Санкт-Петербург — второй по значимости и численности жителей город России. Долгое время он был единственным, кроме Москвы, городом федерального значения. Каково это — передвигаться по сети его улиц, линий, проспектов и каналов без использования зрения? Корреспондент нашего портала Павел Леонов и его собеседники постарались ответить на этот вопрос.
В прошлых материалах мы уже касались московских говорящих светофоров, системы «Говорящий город», навигации в московском метро, а еще я рассказывал о своем опыте ориентирования в наземном транспорте столицы.
Пришло время посмотреть и на Петербург — и на его доступность и организацию безбарьерной среды.
Мои сегодняшние герои — активные петербуржцы, которые поделились опытом жизни в Северной столице. Алла Пелешева, Елизавета Гаврикова, Светлана Воронова и Владимир Худяков рассказали, как обстоят дела лично у них с доступностью города и как устроена транспортная система Петербурга.
Алла Пелешева — руководитель местного клуба владельцев собак-проводников «Невский проводник». Ей 64 года, и она начала терять зрение в детстве. Сейчас, как говорит сама Алла, она видит только свет и тени. С 2013 года женщина передвигается с псом-помощником. Нынешний спутник Хелвиг — ее второй проводник.
Теперь Алла может ходить с тростью сама в случае необходимости, однако признается, что с собакой скорость будет намного быстрее.
Алла уже не работает, поэтому пользуется транспортом не ежедневно, но если пользуется, то с легкостью. «Полгода я живу на даче, полгода — в городе, — поясняет моя собеседница. — Я пользуюсь всеми видами транспорта, но чаще — социальным такси. В Петербурге эта сеть неплохо развита».
В случае поездок на наземном общественном транспорте Алла пользуется помощью окружающих. «Я говорю Хелвигу: „Остановка“. А потом спрашиваю у людей, кто ждет такой-то автобус», — говорит моя собеседница.
У петербургского метро есть собственная служба сопровождения — и работает она оперативнее московской. Сотрудники больше взаимодействуют с людьми, передвигающимися на колясках, и по остаточному принципу помогают и незрячим пассажирам. Человек с нарушением зрения заходит в метро, ему предлагают подождать максимум минут 20, а затем помогают спуститься на станцию и сесть в поезд. Далее сотрудник службы не едет — но на станции назначения незрячего пассажира встречает другой сопровождающий.
Но изюминка здесь в другом. «Бывали случаи, когда незрячих без сопровождения не пускали и настаивали на том, что им нужна помощь», — поделилась Алла.
Сама Алла ориентируется в метро хорошо, и большинство станций знает, как она шутит, «по Брайлю».
Отдельно женщина упоминает станции закрытого типа — так называемый «горизонтальный лифт». Они — особенность местной подземки.
Чтобы было безопасно и одновременно дешево, некоторые станции метро в Санкт-Петербурге строили без боковых посадочных платформ. Вход в поезда на таких случаях осуществляется через специальные раздвижные двери в стенах — они открываются вместе с дверями поезда. «Такие станции — любовь незрячего, — говорит Алла. — Я раньше жила на станции Площадь Александра Невского и очень любила эту станцию». По словам женщины, на таких станциях невозможно упасть на рельсы.
В целом, Алла активная и общительная, как она говорит сама, и может легко сориентироваться в новых обстоятельствах. Так что она обращается к окружающим, когда это необходимо, и так и не подружилась с приложениями.
А вот Елизавета Гаврикова, слабовидящая художница и специалистка по инклюзивному взаимодействию, наоборот, чаще пользуется приложениями, которые помогают ей передвигаться по городу.
Елизавета — слабовидящая с рождения, и о своем зрении говорит расплывчато. «В разное время суток я вижу по-разному. Если потратить больше времени, то я сориентируюсь в пространстве», — поясняет девушка.
Елизавета — активный житель своего города. По ее словам, она много перемещается по городу: работает, встречается с друзьями, ходит по кофейням и культурным мероприятиям. «В перемещении по городу мне помогают карты, — поясняет Елизавета. — Если мне нужен пеший маршрут, я смотрю 2ГИС, а если мне нужен транспорт, то изучаю Яндекс Карты. Также мне помогают пищащие светофоры и объявления остановок в автобусах. Так ты понимаешь, где ты едешь».
автор фото Alex ’Florstein’ Fedorov
Тифлокомментарий: цветная фотография. Ярко освещенная станция метро Петроградская в Санкт-Петербурге. На стенах, облицованных светлой рельефной плиткой, расположены схемы движения, под потолком в центре зала висит синий указатель. Края широкой гранитной платформы обозначены белой полосой. Черные платформенные двери, ведущие к зоне посадки, закрыты.
Елизавета тоже слышала об особенностях перемещения по метро Петербурга, и тоже попадала в ситуации, когда ей настойчиво предлагали помощь: «Я слабовидящая, поэтому меня меньше с этим трогали, но было так, что работники говорили, что все равно спустятся, чтобы им было спокойнее».
Елизавета, как и Алла, владелица собаки-проводника, и о помощи в метро говорит так: «Я редко пользуюсь этой услугой, но я всегда прошу кого-то, чтобы не обгоняли на эскалаторах и не мешали собаке. Люди много бегают, и это неудобно».
Что касается метро станций закрытого и открытого (стандартного) типа, то о них моя собеседница говорит так: «Открытые станции действительно небезопасны, но и такие станции, как Звездная или Московская, тоже неудобны. А вот Сенная площадь, Невский проспект и прочие мне очень удобны. Потоки распределяются, и мне комфортно».
Также в конце разговора Елизавета подняла важную тему кнопок, которые в наземном транспорте устанавливают для выхода из вагона.
