в глаза. В больнице я пролежала полтора месяца. Вышла оттуда почти слепая. Я уже одна не могла идти. Мама меня сопровождала. Мне сказали, что зрение у меня не восстановится».
Сейчас Елена рассказывает обо всем спокойно, но тогда для нее это был шок, началась депрессия, ей казалось, что жизнь закончилась. Постепенно она адаптировалась. Сыграл свою роль и характер: «Я всегда по натуре была оптимисткой и активным человеком».
Сначала Елена пришла во Всероссийское общество слепых, участвовала в чтецких конкурсах, но потом узнала о театре. Волновалась, но Элла Иосифовна Варшавская, основатель и первый режиссер театра «Внутреннее зрение», ей сказала: «Я тебя такую давно ждала».
Елена уже 13 лет в театре, она не представляет жизни без него. Первая ее роль — женщина легкого поведения в пьесе «Самоубийца» Эрдмана. «Сказать, что я волновалась, это ничего не сказать, была настоящая встряска», — делится она. Но уже через год Елена получила главную роль в спектакле «Свинья Морен» по новелле Ги де Мопассана. Спектакль был музыкальный, даже с элементами балета. Ей пришлось похудеть для того, чтобы партнер смог брать ее на руки. Ролей потом было много, в основном комедийные.
В театре Елена нашла не только свое призвание, но и личное счастье. К своему состоянию она относится не как к наказанию, а как к испытанию. «Обязательно надо научиться радоваться жизни в любом положении. Если бы я не оказалась в такой ситуации, то не встретилась бы с театром, а этого сейчас уже и представить не могу», — говорит Елена.
Фото: предоставлено театром «Внутреннее зрение».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Фрагмент спектакля «Село Степанчиково». На темной сцене — два героя. Один из них, плотного телосложения бритый мужчина в очках, в волнении стиснул руки. На нем белая рубашка с темным жилетом и зеленый шейный платок. За героем, возложив правую руку на его голову, возвышается мужчина в длинном бордовом халате. Его глаза закрыты, на губах — ироничная улыбка. Левую руку он согнул в локте и развернул кисть.
История Андрея
К репетиции присоединяется атлетически сложенный брюнет. Густым бархатным голосом он начинает рассказывать: «Меня зовут Андрей. Я был обычным парнем. Окончил школу, отслужил в армии, имел специальность слесаря. У отца появилась машина. Я получил права. Женился, потребности возросли, и я стал таксистом. Работу свою очень любил. Интересно было ездить по разным местам, встречаться с разными людьми, слушать их рассказы, представлять себя в разных местах и ситуациях, о которых говорилось. Я любил ездить ночью. Москва ночная — это совсем другой мир, нежели днем, и пассажиры ночные тоже другие, никуда не спешат, можно услышать много интересного».
Андрей Мартынов собирался стать дальнобойщиком, посмотреть мир, но вмешались обстоятельства: «После одного дня на работе, когда пришлось выбегать из жаркого помещения на мороз, я заболел. Сначала просто температура, потом предельно высокая — до 41 градуса, общий отек. Никто не знал, что делать. Образовались волдыри, как оказалось, не только на теле, но и на роговице глаз. Это и привело к очень большой потере зрения».
Андрей не только оптимист, но и юморист: «Операций было несколько. Во время одной наркоз был местный. Я лежу и слышу, как врач командует сигаретку ему подать. Да еще так часто. Я и говорю — не часто ли курим, товарищ. Оказывается на их языке ‘’сигарета’’ — это тампон».
Далее история Андрея развивается уже через актерский этюд. Его сильно беспокоило то, что он будет в тягость жене. Андрей признается, уже за рамками спектакля, что специально сказал ей: «Я выброшусь из окна, если не оставишь меня». Жена оказалась сильной, твердой и решительной: «Я получил пощечину и стал привыкать к новой жизни. Скоро у нас родился ребенок». Об этом зрители узнают из этюда, в котором жене Андрея, актрисе театра, предлагается вместе с ним разыграть два варианта развития событий: она остается и она уходит. После начался долгий путь адаптации. Помогли оптимизм, живая и деятельная натура, умение воспринимать все с юмором.
«Я понял, что должен двигаться, и тогда же я поступил в общество слепых, в нашу первичную организацию. Заинтересовался системой Брайля. Даже участвовал в конкурсах чтения и письма. Потом наша председатель попросила помочь ей в сценке на конкурсе. Она сама актриса нашего театра. И меня затащила», — говорит Андрей. Раньше он никогда не думал о театре, теперь же он ведущий актер с десятилетним стажем. Театр стал его второй жизнью. Первая — это семья.
