Мы — разные: как подготовить ребенка без нарушения зрения к встрече с незрячим сверстником

Тифлокомментарий: Цветная фотография. Вид сверху на двух детей, играющих с объемными деревянными фигурками. Девочкам около трех лет, они стоят на четвереньках на светлом полу, выгуливают в деревянном лесу небольшое стадо разноцветных динозавров. Одна из них одета в пышное красное платье, ее темные волосы забраны в хвост. На девочке с русыми волосами — джинсовый полукомбинезон и белая футболка с длинным рукавом.

Ребенок без нарушения зрения может встретить незрячего сверстника на детской площадке, в школе, в гостях у друзей. Он с любопытством разглядывает его, не решаясь начать общение, или же, напротив, задает ему множество неделикатных вопросов.

Рассказываем, как родителям поговорить с ребенком без нарушения зрения об инвалидности и подготовить его к встрече с незрячим сверстником.

Сначала — слово

Разговора с ребенком без нарушения зрения об инвалидности родителям бояться не стоит. Им надо быть готовым к нему, заранее изучить современные источники информации на тему инклюзивной среды и жизни людей с разными формами инвалидности.

О том, как учатся незрячие дети, какие секции посещают и что любят делать в свободное время, они могут узнать на сайте «Особый взгляд», а также на тематических порталах и в интернет-сообществах родителей детей с нарушением зрения.

Хорошо, если к моменту разговора с ребенком о незрячих людях у родителей будет сформировано правильное отношение к ним. В современном социокультурном пространстве человек с инвалидностью рассматривается, как человек с определенными физическими характеристиками. Иными словами, общество состоит из людей, которые похожи друг на друга, но вместе с тем отличаются друг от друга по разным признакам.

К примеру, есть мальчик, который носит очки, а есть мальчик, у которого большие уши; есть девочка, которая не видит, и есть девочка, которая неправильно произносит букву Р. Мы все разные, и это нормально.

Такая позиция родителей проявится и в словах, которые они будут употреблять в разговоре с ребенком о незрячих детях. Лучше всего называть их «незрячие/слабовидящие мальчик/девочка/ребенок/дети», «мальчик/девочка/ребенок/дети с нарушением зрения». Формулировка «слепой мальчик/девочка/ребенок/дети» также широко употребляется в современном русском языке, но некоторым людям с нарушением зрения она не нравится.

В русском языке слово «слепой» — имя прилагательное, его употребление без существительного считается некорректным. Кроме того, в просторечии слово «слепой» без связанного с ним существительного нередко употребляется как оскорбительное, значение это может быть закреплено в сознании русскоязычного человека. Слова, которые будут употребляться в семье по отношению к людям с нарушением зрения, также появятся в речи ребенка, именно они будут формировать его отношение к ним.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На размытом сером фоне крупный план русоволосой девочки лет четырех в кружевном розовом сарафане. На ее голове — розовая заколка в виде цветка, в ушах блестящие сережки-гвоздики. Девочка зажмурилась, широко улыбается.

Поиграем?

Понять сходные и различные качества людей ребенку дошкольного и младшего школьного возраста поможет игра. К примеру, родители могут предложить ему найти пять внешних отличий на фотографии двух его друзей, а затем вспомнить пять увлечений, которые их объединяют. Если у куклы или игрушечного зверя повредилась конечность, ухо или глаз, родители могут обратить внимание на то, что игрушка не перестала быть для него интересной и любимой.

«Детям дошкольного возраста можно в игре объяснить, как общаться с незрячими сверстниками, — рассказала семейный психолог Олеся Семенова. — Например, кукле, глазки которой не видят, надо давать предметы в руки. Если малыш хочет показать ей свою игрушку, ему надо вложить ее в кукольную руку. Для того чтобы привлечь внимание куклы, он должен назвать ее по имени. Эти простые принципы общения с незрячим человеком дети усваивают быстро. Главное, чтобы во время реального общения с незрячим ребенком родители и сами соблюдали правила, которым учили своего малыша во время игры. Если они вместе пришли в гости в семью, где воспитывается ребенок с нарушением зрения, они могут вместе подойти к нему, представиться, рассказать о себе, предложить игру, в которой дети смогут общаться и взаимодействовать на равных при помощи звуков и тактильных ощущений».

С детьми младшего и среднего школьного возраста Олеся Семенова предлагает поиграть в игры на развитие эмпатии. К примеру, они могут на несколько минут закрыть глаза и попробовать совершить привычные действия без зрения. Такая игра вызовет у ребенка целый спектр положительных эмоций, но одновременно с этим заставит его задуматься над тем, что есть люди, воспринимающие мир при помощи осязания и звуков.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлая комната с лаконичной мебелью и плетеными корзинами. На деревянной лошадке-качалке сидит девочка лет трех, крепко держится за ручки игрушки. Девочка одета в джинсы и розовую кофточку, ее светлые волосы убраны в пучок на затылке. Напротив нее сидит женщина плотного телосложения с темными вьющимися волосами в зеленом джемпере и белой юбке. Она широко улыбается, поддерживает девочку.

А поговорить

Родители могут рассказать ребенку о том, что бывают ситуации, при которых человек лишается зрения, и предложить вместе подумать над тем, какие чувства при этом остаются у него (слух, осязание, обоняние, вкус), как они помогают ориентироваться в мире.