«Кнопки появились везде: и в [поездах] „Ласточках“, и в автобусах, и в троллейбусах, и в трамваях. Но потом их стали отключать, и от этого стало еще хуже. Теперь непонятно: дверь откроется сейчас сама или ее нужно все же открывать с кнопки? В салоне часто объявляют, мол, для открытия дверей нажмите кнопку. Тратится еще больше времени», — поделилась девушка.
Терминалы с большим количеством остановок сразу тоже не кажутся моя собеседнице удобными. По ее словам, в итоге часто путаешься, разбираясь, на какую именно платформу придет нужный тебе транспорт.
Тифлокомментарий: цветная фотография. Зимний дворец со стороны Невы в морозный день. Трехэтажное здание в стиле барокко богато декорировано лепниной. Его строгий бирюзовый фасад украшает вереница белоснежных колонн. На карнизе крыши с балюстрадой видны многочисленные древнеримские статуи и вазы.
Следующая моя собеседница, Светлана Воронова, — слабовидящая женщина и коренная петербурженка. По ее словам, она может с радостью показать город туристам.
Как же Светлана ориентируется в большом городе?
У Светланы вторая группа инвалидности, при этом она видит в основном левым глазом, но для ориентировки по городу ей этого хватает.
В транспорте женщина пользуется приложениями, а в незнакомых районах, по ее словам, — помощью прохожих.
В метро же Светлана старается прибегать к услугам службы сопровождения: «У меня есть особенность зрения. Я почти не вижу то, что от меня снизу, и от этого тяжело пользоваться эскалаторами».
Женщине нравится оперативность местной службы. Разговаривая со мной, она даже удивилась, что в Москве сопровождение нужно заказывать за сутки.
При этом Светлана передвигается по городу уверенно, сама — даже помогала в ориентировке своему мужу, недавно потерявшему зрение.
Забавно, но наше знакомство началось с жалобы на кнопки в наземном транспорте. «У нас стали появляться автобусы и троллейбусы с кнопками на дверях, но сейчас частенько водители сами открывают двери или, если есть кондуктор, дверь может открыть он. Но недавно я в троллейбусе открывала дверь с кнопки», — отметила Светлана.
Владимир Худяков, руководитель проекта «Нет предела» и участник совета по доступной среде при комитете транспорта Санкт-Петербурга, тоже поделился со мной своим опытом перемещения по городу.
У Владимира глаукома с детства. До 36 лет он ходил в очках — зрение неплохо корректировалось. Теперь, когда он не видит, часто полагается на зрительную память: «Почти все станции петербургского метро старые, — говорит мужчина. — И я их видел своими глазами, когда неплохо видел. Я могу сориентировать любого приехавшего в наш город человека по телефону».
Однако Владимир, как знаток транспортной повестки, тут же подсветил несколько интересных аспектов доступности транспорта в целом.
«Сейчас, например, почему-то решили переносить трамвайные остановки за перекресток, — рассказывает об одном из ярких примеров Владимир. — Нас учат, что трамвай мы обходим спереди, а троллейбусы и автобусы — сзади. Но на севере города, например, на проспекте Просвещения, все остановки перенесли, и я привыкал дня три».
Для ориентировки в транспорте Владимир использует систему «Говорящий город» и комментирует ее так: «Если говорить о тех же кнопках, то они действительно неудобны всем, особенно в солнечную погоду. Но сейчас водители, когда видят человека с тростью, открывают двери. Или можно это сделать через как раз „Говорящий город“».
Говоря о метро подробнее, Владимир признает, что не пользуется службой сопровождения — она нужнее тем, кто хуже ориентируется сам. Но как член совета по доступной среде, мужчина знает всю систему изнутри и комментирует работу службы так: «У нее действительно есть минусы, поскольку работники метро, как они говорят, несут за нас ответственность. И это, может, и неплохо, но имеет ряд своих „но“. На большинстве станций можно сориентироваться самому, а станции „Горизонтальный лифт“ — самые безопасные».
При этом Владимир советует, говоря о станциях закрытого типа: «Двери всегда в углублениях, и тростью можно это углубление почувствовать. А если при выходе из поезда на таких станциях вы замешкались, то ничего страшного не произойдет. Двери работают именно как в лифте. Они ударятся, разве что, о вас — и снова откроются».
В конце разговора Владимир дал весьма важный комментарий о наземном транспорте: «Не знаю, как по всей России, но в Петербурге работает закон, что на одной остановке может стоять одно транспортное средство с открытыми дверями, а остальные автобусы или троллейбусы должны ждать своей очереди. Но бывает так — особенно на Невском проспекте и когда нельзя выбиваться из графика, — что все выстроившиеся автобусы и троллейбусы открывают двери. В троллейбусах хотя бы есть „Говорящий город“, а автобусы иногда приходится пропускать».
Однако и я, и Владимир заметили, что в Петербурге часто бывает совпадение автобусных и троллейбусных маршрутов на одной остановке. Так, у Площади Восстания останавливается два седьмых маршрута: автобуса и троллейбуса. Это у некоторых вызывает путаницу.
В конце материала приведу слова Владимира, который смело утверждает, что Петербург перегнал Москву по доступности — но тут же поправляется и говорит, что это связано конкретно с системой «Говорящий город».
Жители Северной столицы в целом довольны навигацией по городу — и даже я, любитель и ценитель транспорта, легко учу систему. А вдруг пригодится, кто знает?
«Когда я получала первую собаку, я не умела ходить с тростью, — признается Алла. — Инструкторы в Купавне отметили, что это даже хорошо. Не надо, мол, переучиваться».