О первом выходе на сцену Андрей рассказывает так: «На мне сухого места не было, трясло так же, когда я в первый раз сел за руль грузовика с прицепом».
Теперь же зрители не представляют себе спектаклей театра без Андрея и созданных им образов — это унтер-офицер Пришибеев из рассказа Чехова, Фома Фомич из «Села Степанчиково» Достоевского и многие другие. Сам актер определяет свои чувства так: «Перед спектаклем, конечно, волнуюсь. Когда же выхожу на сцену, попадаю как будто домой, мне тепло, уютно и хорошо. Но больше всего я получаю удовольствие, когда играю спектакль третий раз. Никогда не думал о театре и не попал бы в него, а теперь я им живу!».
История Галины
Еще одна героиня спектакля «Просто я живу театром» — Галина Ибрагимова. В 2019 году она, к сожалению, ушла от нас навсегда. Ее роль исполнила Елена Кузнецова.
Галина стала терять зрение в три года после гриппа. В детском саду она поняла, что не может подкинуть мячик и поймать его. Эту сцену и играют в спектакле актеры. «А Божий промысел в том, что... раз ставят меня в эту ситуацию, значит, она мне в этот момент полезна. Это для преодоления. У меня нет ропота на Бога за то, что это случилось. Я благодарна за все», — считает Галина.
В театре «Внутреннее зрение» она создала много ярких и запоминающихся образов. Последним из них стала роль Гели в спектакле «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина. Это печальная история любви польской девушки и русского парня, поэтому Галина говорила весь спектакль с непривычным для нее польским акцентом. «Я в театре с 1992 года. Здесь мои лучшие друзья. Здесь было много хороших, счастливых моментов. В прошлом сезоне мне посчастливилось осуществить мечту: я сыграла в спектакле ‘’Варшавская мелодия’’», — говорит Галина в видеоинтервью, которое показывают на сцене вместе с фрагментами спектакля «Варшавская мелодия».
История Светланы
Проходит на сцене и вокальная репетиция. Актриса театра Светлана Лебедева — профессиональная вокалистка. Когда она родилась, то не видела даже включенную лампочку. В полтора года ей сделали операцию, зрение частично восстановилось. «У нас в институте было актерское мастерство. Но я никогда не думала, что попаду в настоящий театр. Я профессиональная вокалистка, но на сцене чувствую себя немного скованно. Для меня участие в театральных постановках — это возможность раскрепоститься, почувствовать себя свободнее. Я мечтаю, чтоб мне дали развернутую роль в какой-нибудь классической пьесе. Например, я хочу сыграть роль Агафьи Тихоновны из „Женитьбы“ Гоголя», — сказала Светлана.
Истории Романа и Михаила
Роман Пугачев в театре с 2010 года, а ранее он занимался в детской театральной студии. У него был частичный остаток зрения, но несколько лет назад Роман его утратил. «Театр для меня — это профессия. Да, я не зарабатываю этим деньги. Но можно получать деньги и выполнять свою работу плохо. А можно не получать денег, но получать удовольствие. Я мечтаю сыграть Гамлета, но режиссер говорит, что до роли Гамлета я еще не дорос. Поэтому сегодня я прочитаю монолог князя Мышкина из романа Достоевского ‘’Идиот’’», — говорит Роман.
В спектакле играет и Михаил Петровицкий: «У меня в полтора года уже косоглазие было. Слабовидящим был года в три. Потом носил уже такие тяжелые очки. Они такие, как музейный экспонат. Операция была в 2001 году. После операции я прозрел, стал видеть нормально. Уже 18 лет без очков хожу. Вижу более или менее. Могу ездить. Пробовал машину водить. В театре я стал спокойный, любопытный и немного шутливый».
Во время спектакля актеры рассказывают не только о своих победах, но и о трудностях. Есть препятствия, которые преодолеть легче, чем непонимание окружающих. Галина рассказывает в интервью, что в свое время в специализированном институте открылся курс по актерскому мастерству. Ей позвонил преподаватель и сказал, что это будет кукольный театр. Но мечтой Галины был театр, в котором актер находится на сцене. Преподаватель же отреагировал так: «А зачем людям видеть, что вы инвалид? Нет, это не надо». Об этой ситуации зритель узнает из этюда. После чего Галина обращается к залу: «Так и живешь: получаешь удары, тычки. Когда становишься взрослее, не то чтобы становится менее больно, но привыкаешь».
В конце спектакля актеры выходят на сцену и делятся с залом своими мыслями и чувствами о том, чем для них стал театр. В конечном итоге происходит мощный энергетический выплеск: «Просто мы живем театром!».
Премьера спектакля была отложена из-за пандемии, сейчас она запланирована на 23 октября.