«Детям 7-10 лет можно рассказать о разных способах восприятия окружающего пространства, — объяснила детский психолог Анна Кравцова. — В разговоре следует подчеркнуть, что у каждого из нас есть разные возможности и ограничения, и это нормально. Каждый приходит в мир со своими данными, и он так же, как все, имеет право быть счастливым. Поговорите с детьми о том, что важно быть добрым и уважать личное пространство другого человека, его желание или нежелание общаться и отвечать на вопросы. С подростками 11-15 родители могут обсудить сложности, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью по зрению, и то, каким образом общество станет более инклюзивным. Предложите подросткам подумать, почему важно быть внимательным к особенностям других людей, зачем поддерживать их и как оказывать помощь человеку с плохим зрением. Родителям надо стараться развивать у детей эмпатию: предлагать поставить себя на место незрячего сверстника, подумать о чувствах, которые он испытывает без общения и поддержки зрячих друзей. Подростки более старшего возраста (16- 18 лет) могут уже осознанно рассуждать о морали, равенстве и разнообразии людей, о важности инклюзии в обществе. Они с удовольствием обсудят современные технологии, которые могут помочь незрячему человеку получать информацию, ориентироваться в пространстве, справляться с бытом. Родители могут рассказать им о современных незрячих спортсменах, блогерах, путешественниках, программистах, музыкантах. Возможно, они сами назовут имена знаменитых людей с инвалидностью, которые их мотивируют и вдохновляют».

Тифлокомментарий: кадр из мультфильма «Вне поля зрения». На голубом фоне у металлической ограды стоит главная героиня мультфильма — незрячая девочка в голубом платье и белой остроконечной широкополой шляпе как у волшебницы. Ее глаза закрыты. Она взмахивает палочкой со звездочкой на конце.

Художественный образ

Узнать больше о людях с нарушением зрения ребенку помогут кинофильмы, мультфильмы и книги. Произведений искусства, героями которых стал незрячий человек, немало, и родители могут обратиться к жанру, который наиболее близок и понятен их ребенку.

К примеру, трогательный мультфильм «Метаморфоза» рассказывает о встрече хулигана с незрячей девочкой, после которой он стал сострадательным и добрым. Мультфильм «Вне поля зрения» показывает, что чувствует ребенок без зрения и как ему помогает «волшебная палочка» и собака-проводник.

Подростку может быть интересен кинофильм «Танцы вслепую» о незрячей девушке, которая стремится к независимости и к исполнению своей мечты стать танцовщицей. Сюжет другого кинофильма — «Последняя надежда» — основан на реальной истории Хелен Келлер, которая в двухлетнем возрасте потеряла зрение и слух, но при поддержке талантливого педагога научилась общаться с людьми, читать шрифт Брайля, смогла учиться в колледже и даже получила степень бакалавра.

Ребенку, который любит читать, может понравиться вышедшая недавно при поддержке программы «Особый взгляд» книга Дмитрия и Татьяны Комиссаровых «Видимо-невидимо. Как дружить с незрячим». Книга рассказывает о Феде, незрячем сыне авторов, и о том, как он представляет себе окружающий его мир. Предметы для Феди становятся видимыми благодаря описаниям людей без нарушения зрения. Иногда они похожи на предметы видимого мира, а иногда — сильно отличаются от них. Понять это помогают иллюстрации издания, автором которых стал Дмитрий Комиссаров.

По словам Татьяны Комиссаровой, книга «Видимо-невидимо. Как дружить с незрячим» может помочь детям без нарушения зрения лучше понять мир незрячего ребенка и не побояться начать общаться с ним.

Не пугаться вопросов

Если после просмотра кинофильма про людей без зрения или после встречи с незрячим сверстником у ребенка появились вопросы, родителям надо постараться ответить на них. Нередко детям хочется знать, что произошло с незрячим человеком и почему его глаза выглядят необычно.

Родители могут объяснить ребенку, что есть врожденные и приобретенные заболевания, которые приводят к частичной или даже полной потере зрения. Важно также объяснить, что нередко из-за неосторожности дети травмируют глаза, и это тоже может привести к полной слепоте.

Травмы и хирургические вмешательства часто становятся причиной того, что глаза выглядят полузакрытыми, белесыми, уменьшенными в размерах. Хорошо, если родители объяснят ребенку, что у каждого человека есть характерные черты внешности, физические особенности, которые не должны вызывать удивления и становиться объектом внимания других людей.

Часто интерес ребенка вызывает белая трость в руках незрячего человека или сопровождающая его собака-проводник. Родители могут объяснить, что это средства, которые помогают человеку без зрения передвигаться по улице. Трость становится продолжением его руки, с ее помощью он проверяет, нет ли на дороге препятствий. Ребенок с удовольствием послушает о специальной школе для собак, после окончания которой они получают дипломы и становятся профессионалами в сопровождении незрячих людей.

Детям свойственно задавать вопросы родителям. Благодаря этому они узнают о мире, в котором живут. И если ребенок задает вопросы о незрячих людях и получает от родителей исчерпывающие ответы на них, для него становится очевидным и понятным присутствие в обществе людей с инвалидностью.

Родителям нельзя избегать этих вопросов. Нежелание отвечать на них и неловкое замалчивание темы инвалидности приведет к тому, что ребенок будет бояться взаимодействовать с незрячими сверстниками или задавать им вопросы, на которые так и не получил ответ. Даже если родители не знают, как правильно ответить на вопросы ребенка, они могут объяснить ему это и предложить вернуться к разговору чуть позже, когда у них будет нужная информация.